г. Киров |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А29-18455/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа Сыктывкар в лице администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2020 по делу N А29-18455/2018
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к муниципальному образованию городского округа Сыктывкар в лице администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар (ОГРН 1021100517140, ИНН 1101482338),
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ОГРН 1021100519021, ИНН 1101482360),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа Сыктывкар в лице администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар (далее - ответчик, Администрация, заявитель) о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, поставленные в пустующие жилые помещения, расположенные по адресу: г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 122, ул. Гаражная, д. 6/6, ул. Катаева, д. 5, за период с октября 2017 года по май 2018 года, в сумме 7 844 рубля 89 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 05.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - третье лицо, Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2020 прекращено производство по делу в части взыскания 2 304 рублей 62 копеек долга за поставленную тепловую энергию в период с ноября по декабрь 2017 года; с Администрации в пользу Общества взыскано 5 322 рубля 92 копейки долга; в остальной части иска отказано.
Администрация с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Право муниципальной собственности на общежития по адресам: г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 5; ул. Гаражная, д. 6/6; ул. Пушкина, д. 122, в которых расположены пустующие жилые помещения, зарегистрировано 30.01.2018, следовательно, обязанность оплачивать коммунальные услуги у муниципального образования возникла с даты государственной регистрации права собственности на здания общежитий, то есть с 30.01.2018.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что спорные объекты являлись муниципальной собственностью в силу закона, поэтому дата регистрации права собственности, вопреки доводам заявителя, правового значения не имеет; факт принятия зданий общежитий подтвержден актами приема-передачи имущества от 18.10.2017, 08.12.2017, именно с этого момента у ответчика возникло обязательство по оплате поставленной тепловой энергии.
Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.03.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.03.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание, назначенное на 14.04.2020, откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 21.05.2020.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Остальные стороны надлежащих ходатайств об отложении судебного заседания не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования городского округа Сыктывкар, оказывающей услуги по поставке тепловой энергии, теплоносителя.
В период с октября 2017 года по май 2018 года Общество поставило тепловую энергию, теплоноситель на объекты, расположенные по адресу: г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 122, ул. Гаражная, д. 6/6, ул. Катаева, д. 5.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2017 по делу N А29-1913/2017 на Администрацию возложена обязанность принять в муниципальную собственность общежитие площадью 2 376,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 5. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2017 по делу N А29-1913/2017 оставлено без изменения.
Общежитие, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, 5 принято администрацией МО ГО "Сыктывкар" по акту приема-передачи от 18.10.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2017 по делу N А29-7466/2017 на Администрацию возложена обязанность принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества: общежитие площадью 515,9 кв. м, литер Е, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Гаражная, д. 6/6; общежитие площадью 919,4 кв. м, литер А, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 122.
На основании вышеуказанных судебных актов истец с сопроводительным письмом от 15.01.2018 N 01/1-07/998 направил в адрес Администрации проект договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 3380, который ответчиком подписан не был (т. 1 л.д. 11-38).
Решением Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-3985/2018 установлено, что соглашением от 01.12.2017 из договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 26.12.2016 N 2233, заключенного между ПАО "Т Плюс" и государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми "Коми республиканская больница", исключены объекты, расположенные по адресам: г. Сыктывкар, ул. Гаражная, 6/6, ул. Пушкина, д. 122. Стороны соглашения договорились, что его действие распространяется на отношения, возникшие с 11.10.2017. Общежития, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Гаражная, 6/6, ул. Пушкина, д. 122 приняты Администрацией по акту приема-передачи от 08.12.2017; общежитие, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 5 принято Администрацией по акту приема-передачи от 18.10.2017.
Для оплаты поставленной тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры от 30.11.2017 N 790/3380/16005 на сумму 89 729 рублей 41 копейка, от 31.12.2017 N 790/3380/18668 на сумму 275 683 рубля 22 копейки, от 30.04.2018 N 790/3380/К11615 на сумму 118 926 рублей 18 копеек (корректировочный на уменьшение), от 31.01.2018 N 790/3380/2277 на сумму 331 172 рубля 54 копеек, от 31.10.2018 N 790/3380/К24796 на сумму 176 665 рублей 51 копейка (корректировочный на уменьшение), от 28.02.2018 N 790/3380/4493 на сумму 303 451 рубль 42 копейки, от 31.10.2018 N 790/3380/К24797 на сумму 163 094 рубля 82 копейки (корректировочный на уменьшение), N 790/3380/10080 от 31.03.2018 на сумму 336 478 рублей 97 копеек, от 31.10.2018 N 790/3380/К24798 на сумму 181 899 рублей 93 копейки (корректировочный на уменьшение), от 30.04.2018 N 790/3380/11612 на сумму 24 380 рублей 18 копеек, от 30.04.2018 N 790/3380/12082 на сумму 222 159 рублей 12 копеек, от 31.05.2018 N 790/3380/15006 на сумму 221 718 рублей 96 копеек (т. 1 л.д. 39-54).
В связи с неоплатой выставленных счетов-фактур истец 14.11.2018 направил в адрес ответчика претензию от 13.11.2018 N 604-102/9381, в которой просил погасить задолженность в срок до 26.11.2018 (т.1 л.д. 78).
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком представлены списки зарегистрированных граждан, поквартирные карточки (т. 1 л.д. 119-150, т. 2 л.д. 1-36, 53-87, т. 3 л.д. 52-69), на основании которых Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования, а также выставило ответчику корректировочные счета-фактуры.
Возражая относительно исковых требований, Администрация также представила выписки из единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных объектов недвижимости, согласно которым регистрация права муниципальной собственности состоялась 30.01.2018 (т. 2 л.д. 37-41).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьями 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 15, статьи 15.1 Закона о теплоснабжении поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
Письменный договор теплоснабжения сторонами не заключен, вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что он должен нести соответствующие расходы с момента регистрации права муниципальной собственности на здания общежитий в едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 1 приложения 3 к этому законодательному акту жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности и подлежал передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.12.2009 N ВАС-16372/09).
Объекты, названные в приложении N 3 к Постановлению, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона (пункт 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий").
Согласно положениям статей 6 и 7 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР общежития отнесены к жилищному фонду, и жилые дома, в том числе общежития, ведомственного жилого фонда подлежали передаче в ведение местных органов исполнительной власти.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, включая общежития.
Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" признан утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
По смыслу статьи 7 Вводного закона и статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" передача в ведение органов местного самоуправления жилых помещений в жилых домах, ранее принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, является необходимым условием обеспечения прав граждан на приватизацию этих помещений.
В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что спорные общежития находятся в границах муниципального образования городского округа "Сыктывкар", относятся к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащему безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанные выводы содержатся также во вступивших в законную силу актах по делам N А29-1913/2017 и N А29-7466/2017, которыми на Администрацию возложена обязанность по принятию в муниципальную собственность общежитий, расположенных по адресам: г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 122, ул. Гаражная, д. 6/6, ул. Катаева, д. 5.
Ссылка ответчика об обязанности оплачивать коммунальные услуги с даты государственной регистрации права собственности, то есть с 30.01.2018, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку факт отсутствия государственной регистрации права собственности на указанные объекты не является равнозначным факту отсутствия права собственности на такие объекты.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.09.2016 N 1748-О, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производимая соответствующим учреждением, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.
Как указывалось выше, именно муниципальное образование городской округ "Сыктывкар" в спорный период являлось законным владельцем указанных объектов недвижимости; сам по себе факт неосуществления действий по государственной регистрации права на данные объекты не может служить основанием для освобождения Администрации от оплаты тепловой энергии, поставленной в расположенные в спорных общежитиях пустующие жилые помещения.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2020 по делу N А29-18455/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-18455/2018
Истец: ПАО Т Плюс
Ответчик: городского округа Сыктывкар в лице администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар
Третье лицо: Комитет по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации Муниципального Образования Городского Округа "Сыктывкар"