Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2020 г. N Ф02-4070/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А58-8512/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года по делу N А58-8512/2019 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105) к акционерному обществу "Амгинский" (ИНН 1404005670, ОГРН 1171447002099) о взыскании 3 330 000 руб.,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105) обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Амгинский" (ИНН 1404005670, ОГРН 1171447002099) о взыскании 3 330 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года по делу N А58-8512/2019, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, в результате необеспечения выполнения обществом условия предоставления субсидии (по данным формы "29-СХ (рег) показатель результативности по зерновым культурам - 1636 га посевной площади, по кормовым культурам - 0 га), субсидии подлежат возврату в бюджет в полном объеме.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором ответчик с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции от сторон поступило заключенное ими мировое соглашение по предмету спора (текст которого представлен суду), заявлены ходатайства о его утверждении.
15.05.2020 от акционерного общества "Амгинский" поступило ходатайство (подписано генеральным директором Спасьевым Р.С.), в котором указано на расторжение мирового соглашение ввиду нарушения его условий, в связи с чем, общество просило не утверждать указанное мировое соглашение. Согласно информации о документе дела указанное ходатайство поступило в Четвертый арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр". Лицом - заявителем указан генеральный директор общества Спасьев Р.С., документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, сведения о недействительности электронной подписи указанного лица отсутствуют.
Рассмотрев указанное ходатайство, учитывая его поступление до утверждения мирового соглашения, апелляционный суд пришел к выводу о невозможности рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения. В связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается апелляционным судом по существу.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.01.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 18.01.2018 N 18 "О порядках предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие кормопроизводства" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы" и на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 07.03.2018 N 158 "Об утверждении объема бюджетных ассигнований и перечня получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по производству зерна" Акционерному обществу "Амгинский" предоставлена субсидия в размере 3 330 000 рублей.
12.03.2018 между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (министерство) и АО "Амгинский" (получатель) заключено Соглашение N 217/07 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на финансовое обеспечение части затрат по приобретению семенного материала под посев зерновых и кормовых культур.
Предметом Соглашения является предоставление субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2018 году в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с приобретением семенного материала под посев зерновых и кормовых культур (п. 1.1 соглашения).
Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (коды БК) на цели, указанные в разделе I соглашения, в 2018 году в размере 3 330 000 рублей (п. 2.1 соглашения).
Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии (п. 3.1 соглашения).
Истец перечислил на расчетный счет ответчика денежные средства в размере 3 330 000 рублей по платежному поручению N 572304 от 23.03.2018.
Истец со ссылкой на то, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии (не достигнуты показатели результативности), обратился в адрес последнего с уведомлением от 13.06.2019 N 13/И-АН-4343/08 о возврате субсидии.
Ответчик не согласился с возвратом субсидии, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата суммы субсидии в связи с тем, что установленные в Соглашении показатели результативности ответчиком достигнуты.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, верно применены следующие нормы права.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Как установлено судом первой инстанции, факт выплаты субсидии подтверждается платежным поручением N 572304 от 23.03.2018 и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с условиями Соглашения истец:
- устанавливает показатели результативности в приложении N 2 к соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения (пункт 4.1.4.1. Соглашения);
- осуществляет оценку достижения получателем показателей результативности, установленных Правилами предоставления субсидии (пункт 4.1.5);
- устанавливает отчет о достижении показателей результативности по форме установленной в приложении N 3 к настоящему Соглашению, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения, предоставленного в соответствии с пунктом 4.3.7.2 настоящего соглашения (пункт 4.1.5.1.);
- осуществляет контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок по месту нахождения Министерства на основании отчета о расходах получателем источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме установленной в приложении N 4 к настоящему соглашению, являющейся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, представленного в соответствии с пунктом 4.3.7.1 настоящего Соглашения.
Согласно доводам апелляционной жалобы, ответчик не достиг значений показателей результативности, нарушил условия Соглашения и обязан вернуть выделенную ему субсидию в полном размере.
Указанные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
На основании изложенного, истец как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить порядок предоставления субсидий на территории Республики Саха (Якутия).
Так, в целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2016 г. 1619- З N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)" и государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) от 18.01.2018 N 18 утвержден "Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие кормопроизводства" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" (далее - Порядок).
Пунктом 2.25 Порядка показателями результативности предоставления субсидий является достижение плановых показателей по посеву зерновых и кормовых культур.
Значения показателя результативности указываются в Соглашении.
Как установлено судом первой инстанции, согласно протоколу заседания Комиссии МСХ и ПП по РС (Я) по отбору получателей субсидии от 28.02.2018 N 49 утвержден Перечень получателей субсидии, где АО "Амгинский" выделена субсидия для посева под зерновые культуры площадью 1636 га, и приобретение семян зерновых культур 180 тонн.
Из материалов дела следует, что в приложении N 2 к Соглашению установлено плановое значение показателя результативности - 1636 гектаров, срок, на который запланировано достижение показателя - 31.12.2018.
Пунктами 4.3.6, 4.3.7. Соглашения установлено, что Получатель обязуется:
- обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии;
- представлять в Министерство: отчет о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которых является субсидия в соответствии с пунктом 4.1.6.1.1 настоящего соглашения, не позднее 01 февраля 2019 года; отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.5.1. настоящего соглашения не позднее 01 февраля 2019 года.
Ответчиком в материалы дела представлены Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 1 ноября (20 ноября) 2018 года со всех земель (Отчет по форме N 29-СХ), из которого следует, что АО "Амгинский" отчиталось о посевной площади зерновых и зернобобовых культур всего на 1636 га, общая площадь уборки - 1 636 га, что составляет 100% от плановых показателей. Также АО "Амгинский" представлены акт приема-передачи товара от 24.03.2018 по поставке семян, платежное поручение N 1 от 06.04.2018.
Учитывая установленные обстоятельства, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о выполнении ответчиком взятых на себя обязательств по условиям Соглашения. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были оценены судом первой инстанции, и влияли бы на законность и обоснованность судебного акта. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года по делу N А58-8512/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8512/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Ответчик: АО "Амгинский"
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4070/20
25.05.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-588/20
17.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8512/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8512/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8512/19