г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А56-118484/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5971/2020) ГУ-УПФР в Кировском Районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 по делу N А56-118484/2019(судья Шелема З.А.), принятое
по иску ГУ-УПФР в Кировском Районе Санкт-Петербурга
к ФКУ "Военный Комиссариат Города Санкт-Петербурга"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга, адрес: 198097, г Санкт-Петербург, пер. Огородный, д. 15/А, ОГРН: 1027802738952, (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", адрес: 190121, г Санкт-Петербург, Английский пр., д. 8/10, ОГРН: 1037863008083 (далее - ответчик, Комиссариат) о взыскании 23 331 руб. 69 коп. убытков, причиненных в результате непредставления в установленный срок сведений о застрахованном лице Макаровой Наталии Вульфовне за период с 01.06.2017 по 31.10.2018.
Исковое заявление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 18.02.2020 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, Макарова Наталия Вульфовна является получателем пенсии в УПФР в Кировском районе г. Санкт-Петербурга.
Согласно протоколу от 14.12.2018 N 760 УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии Макаровой Н.В. за период с 01.06.2017 по 31.10.2018 в сумме 23.331 руб. 69 коп.
По мнению Управления, переплата пенсии возникла по причине непредставления работодателем, Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга, сведений по форме СЗВ-М за март 2017. Дополняющие сведения (в том числе на застрахованное лицо Макарову Н.В.) представлены страхователем 04.10.2018.
В связи с неполучением сведений на пенсионерку за март 2017 года в установленный срок, Управлением, на основании положений ч. 6 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, в мае 2017 года принято решение о выплате ей пенсии с учетом индексации. С учетом ч. 3 ст. 26.1. Закона N 400- ФЗ, ч. 7 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, пенсия с учетом индексации начислена и выплачена пенсионерке за период с 01.06.2017 по 31.10.2018.
При получении сведений 04.10.2018 и их обработки Управлением сделан вывод о том, что Макарова Н.В. не прерывала трудовую деятельность, в связи с чем, оснований для выплаты ей пенсии с учетом индексации не имелось. Соответственно, принято решение об отмене выплат проиндексированных сумм пенсий с 01.11.2018.
Управлением в адрес Комиссариата было направлено уведомление от 01.02.2019 N 06-06-304/624 о возникшем ущербе.
Оставление ответчиком данной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, указав на необоснованность заявленных требований, отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ). Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ).
В статье 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (редакции от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика. Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года Учреждение должно было представить в Пенсионный фонд не позднее 15.04.2017.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М за март 2017 в отношении застрахованного лица - Макаровой Н.В. ответчик представил 04.10.2018.
Непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату застрахованному лицу пенсии в завышенном размере в период с 01.06.2017 по 31.10.2018 и возникновение материального ущерба у истца в общей сумме 23 331,69 руб.
Факт не представления в установленный законодательством срок сведений на Макарову Н.В. за март 2017 Комиссариатом не оспаривается.
Вместе с тем, в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие вины, ответчик указал, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за последующие месяцы 2017 года представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у Пенсионного фонда отсутствовали основания для излишнего начисления и выплаты пенсии.
Факт своевременного представления сведений по форме СЗВ-М за последующие месяцы 2017 года, с учетом сведений о вышеуказанном застрахованном лице, Управлением не опровергнут.
Статья 3 Закона N 385-ФЗ дополнила Закон N 400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности. Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400 пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом... выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии... и корректировки размера страховой пенсии..., имеющих место в период осуществления работы... В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400 (в ред. от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы..., в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
Из содержания указанных норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М. При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил). Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели его виновные действия.
Материалами дела установлено, что сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года представлены с нарушением установленного срока.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком причинен ущерб Управлению в связи с выплатой пенсии в повышенном размере ввиду несвоевременного представления сведений по форме СВЗ-М за март 2017 только за июнь 2017 года в сумме 1 364,40 руб.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, представленных истцу по сроку 15.05.2017, застрахованное лицо осуществляло трудовую деятельность в Учреждении, как и последующие сведения по форме СЗВ-М, представленные Ответчиком в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 385-ФЗ.
Поскольку сведения по форме СЗВ-М за апрель 2017 представлены в Пенсионный фонд своевременно, и в них отражено, что лицо, в отношении которого не были представлены сведения за март 2017 состояло в трудовых отношениях с ответчиком, Управление не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017, полученных в мае 2017, уже в июне 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии застрахованному лицу. Фактически прекратить выплату индексации Управление имело возможность с 01.07.2017, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил.
Таким образом, Пенсионному фонду причинен ущерб в виде излишней выплаты пенсии, застрахованному лицу за июнь 2017 года, размер которого, составляет 1 364,40 руб.
Оснований для взыскания суммы, превышающей 1 364,40 руб. не имеется в связи с отсутствием причинно-следственной связи между произведенными выплатами и действиями Комиссариата, выразившихся в нарушении срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи между непредставлением индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года в отношении застрахованного лица и выплатой индексации за июнь 2017 признается апелляционным судом ошибочными поскольку, выплата индексации застрахованному лицу за июнь 2017 находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) страхователя.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению в части взыскания ущерба в размере 1 364,40 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 по делу N А56-118484/2019 отменить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга 1 364,40 руб. убытков.
В остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118484/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"