г. Пермь |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А50-28085/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Зелениной Т.Л., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при участии:
от истца - Лазарева Е.В., паспорт, доверенность от 06.02.2018;
от ответчика - Плотников А.В., паспорт, доверенность от 02.03.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-81",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 07 февраля 2020 года по делу N А50-28085/2019
по иску индивидуального предпринимателя Пономаревой Ларисы Геннадьевны (ОГРН 304590226600043, ИНН 590299673106)
к товариществу собственников жилья "Комсомольский проспект-81" (ОГРН 1095904000246, ИНН 5904201310)
третьи лица: муниципальное образование "город Пермь" в лице Администрации города Перми, Голдобин Анатолий Вольфрамович, Чиркова
Ольга Анатольевна,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пономарева Лариса Геннадьевна (далее - ИП Пономарева Л.Г., истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к товариществу собственников жилья "Комсомольский проспект-81" (далее - ТСЖ "Компрос-81", ответчик) о взыскании убытков, причиненных затоплением помещения, в сумме 68 743 руб. 00 коп.
На основании статьи 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "город Пермь" в лице Администрации города Перми, Голдобин Анатолий Вольфрамович, Чиркова Ольга Анатольевна.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами суда о том, что ответчик является лицом, ответственным за причинение ущерба, так как из материалов дела следует, что затопление произошло из помещений, находящихся над нежилым помещением истца, лицом, ответственным за вред, является собственник квартиры, и на нем лежит обязанность доказывания обстоятельств, исключающих его вину. По мнению апеллянта, выводы суда о том, что ТСЖ обязано знать причины затопления являются ошибочными, протечки устранялись без участия ТСЖ, комиссия лишь фиксировала затопления. Ссылается на отсутствие доказательств поломок общедомовых инженерных сетей, за которые отвечает ТСЖ.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивал, представитель истца против удовлетворения жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Пономаревой Л.Г. принадлежат на праве собственности нежилые помещения, общей площадью 243,5 кв.м., подвал, номера на поэтажном плане 50-55, 57-59 (лит. А), по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, проспект Комсомольский/Соловьева, 81/10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 59 БГ N 068659 (л.д. 38).
ТСЖ "Комсомольский проспект-81" осуществляет управление и эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 81.
05.09.2016 комиссией в составе собственника помещения Пономаревой Л.Г., представителя собственника Муллагалеевой Д.С., председателя ТСЖ Барон Ю.В., представителя ТСЖ Никифорова Д. составлен акт осмотра помещения по адресу: г. Пермь, пр. Комсомольский, 81, которым зафиксировано, что 05 сентября 2016 года в помещении по адресу: г. Пермь, пр. Комсомольский, 81 произошло затопление водой с потолка в месте нахождения санузла жильцов верхней кв.2. Сверху вода протекла на пол, площадь намокшего пола 1 кв.м. Намокли окрашенные потолок и стены, выполненные из ГКЛ, пострадала отделка стен (л.д. 23).
06.09.2016 комиссией в составе председателя ТСЖ Барон Ю.В., представителя ООО "ТСЖ-Сервис" Никифорова О.Р., собственника нежилого помещения Пономаревой Л.Г. подписан акт о затоплении, содержание которого аналогично акту осмотра помещений от 05.09.2016 (л.д. 22).
24.09.2016 комиссией в составе собственника помещения Пономаревой Л.Г., представителя собственника Муллагалеевой Д.С., председателя ТСЖ Барон Ю.В., представителя ТСЖ Никифорова Д. составлен акт осмотра помещения по адресу: г. Пермь, пр. Комсомольский, 81, которым зафиксировано, что 24 сентября 2016 года в помещении по адресу: г. Пермь, пр. Комсомольский, 81 произошло затопление водой с потолка в месте нахождения санузла жильцов верхней кв.2. Сверху вода протекла на пол, площадь намокшего пола 2 кв.м. Намокли окрашенные потолок и стены, выполненные из ГКЛ, пострадала отделка стен, потолка (л.д. 21).
27.09.2016 комиссией в составе председателя ТСЖ Барон Ю.В., представителя ООО "ТСЖ-Сервис" Никифорова О.Р., собственника нежилого помещения Пономаревой Л.Г. подписан акт о затоплении, содержание которого аналогично акту осмотра помещений от 24.09.2016 (л.д. 20).
24.11.2016 комиссией в составе собственника помещения Пономаревой Л.Г., представителя собственника Носачевского А.В., председателя ТСЖ Барон Ю.В., представителя обслуживающей организации ООО "Проспект" Никифорова Д. составлен акт осмотра помещения по адресу: г. Пермь, пр. Комсомольский, 81, которым зафиксировано, что 24 ноября 2016 года в помещении по адресу: г. Пермь, пр. Комсомольский, 81 произошло затопление с потолка в месте нахождения санузла жильцов верхней кв.2. Сверху вода протекла на пол, площадь намокшего пола 2 кв.м. Намокли окрашенные потолок и стены, выполненные из ГКЛ, пострадала отделка стен, потолка (л.д. 19).
Для определения стоимости ущерба истец обратился в оценочную организацию ООО "Ассистанская компания "ДА". Согласно заключению ООО "Ассистанская компания "ДА" N 645 от 27.03.2018 рыночная стоимость работ, необходимых для устранения повреждений, причиненных отделке в нежилых помещениях по состоянию на 24.11.2016 составила 62 243 руб. 00 коп. (л.д. 27-35).
Письмами от 17.11.2017 и 12.01.2018 ИП Пономарева Л.Г. обращалась к ответчику с просьбой о предоставлении информации о причине затоплений, произошедших 05.09.2016, 24.09.2016, 24.11.2016 (л.д. 15, 18), в ответ на которые ТСЖ "Компрос-81" в письмах от 06.02.2018, от 17.01.2019 указало на то, что причиной затоплений нежилого помещения в указанные даты явилась протечка фитинговых соединений в санузле квартиры N 6 (л.д. 14, 16).
Вместе с тем, полагая, что ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме явилось причиной затопления, истец письмом от 28.01.2019 года направил ТСЖ "Компрос-81" претензию с требованием о возмещении причиненного ущерба (л.д. 13).
Изложенные в претензии требования оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела обстоятельств ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и общего имущества многоквартирного дома.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 25) разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Требования истца о взыскании убытков в размере 68 743 руб. 00 коп., в том числе 62 243 руб. 00 коп. - рыночная стоимость материального ущерба, 6 500 руб. 00 коп. - расходы на проведение оценки стоимости повреждённого имущества, мотивированы причинением ущерба помещению истца в результате затопления, что подтверждается актами осмотра 05.09.2016, 24.09.2016, 24.11.2016; актами о затоплении от 06.09.2016, 27.09.2016.
ТСЖ "Комсомольский проспект-81" осуществляет управление и эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 81.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2.2. ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в частности безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила N 491).
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
В соответствии с п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Как указано в п. 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В целях надлежащего содержания имущества проводятся осмотры общего имущества. Осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные. Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия (п. 13 Правил N 491).
В соответствии с п. 14 Правил N 491 результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно данным Правилам техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
В соответствии с пунктом 2.1.5 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
В подп. в) п. 5.8.3. Правил N 170 отмечено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; а также контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации (подп.ж)).
Доказательств проведения ТСЖ осмотров общего имущества либо реализации иных мер с целью установления причин затопления нежилых помещений истца материалы дела не содержат (ст. 65 АПК РФ).
Установив факт неоднократных затоплений нежилого помещения истца, отсутствие в материалах дела безусловные доказательства отсутствия вины ответчика в произошедших авариях, реализации мер по содержанию общего имущества и техническому обслуживанию жилищного фонда, непринятие ответчиком мер к установлению и устранению причин затопления нежилого помещения, принимая во внимание наличие противоречивых данных, представленных самим ТСЖ о причине возникновения затоплений в письмах от 06.02.2018 и 17.01.2019, то обстоятельство, что осмотр квартир N 2 и N 6 в доме N 81 по Комсомольскому проспекту г. Перми в даты затопления помещений, а также в последующем ТСЖ не производился, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению причиненных убытков.
Что касается размера понесенных убытков, истец представил в материалы дела необходимые доказательства, а именно заключение ООО "Ассистанская компания "ДА" N 645 от 27.03.2018 о рыночной стоимости материального ущерба, договор на проведение оценки N 645/18 от 27.02.2018, акт сдачи-приемки N 645 от 27.03.2018, платежное поручение N 3 от 16.03.2018 (л.д. 24-26, 36-37).
В пункте 12 Постановление Пленума ВС РФ N 25 разъяснено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Расчет убытков, представленный истцом, ответчиками не опровергнут, оснований полагать представленное истцом заключение недопустимым доказательством не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с правовой оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
По смыслу статей 15 и 1064 ГК РФ, истец представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между действиями ответчика и названными убытками. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
При установлении причинной связи между нарушением прав заявителя и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение.
Как правильно указал суд первой инстанции, ссылаясь на вину третьих лиц (собственников жилых помещений) в затоплении помещений истца, ответчик не представил в материалы дела доказательств возникновения затопления по причинам, не связанным с исполнением его обязанностей по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда, а также доказательств того, что с момента составления актов осмотра и актов о затоплении ТСЖ проявило должную степень заботливости и осмотрительности и предприняло меры по установления причин затопления, как того требуют приведенные выше нормативные акты.
Вопреки позиции апеллянта, именно на ответчике, а не на третьих лицах, лежит бремя опровержения его вины.
Поскольку обстоятельства причинение ущерба имуществу истца в результате бездействия ответчика нашли подтверждение в материалах дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 февраля 2020 года по делу N А50-28085/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-28085/2019
Истец: Пономарева Лариса Геннадьевна
Ответчик: ТСЖ "КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ-81"
Третье лицо: г.Пермь в лице Администрации г. Перми, Голдобин Анатолий Вольфрамович, Чиркова Ольга Анатольевна