г. Челябинск |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А76-38660/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2020 по делу N А76-38660/2019.
В судебном заседании приняли участие представители Челябинской таможни - Цымбал Д.Н. (удостоверение, доверенность от 09.01.2020), Кучинская В.В. (удостоверение, доверенность от 09.01.2020).
Челябинская таможня (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - ответчик, ООО "Транссервис") о взыскании утилизационного сбора в сумме 10 363 500 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2020 заявленные требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" в пользу Челябинской таможни взыскан неуплаченный утилизационный сбор в сумме 10 363 500 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Транссервис" (далее также - апеллянт, податель жалобы), обратилось в суд апелляционной инстанции. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы ссылается на возможность применения исключительных положений законодательства, регулирующих основания для уплаты утилизационного сбора. Апеллянт отмечет, что намерений эксплуатировать ввезенный товар в качестве самоходных машин у Общества не было, таким образом, ввезенные на территорию Российской Федерации и не поставленные в дальнейшем на регистрационный учет транспортные средства, не подлежат обложению утилизационным сбором.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание ответчик не явился, представителей не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Транссервис" в соответствии с контрактами N 5-2015 от 25.05.2015, N 17-1610 от 16.10.2017 ввезло на территорию Евразийского экономического союза в зоне деятельности Челябинской таможни товар - колесные транспортные средства и с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представило в таможенный орган декларации на товары (далее - ДТ). Основные сведения о товарах, продекларированных по ДТ, отражены в таблице ниже.
N ДТ |
Описание товара |
10504080/070417/0000164 товар N 1 код 8706001190 |
шасси грузового а/м марки IVECO MAGIRUS модель е240, V1N WJME2JSJ004186068, момент вып. 1996, бывший в эксплуатации, N шасси (рамы) WJME2JSJ004186068, мод. двиг. 8210.421, N двиг. 4600-472559, рабочий объем двиг. 13798 см3, тип двиг. дизельный, цвет см. дополнение красный, груз.мощн.двиг. 309 квт/420 л.с, полная масса 26000 кг |
10504080/070417/0000164 товар N 2 код 8706001190 |
шасси грузового а/м марки DAF FAD модель CF 85.430, VIN XLRAD85XC0E615107, момент вып. 2003, бывший в эксплуатации, N шасси (рамы) XLRAD85XC0E615107, мод. двиг. ХЕ 315 С, N двиг. U-33326,639565 рабочий объем двиг. 12580 см3, тип двиг. дизельный, цвет белый, груз. мощн. двиг. 315 квт/428 л.с., полная масса 32000 кг |
10504080/031117/0000610 товар N 1 код 8705908009 |
автовышка (автогидроподъемник), оборудованный телескопической стрелой и подъемной платформой, марка MAN LE 250В,тип L87,VIN WMAL87ZZZ3Y107916, год вып. 2002, бывший в эксплуатации, N шасси WMAL87ZZZ3Y107916, категория N 3, модель двиг. D0836 LFL, N двиг. 01326815122598, тип двигателя дизельный, объем двигателя 6871 см3, цвет белый, груз. мощн. двиг.245 л.с/180 квт, экологический класс 4,категория ТС N 3, с полной массой 18000 кг |
10504080/221117/0000665 товар N 1 код 8705908009 |
автовышка (автогидроподъемник), оборудованная телескопической стрелой и подъемной платформой, марка MERCEDES-BENZ AJXOR 1828, тип 950.56, VIN WDB9505631L133458, год вып. 2006, бывший в эксплуатации, N шасси WDB9505631L133458, категория! N 3, модель двиг. | OM906LA, N двиг. 90692800577147, тип двигателя, дизельный, объем двигателя 6374СМЗ, цвет красный, груз. мощн. двиг. 205 квт/279 л.с., экологический класс 4, категория ТС N 3, с полной массой 18000 кг |
10504080/060218/0000055 товар N 1 код 8705400005 |
бетоносмеситель с насосной установкой, состоящий из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона. Марка IVECO, тип KJ3J38314, коммерческое см. дополнение наименование TRAKKER AD340T38, VIN WJMJ3JRS20C167816, год вып.2006, бывший в эксплуатации, N шасси WJMJ3JRS20C167816, N двиг. F3BE06816 ВЕ14-069878, тип двигателя дизельный, объем двигателя 12880 смЗ, цвет желтый, груз. мощн. двиг. 379л.с./279 квт, экологический класс 4, категория тс N 3, с полной массой 32000 кг, кол-во посадочных мест |
10504080/200418/0000215 товар N 1 код 8701209015 |
седельный тягач марка MAN тип TGA01, коммерческое наименование; TGX 18.440, VIN WMA06XZZ4CW160444, год изготовления 26.07.2011, бывший в эксплуатации, N шасси WMA06XZZ4CW160444, модель двиг. D2066 LF40, N двиг. 50529651872963, тип см. дополнение двигателя дизельный, объем двигателя 10518 см3, цвет белый, груз. мощн. двиг. 440,82 л.с./324 квт, экологический класс 5, категория тс N 3, с полной массой 20500 |
Поскольку информации, представленной Челябинским таможенным постом, сведений об уплате утилизационного сбора, в отношении самоходных машин, ввезенных по ДТ N N 10504080/090217/0000056, 10504080/300317/0000141, 10504080/110417/0000170, 10504080/200417/0000193 не имеется, Челябинская таможня обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании утилизационного сбора.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Постановления N 81).
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N АКПИ12-1278).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем ввезены транспортные средства, которые не подпадают под исключения, перечисленные в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89.
Из анализа норм Закона N 89-ФЗ следует, что в отношении импортируемых транспортных средств, самоходных машин законодателем в силу императивного правового регулирования в качестве основного условия для признания плательщиком утилизационного сбора установлен факт ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации, таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза на территорию Российской Федерации транспортного средства, самоходной машины и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.
Под ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию понимается не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры, исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений.
Правила взимания утилизационного сбора распространяются на ввезенные товары независимо от того, имел ли декларант намерение получить паспорт самоходной машины и самостоятельно эксплуатировать транспортное средство.
Таким образом, для целей взимания утилизационного сбора не имеет правового значения факт невыдачи паспортов самоходных машин на спорные транспортные средства, а также отказ от их эксплуатации в связи с нахождением транспортного средства в непригодном для эксплуатации состоянии.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие оснований для взимания утилизационного сбора ввиду неполучения паспортов транспортных средств по причине неисправности и некомплектности указанных транспортных средств отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя являются верными.
Отклоняя изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что по существу они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2020 по делу N А76-38660/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-38660/2019
Истец: Челябинская таможня
Ответчик: ООО "Транссервис"