г. Ессентуки |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А61-5229/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 18.05.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., в отсутствие сторон участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН 1021500580090, ИНН 1502002701) на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 27.02.2020 по делу N А61-5229/2019, принятое по заявлению Акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН 1021500580090, ИНН 1502002701) к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166, ИНН 1515909328) о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2019 N98-19.7.1/2019 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд РСО-Алания обратилось акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - заявитель, общество, АО "Севкавказэнерго") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2019 N 98-19.7.1/2019, вынесенного Региональной службой по тарифам РСО-Алания (далее - РСТ РСО-Алания, административный орган, РСТ), о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Севкавказэнерго" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
Стороны, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Административный орган направил в АО "Севкавказэнерго" запрос от 10.07.2019 N 773, согласно которому общество до 11 час. 00 мин. 12.07.2019 необходимо было представить обортно-сальдовые ведомости с детализацией по субсчетам, субконто за 2018 год: 20, 41, 44, 60, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99, а также подтверждение ведение раздельного учета расходов по бухгалтерским счетам с расшифровкой показателей раздельного учета (л. д. 44).
Общество сопроводительным письмом от 11.07.2019 N 05-01/2379 направило следующие документы: бухгалтерские обороты по факту 2018 3 15_956393 года по счетам 41, 44, 60, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99, таблицу раздельного учета расходов по факту 2018 года (л. д. 45). Дополнительно пояснив, что все расходы, включаемые в себестоимость, отображаются по бухгалтерским счетам 41 и 44, а учет расходов по бухгалтерскому счету 20 не ведется, а также то, что раздельный учет расходов по факту 2018 года был произведен в соответствии с приказом АО "Севкавказэнерго" от 14.12.2018 N 595 "Об утверждении методики распределения расходов общества по категориям потребителей". Документы с сопроводительным письмом были представлены в РСТ 11.07.2019 в 16 час. 48 мин. за входящим номером 1603, что подтверждается входящим оттиском РСТ на документе.
РТС так же запросила документы, подтверждающие ведение раздельного учета по доходам и расходам, срок представления 16.08.2019 (л. д. 65).
Общество в РСТ письмо от 14.08.2019 N 05-01/2765 пояснило о том, что данные раздельного учета расходов уже были представлены административному органу 11.07.2019 (л. д. 66). Пояснений о ненаправлении документов, подтверждающих ведение раздельного учета по доходам, общество в РСТ не представило.
Как следует из материалов дела, Региональной службой по тарифам РСО-Алания в отношении АО "Севкавказэнерго" составлен протокол об административном правонарушении от 04.09.2019 N 98- 19.7.1/2019 (л. д. 32-34) по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. Общество было уведомлено о необходимости обеспечения явки в РСТ представителя 04.09.2019 для составления протокола об административном правонарушении, которое было получено обществом 22.08.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л. д. 67-68).
В протоколе указано, что на 15.08.2019 заявителем не представлены запрашиваемые документы, подтверждающие ведение раздельного учета по доходам, что подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. В протоколе также было указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 20.09.2019.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 20.09.2019 по делу N 98-19.7.1/2019 о привлечении АО "Севкавказэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей. (л. д. 12-16).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя общества. Протокол и постановление получены обществом, что подтверждается материалами дела.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "Севкавказэнерго" состава административного правонарушения и не усмотрел каких-либо нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения ответственность, за совершение которого, предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений, либо представлений их с нарушением установленного срока, или представлении заведомо недостоверных сведений в Федеральную службу по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Материалами дела установлено, что на территории Республики Северная Осетия-Алания АО "Севкавказэнерго" является гарантирующим поставщиком.
Статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В силу статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
На основании части 7 статьи 24 Закона об электроэнергетики орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе: - запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом; - осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), об их применении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" установлены Основные правила ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
Пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в сфере электроэнергетики.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования установлено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.
Как указано в пункте 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
Указанные нормы действующего законодательства свидетельствуют об обязанности, в данном случае АО "Севкавказэнерго", как организации, осуществляющей регулируемую деятельность, представлять в РСТ соответствующие документы и сведения, в том числе, по запросам Службы.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что обществом на запрос от 12.08.2019 N 910 в части документов, касающихся раздельного учета по доходам, в РСТ документы и какие-либо разъяснения в отношении их непредставления не представило.
Неисполнение обществом обязанности по представлению в РСТ документов, подтверждающих ведение обществом раздельного учета доходов, свидетельствует о наличии в его действиях события вмененного административного правонарушения.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2018 N 477 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики" утверждена форма N46-ЭЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей". Указанная форма является статистической информацией, но не документом, подтверждающим правильность и правомерность включения в нее отраженных сумм, а также не относится к бухгалтерской документации, по которой ведется раздельный учет.
Следовательно, ссылка на то, что запрошенные административным органом документы, касающиеся ведения раздельного учета по доходам, неоднократно представлялись в РСТ в виде статистической отчетности по форме N 46-ЭЭ, которая доказывает ведение обществом раздельного учета доходов, является несостоятельной.
Общество полагает, что административный орган должен самостоятельно принять к сведению размещенную на сайте статистическую отчетность формы N 46-ЭЭ, так как надлежащим исполнением соответствующей обязанности общества по представлению документов и сведений может являться только их представление непосредственно в уполномоченный орган, в том числе в ответ на конкретный запрос. Данный довод рассмотрен и отклонен судебной коллегией.
На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Штраф назначен обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, не установлено.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и формальным требованиям, предусмотренным действующим законодательством. Непредставление в установленный срок необходимой уполномоченному органу информации препятствует эффективному осуществлению им контрольно-надзорных функций.
Обстоятельства, на которые ссылается общество в апелляционной жалобе, не являются основаниями для освобождения его от административной ответственности.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 27.02.2020 по делу N А61-5229/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5229/2019
Истец: АО "Севкавказэнерго"
Ответчик: РСТ РСО-Алания
Третье лицо: РСТ РСО-Алания