Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2020 г. N Ф01-12180/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А28-6447/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Филимоновой С.В., действующей по доверенности от 06.04.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Кировской области"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.01.2020 по делу N А28-6447/2019
по иску открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (ОГРН 1024301316280, ИНН 4346011123)
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Кировской области" (ОГРН 1034316506454, ИНН 4348009352)
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745); Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261); федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - истец, Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Кировской области" (далее - ответчик, Учреждение, заявитель) о взыскании 294 441 рубля 6 копеек задолженности за поставленную в октябре-декабре 2018 года тепловую энергию.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 06.08.2019, от 10.10.2019, от 14.11.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, Управление, заявитель), Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо), федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.01.2020 исковые требования Общества удовлетворены.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что объекты военных комиссариатов переданы на обеспечение в Управление; доведение денежных средств, необходимых для заключения договоров поставки коммунальных ресурсов непосредственно военным комиссариатам в 2018 году не запланировано, обеспечение коммунальными услугами военных комиссариатов с 01.01.2018 осуществляется силами Управления, денежные средства на текущий ремонт, содержание и эксплуатацию зданий, сооружений и нежилых помещений Учреждению с 2018 года не выделяются. По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что суду не представлены доказательства передачи Управлению сетей, посредством которых осуществляется поставка тепловой энергии на нужды отопления спорного объекта является необоснованным, поскольку на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющие установки (энергопринимающие устройства) у Управления могут не находиться.
Управление с принятым решением суда также не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что основными целями деятельности Управления является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Денежных средств для заключения договоров поставки коммунальных ресурсов непосредственно военным комиссариатам на 2018 год не предусмотрено. По утверждению Управления, именно оно является приобретателем тепловой энергии для оказания коммунальных услуг войсковыми частями и организациями Минобороны России. Третье лицо обращает внимание на то, что в соответствии с актом приема-передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017 федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передало в эксплуатацию помещение, расположенное по адресу: г. Котельнич, ул. Советская, 27 Управлению. Заявитель ссылается на то, что обязанность по заключению договоров поставки коммунальных услуг и оплаты коммунальных услуг содержания военных комиссариатов на 2018 год возложена на Управление, которое направляло заявку для заключения соответствующего контракта в адрес истца, однако подписанный контракт заявителю не поступил.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу Управления поддержало его доводы, просило ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.04.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.04.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание, назначенное на 23.04.2020, откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 21.05.2020.
Истец, Управление и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; Управлением и Министерством обороны Российской Федерации заявлены ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей. Истцом надлежащего ходатайства об отложении судебного заседания не заявлено. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение N 1001 площадью 1031 кв. м, расположенное на 4 этаже дома N 27 по улице Советской в городе Котельниче Кировской области принадлежит Учреждению на праве оперативного управления, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 17).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано Учреждение путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего Государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления города Москвы. Основной целью деятельности указанного учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Приказом начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 (г. Сарапул) филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Центральному военному округу Министерства обороны Российской Федерации от 06.04.2017 N 04 фонд военного городка, в который входит нежилое помещение, расположенное в доме N 27 по улице Советской в городе Котельниче Кировской области, закреплено за жилищно-эксплуатационной (коммунальной) службой N 4 (л.д. 60-62).
Управление направило в адрес Общества заявку от 30.10.2017 N 370/У/3/4/3690 (л.д. 65) на заключение государственных контрактов на поставку коммунальных ресурсов (отопление) на 2018 год, в том числе, для спорного объекта. Сведения о заключении данного контракта в материалах дела не имеются.
В отсутствие заключенного договора истец в спорный период осуществил поставку тепловой энергии в целях отопления нежилого помещения и выставил Учреждению для оплаты счета-фактуры от 31.10.2018 N ТС/200/10/077 на сумму 60 501 рубль 22 копейки, от 30.11.2018 N ТС/200/11/077 на сумму 96 240 рублей 64 копейки, от 31.12.2018 N ТС/200/12/091 на сумму 137 699 рублей 78 копеек.
В связи с неоплатой выставленных счетов-фактур Общество направило в адрес Учреждения претензию от 09.04.2019 N 22-01/3245, в которой потребовало незамедлительно оплатить образовавшуюся задолженность. Претензия получена ответчиком согласно почтовому уведомлению 12.04.2019.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьями 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 15, статьи 15.1 Закона о теплоснабжении поставка тепловой энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем.
Письменный договор теплоснабжения сторонами заключен не был, вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Из статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, в том числе в предусмотренный обязательством или законом срок.
Пунктом 34 (1) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, установлено, что Бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Материалами дела подтверждается, что спорное помещение закреплено за Учреждением на праве оперативного управления 16.09.2011.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом в силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения (статья 294) или оперативного управления (статья 296).
При этом статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Аналогичное по смыслу положение содержится в пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", согласно которому эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
В силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии - это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Таким образом, обязанным лицом по оплате поставленного в спорный период ресурса является Учреждение, так как в его владении находилось нежилое помещение, в котором расположена теплопотребляющая установка, на которую Общество осуществляло поставку тепловой энергии.
Ссылка на наличие в уставе Управления указания на то, что целями его деятельности является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и на назначение его единственным поставщиком коммунальных ресурсов подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства не являются сами по себе достатточным основанием для возложения на него обязанности по оплате тепловой энергии, потребленной иным лицом - законным владельцем объекта теплоснабжения, в отсутствие заключенного договора.
Аргумент Учреждения о том, что понятие потребителя тепловой энергии, приведенное в пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", позволяет считать таковым Управление, также подлежит отклонению.
Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В материалах дела не имеется доказательств того, что спорное нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, следовательно, данная норма права не подлежит применению к спорным правоотношениям.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.01.2020 по делу N А28-6447/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Кировской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-6447/2019
Истец: ОАО "Коммунэнерго"
Ответчик: Военный комиссариат Кировской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Минобороны России, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N15, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУ ИО" Минобороны России, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации