г. Тула |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А54-10599/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., в отсутствие представителей административного органа - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (г. Рязань, ОГРН 1086229000318, ИНН 6229060674) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Рыбновский молочный завод" (г. Рыбное, ОГРН 1086215003060, ИНН 6213008870), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рыбновский молочный завод" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.02.2020 по делу N А54-10599/2019 (судья Соломатина О.В.),
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Рыбновский молочный завод" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.02.2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов настаивает на отсутствии у управления полномочий по надзору за выпуском готовой молочной продукции.
От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения, изложенные в отзыве, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что от общества 01.10.2019 в обособленное структурное подразделение общества с ограниченной ответственностью "Европа" - гипермаркет "Европа-49" (далее - гипермаркет) по универсальному передаточному документу от 01.10.2019 N ТКР-594307 поступила продукция, среди которой имеется сметана "Народная", м. д. ж. 20 % (далее - сметана "Народная"),и молоко питьевое пастеризованное "Народное", м. д. ж. 3,2 % (далее - молоко "Народное").
В управление 02.10.2019 от гипермаркета поступило заявление об отборе проб молочной продукции и проведении лабораторных исследований на соответствие требованиям безопасности и качества молочной продукции в рамках пищевого мониторинга поступившей продукции.
Государственным инспектором отдела внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора управления Ушаковой Н.А. 02.10.2019 в 11 часов 48 минут в гипермаркете (г. Рязань, ул. Новоселов, д. 62) произведен отбор проб сметаны "Народная" ГОСТ 31452-2012 производства общества, о чем составлен акт отбора проб (образцов) от 02.10.2019 N 1426910 (т. 1, л. 27 - 28 и 30).
Пробы продукции отобраны в количестве 2,88 кг, пронумерованы, опломбированы в сейф-пакет N 34880390 и направлены для исследований в Тульскую испытательную лабораторию Тульского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" (далее - лаборатория).
Помимо этого государственным инспектором отдела внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора управления Ковалевым М.А. 02.10.2019 в 13 часов 10 минут в гипермаркете произведен отбор проб молока "Народное" ГОСТ 31450-2013 производства общества, о чем составлен акт отбора проб (образцов) от 02.10.2019 N 1426887 (т. 1, л. 25 - 26 и 29).
Пробы продукции отобраны в количестве 1,8 мл, пронумерованы, опломбированы в сейф-пакет N 34880397 и направлены для исследований в лабораторию.
Протоколом испытаний лаборатории от 09.10.2019 N 17377 ТВ (т. 1, л. 31 - 32) с результатами исследований молока "Народное" установлена фальсификация указанного молочного продукта посредством снижения пищевой ценности (фактически м. д. ж. составляет 1,5 %, при заявленной 3,2 %, фактически массовая доля белка составляет 1,71 %, при заявленной 3 %). Установленное протоколом отклонение м. д. ж. в молоке "Народное" составляет 53,125 %, а отклонение массовой доли белка - 43 %, при максимально допустимом - 10 %.
Протоколом испытаний лаборатории от 09.10.2019 N 17376 ТВ (т. 1, л. 33 - 34) с результатами исследований сметаны "Народная" установлена фальсификация указанного молочного продукта посредством снижения пищевой ценности (фактически м. д. ж. составляет 10 %, при заявленной - 20 %). Установленное протоколом отклонение м. д. ж. в указанной сметане составляет 50 %, при максимально допустимом - 15 %.
Управлением установлено, что обществом в нарушение требований Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - TP ТС 021/2011), изготовлена и выпущена в обращение молочная продукция (сметана "Народная" и молоко "Народное") с признаками фальсификации посредством снижения пищевой ценности.
Извещением от 14.10.2019 (т. 1, л. 39 - 40), направленным по юридическому адресу общества и полученным им 18.10.2019, законному представителю общества предложено явиться 30.10.2019 к 10 часам 30 минутам в управление для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении.
Должностным лицом управления, в отсутствие законного представителя общества, 30.10.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 015648, содержащий в себе обстоятельства совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (т. 1, л. 12 - 14), который направлен в адрес общества 19.11.2019.
Названный протокол, материалы административного дела и заявление о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего кодекса, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушение требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектами правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Из части 2 статьи 3 этого закона следует, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.
В пункте 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N2300-1) сказано, что требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
На основании пункта 2 статьи 40 рассматриваемого закона федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
- организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
- организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
- систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
- статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);
- ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
- ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1 - 6 настоящего пункта, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как определено статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Из положений статьи 6 названного закона усматривается, что технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
В соответствии со статьей 7 этого закона содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент; технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
По смыслу пункта 1 статьи 46 рассматриваемого закона требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 утвержден технический регламент Таможенного союза ""О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013), который вступил в силу в 01.05.2014 и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
В силу пункта 5 ТР ТС 033/2013 молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него; сметана - кисломолочный продукт, произведенный путем сквашивания сливок с добавлением или без добавления молочных продуктов с использованием заквасочных микроорганизмов (лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков), в котором массовая доля молочного жира составляет не менее 10 %.
Согласно пункту 7 ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Из пункта 30 ТР ТС 033/2013 следует, что молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна, и должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В подпункте "г" пункта 6 TP ТС 033/2013 установлено, что в случае если молоко и молочную продукцию невозможно идентифицировать по наименованию, визуальным методом или органолептическим методом, идентификацию проводят аналитическим методом путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей молока и молочной продукции признакам, установленным в настоящем техническом регламенте, определенной технической документации, в соответствии с которой изготовлены молоко и молочная продукция, а также в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию.
На основании части 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители пищевой продукции обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления) таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Частью 2 статьи 22 ТР ТС 021/2011 определено, что заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 93 TP ТС 033/2013 пределы допустимых отклонений показателей пищевой ценности молочной продукции, указанные в маркировке на ее упаковке или этикетке, от действительных показателей пищевой ценности такой продукции не должны превышать допустимые пределы, установленные в приложении N 16 к настоящему техническому регламенту.
Показатели пищевой ценности молочной продукции должны устанавливаться на основании средневзвешенных значений, полученных расчетным методом на основании известных значений, или средневзвешенных значений, полученных при исследовании (испытании) молочной продукции изготовителем, или расчетным методом на основании табличных значений, взятых из официальных источников, или расчетным методом при анализе показателей пищевой ценности используемых компонентов.
Как следует из приложении N 16 к TP ТС 033/2013, предел допустимых отклонений при массовой доле жира 20 г на 100 г продукта составляет * 15 %, а предел допустимых отклонений при массовой доле жира 3,2 г на 100 г продукта и массовой доле белка 3 г на 100 г продукта - * 10 %.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.02.2009 утверждены Методические указания МУ 4.1./4.2.2484-09 "Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции" (далее - МУ 4.1./4.2.2484-09), согласно пунктам 2 и 5 таблицы 1 которых снижение пищевой ценности (в том числе массовой доли жира) является способом фальсификации питьевого молока и питьевых сливок, а также сметаны и продуктов на ее основе.
В связи с тем, что сметана является молочным продуктом, то ее жировая фаза должна содержать только молочный жир, а жирно-кислотный состав жировой фазы - соответствовать пункту 5.1.6 ГОСТ 31452-2012 "Сметана. Технические условия" и МУ 4.1./4.2.2484-09.
Так как молоко также молочный продукт, то состав его жировой фазы должен соответствовать пункту 5.1.3 ГОСТ 31450-2013 "Молоко питьевое. Технические условия" и МУ 4.1./4.2.2484-09.
Как установлено судом первой инстанции, общество является изготовителем сметаны "Народная" в объеме 2,88 кг и молока "Народное" в объеме 18 л, поставленных им в адрес гипермаркета по универсальному передаточному документу от 01.10.2019 N ТКР-594307.
Факт того, что общество является производителем указанной продукции, подтверждается информацией на этикетке, которая также содержит сведения о том, что сметана "Народная" соответствует ГОСТ 31452-2012, а молоко "Народное" - ГОСТ 31450-2013.
Сметана "Народная" и молоко "Народное" задекларированы обществом на соответствие TP ТС 033/2013, TP ТС 021/2011 и TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", что подтверждается декларациями о соответствии от 29.05.2019 и от 22.05.2019 соответственно (т. 1, л. 37 - 38).
Сказанное свидетельствует о том, что общество обязано соблюдать требования закона и технических регламентов при изготовлении спорной продукции и является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По результатам исследования образцов (проб) молока "Народное", отобранных управлением в ходе проверки, и протоколом испытаний лаборатории от 09.10.2019 N 17377 ТВ установлено, что отклонение массовой доли жира составляет 53,125 %, а отклонение массовой доли белка - 43 % при максимально допустимом - 10 %, что указывает на несоответствие отобранной пробы молока "Народное" требованиям TP ТС 033/2013 и ГОСТ 31450-2013 "Молоко питьевое. Технические условия" в связи со снижением пищевой ценности (массовой доли жира).
Помимо этого, по результатам исследования образцов (проб) сметаны "Народная", отобранных управлением в ходе проверки, и протоколом испытаний лаборатории от 09.10.2019 N 17376 ТВ установлено, что отклонение массовой доли жира составляет 50 % при максимально допустимом - 15 %, что указывает на несоответствие сметаны "Народная" требованиям TP ТС 033/2013 и ГОСТ 31452-2012 "Сметана. Технические условия" в связи со снижением пищевой ценности (массовой доли жира).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела надлежащие доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, являясь производителем (изготовителем) сметаны "Народная" и молока "Народное", общество совершило административное правонарушение, выразившееся в производстве и выпуске в оборот названной молочной продукции, не отвечающей требованиям TP ТС 033/2013, ГОСТ 31450-2013 "Молоко питьевое. Технические условия" и ГОСТ 31452-2012 "Сметана. Технические условия", а именно: фальсификации указанных продуктов посредством снижения пищевой ценности.
Материалы дела не содержат надлежащих доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению обязательных требований технических регламентов к изготавливаемой продукции, что указывает на его пренебрежительное отношение к установленным требованиям.
В связи с этим суд обоснованно указал на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отклоняя довод общества, продублированный в апелляционной жалобе, об отсутствии у управления полномочий по надзору за выпуском готовой молочной продукции (сметаны в том числе), суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 29-ФЗ государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Положение), в соответствии с которым Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии и осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, такие полномочия как государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований TP ТС 021/2011" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований TP ТС 021/2011 осуществляет, в том числе, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках государственного ветеринарного надзора.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 N 474 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 033/2013" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 033/2013 осуществляется, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
На основании подпункта 5.1.1 Положения Россельхознадзор осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий, в том числе, ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Россельхознадзор, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции.
Пунктом 6.1 Положения определено, что Россельхознадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 утверждено Положение о государственном ветеринарном надзоре, согласно пунктам 3 и 4 которого федеральный государственный надзор осуществляет, в том числе и Россельхознадзор и его территориальные органы в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приказом Россельхознадзора от 28.12.2018 N 1520 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2019 год" в целях реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС) Всемирной торговой организации при вступлении России в ВТО на 2019 год предусмотрено проведение государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями в 2019 году.
При этом указанным приказом определены учреждения, в которых подлежит проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации в 2019 году.
Так, в приложении N 2 к данному приказу Рязанская область закреплена за Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория".
В силу пункта 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ на основании положений этого закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию.
В Российской Федерации отсутствуют нормативные правовые акты, разграничивающие полномочия по проверке молока и молочных продуктов и относящие проведение проверки качества сметаны к полномочиям иных государственных органов.
Как следует из положений ТР ТС 033/2013, сметана является кисломолочным продуктом, произведенным путем сквашивания сливок с добавлением или без добавления молочных продуктов с использованием заквасочных микроорганизмов (лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков), в котором массовая доля молочного жира составляет не менее 10 %.
Данная продукция включена в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 (далее - Единый перечень).
На основании изложенного суд первой инстанции справедливо отклонил довод общества об отсутствии у управления полномочий на проведение ветеринарного надзора в отношении спорной продукции.
Помимо этого, апелляционная инстанция отмечает следующее.
Пунктом "б" постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляется Россельхознадзором в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора: продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках; деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Пункт 1 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.10.2016 N 744 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и порядка его ведения" утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ветеринарного надзора (Приложение N 1), в котором включены решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии ТР ТС 021/2011" в части статьей 5, 6 главы I, главы 3, 4, 6; а также решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте ТР ТС 034/2013" в части главы I, II, IV - XI, XIV.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, предусмотрено, что федеральный государственный надзор осуществляет Россельхознадзор и его территориальные органы: в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень; в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления; в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно Единому перечню под кодом 0403 включены, в числе прочего "сквашенные сливки".
Таким образом, федеральный государственный надзор осуществляет Россельхознадзор и территориальные органы в отношении подконтрольных товаров (товаров под кодом 0403) при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В силу пункта 8.1.3 Типового положения о территориальном органе Россельхознадзора, утвержденного приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527, управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" федеральный государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Россельхознадзора в отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Пунктами 3, 4 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" определено, что Россельхознадзор находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" в соответствии с Законом N 29-ФЗ определено, что Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо обеспечить организацию и ведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов (мониторинг).
При этом под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов (пункт 2 Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883).
Следовательно, за Россельхознадзором закреплены полномочия по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Пункт 2 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" устанавливает общие принципы обеспечения безопасности животных и продукции животного происхождения, которые включены в Единый перечень, ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза с территорий третьих стран, перемещаются с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена, при их изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении, а также организации аудита официальных систем надзора третьих стран и совместных проверок (инспекций) организаций и лиц, участвующих в изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении подконтрольных товаров (продукции), и принятия гарантий.
Как указывалось ранее, сквашенные сливки включены в Единый перечень под кодом 0403, что свидетельствует о наличии у управления полномочий по осуществлению проверки в отношении сметаны "Народная".
Мнение общества, изложенное в апелляционной жалобе, о том, что согласно Единому перечню сметана подлежит ветеринарному контролю только в части эпизоотического благополучия, является несостоятельным, поскольку исходя из буквального толкования кода 0403 ветеринарному контролю в части эпизоотического благополучия подлежит исключительно какао.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у управления полномочий по проверке спорного вопроса.
Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2020 N 304-ЭС19-25575 по делу N А03-5154/2019 и от 28.11.2019 N 306-ЭС19-21873 по делу N А12-8733/2019.
Управлением соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно отметил суд, в рассматриваемом случае вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения выражена в нарушении требований технических регламентов.
Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для недопущения указанного нарушения, что свидетельствует о наличии его вины в совершении указанного административного правонарушения.
Материалы дела не содержат надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение обществом обязательных требований к изготовлению реализуемого товара вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона.
Таким образом, факт наличия вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является доказанным.
Суд первой инстанции обоснованно указал на невозможность применения в рассматриваемом случае положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ в связи с отсутствием на то правовых оснований.
Разрешая вопрос о размере административного наказания, суд верно руководствовался разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 21 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", и обоснованно учел тот факт, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (т. 1, л. 87 - 90) общество относится к субъектами малого и среднего предпринимательства ("малое предприятие") и справедливо назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Относительно указанных выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба доводов не содержит.
В остальном позиция общества, отраженная в апелляционной жалобе, полностью дублирует его правовую позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а сводится к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.02.2020 по делу N А54-10599/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-10599/2019
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям
Ответчик: ООО "Рыбновский молочный завод"