Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2020 г. N Ф08-5636/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А32-1034/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Приморская" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 по делу N А32-1034/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Приморская"
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Приморская" (далее - ООО "Птицефабрика "Приморская", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2019 N 322/110-14 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, о признании недействительным представления от 25.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2020 заявление принято в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Птицефабрика "Приморская" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 по делу N А32-1034/2020 изменить, признать недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25.11.2019, вынесенное Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора.
Жалоба мотивирована следующим.
По мнению заявителя, представление, как ненормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения.
21.05.2019 ООО "Птицефабрика "Приморская" направляло Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения об организации производственного контроля за соблюдениями требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2020 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Птицефабрика "Приморская" не представило сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы до 1 апреля соответствующего календарного года, в чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), то есть нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Представлением от 25.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения указано, что по состоянию на 25.11.2019 сведения об организации безопасности ООО "Птицефабрика "Приморская" не представлены, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 27.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" согласно которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана представлять сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
ООО "Птицефабрика "Приморская" обязали принять меры по устранению выявленных нарушений.
Постановлением от 25.11.2019 N 322/110-14 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения указано, что по состоянию на 25.11.2019 сведения об организации безопасности ООО "Птицефабрика "Приморская" не представлены, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 27.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" согласно которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана представлять сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
В материалах дела имеется копия сопроводительного письма ООО "Птицефабрика "Приморская" N 536 от 21.05.2019 о предоставлении сведений об организации производственного контроля за соблюдениями требований промышленной безопасности на опасно производственных объектах предприятия "Сеть газораспределения и газоотведения", "Аммиачная холодильная установка" за отчетный период 2018 г., с отметкой о получении Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора 22.05.2019.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.
Субъектом правонарушения является организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: - соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; - соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); - обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; - иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; - уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; - обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; - допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; - обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; - иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; - организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; - создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод о представлении Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 21.05.2019 сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасно производственных объектах отклоняется.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" согласно которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана представлять сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Сопроводительное письмо от 21.05.2019 было получено Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора 22.05.2019, то есть с нарушением срока на представление сведений.
Кроме того, в Представлении от 25.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и Постановлении от 25.11.2019 N 322/110-14 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, указаны опасные производственные объекты:
- "Сеть газопотребления ООО "Птицефабрика "Приморская"" зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за N А30-00375-0002, расположенный по адресу: 353892, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Ахтарский;
- "Сеть газопотребления цеха родильного" зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за N А30-00375-0004, расположенный по адресу: 353875, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, ст. Бриньковская.
В сопроводительном письме ООО "Птицефабрика "Приморская" N 536 от 21.05.2019 указаны: "Сеть газораспределения и газопотребления", "Аммиачная холодильная установка". Приложения, указанные в сопроводительном письме, в материалах дела отсутствует. Установить их соответствие к требованиям форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности невозможно.
Из решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2019 по делу N А32-34385/2019 следует, что "Аммиачная холодильная установка" (из сопроводительного письма заявителя) это "Сеть газопотребления ООО "Птицефабрика "Приморская" зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за N А30-00375-0002, расположенный по адресу: 353892, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Ахтарский (из Представлении от 25.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и Постановлении от 25.11.2019 N 322/110-14 о привлечении к административной ответственности).
Установить тождественность "Сеть газораспределения и газопотребления" (из сопроводительного письма заявителя) и "Сеть газопотребления цеха родильного" зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за N А30-00375-0004, расположенный по адресу: 353875, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, ст. Бриньковская (из Представлении от 25.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и Постановлении от 25.11.2019 N 322/110-14 о привлечении к административной ответственности) не представляется возможным.
Довод об отсутствии четких указаний на конкретные действия отклоняется.
В связи с тем, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), обществом не была представлена в установленный срок отчетность за 2018 год об организации производственного контроля на указанных опасных производственных объектах, уполномоченным должностным лицом управления составлен протокол от 21.10.2019 об административном правонарушении, на основании которого вынесено оспариваемое заявителем постановление от 25.11.2019 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Статьей 9 Закона N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Из содержания части 2 статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пунктов 14 и 14.1 Правил N 263 следует, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Согласно ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
При вынесении представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 25.11.2019 Управление действовало в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии со ст. ст. 23.49, 29.13 КоАП РФ. Указанное представление вынесено на основании установленных и подтвержденных материалами административного дела обстоятельств, которые отражены в постановлении о назначении административного наказания от 25.11.2019.
При этом данное представление направлено на обеспечение гарантий исполнения обществом обязанностей, предусмотренных законом, и не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, таким образом, не может повлечь нарушения прав заявителя.
Следовательно, представление от 25.11.2019 является законным и обоснованным.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 по делу N А32-1034/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1034/2020
Истец: ООО "Птицефабрика "Приморская"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору