г. Пермь |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А60-65735/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Беклемишева Андрея Витальевича (ИНН 666300294318, ОГРН 304667306300110) - Думенкова М.В., паспорт, доверенность от 14.11.2019, диплом;
от заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Беклемишева Андрея Витальевича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 марта 2020 года по делу N А60-65735/2019,
принятое судьей Л.В. Колосовой
по заявлению индивидуального предпринимателя Беклемишева Андрея Витальевича (ИНН 666300294318, ОГРН 304667306300110)
к Администрации города Екатеринбурга
(ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
о признании недействительным решения администрации от 05.11.2019N 29.2-17/1232.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Беклемишев Андрей Витальевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лиц, Администрация) от 05.11.2019 N 29.2-17/1232, оформленного уведомлением об отказе включения в схему размещения нестационарных торговых объектов города Екатеринбурга нестационарного торгового объекта - павильона "Продукты" площадью 36 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбурга, ул. Калинина, д. 10 и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2020 года в удовлетворении требований отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором она возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направила, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.08.2019 г. индивидуальный предприниматель Беклемишев А.В. обратился в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта павильона "Продукты", площадью 36 кв.м по ул. Калинина, 10.
При этом место размещения данного нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (приложение N 6 к Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2019 N 3092) не было включено, равно как и в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в границах муниципального образования "город Екатеринбург" на 2017-2018 годы, утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2016 N 2366.
В уведомлении N 29.2-17/1232 05.11.2019 Администрация города Екатеринбурга отказала во включении указанного объекта в схему размещения в связи с тем, что объект размещен с нарушением пп.3,4 п. 7 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61.
Полагая, что отказ Администрации муниципального образования "город Екатеринбург" является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано, так как у органа местного самоуправления отсутствовала безусловная обязанность учитывать место размещения павильона в уже утвержденной схеме, павильон расположен на путях движения пешеходов, что создает дополнительные препятствия для участников движения, судом использование участка под размещение спорного павильона признано незаконным.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Пунктами 1, 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила).
В пункте 2 данных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.
При этом основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (п. 8 указанных Правил).
Постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок N 295-ПП), п. 12 которого предусмотрено, что схема размещения представляет собой документ, состоящий из текстовой части в виде таблицы по форме согласно приложению к настоящему Порядку, определяющий существующие и перспективные места размещения нестационарных торговых объектов, включающий в себя сведения о нестационарном торговом объекте, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации нестационарного торгового объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, а также о компенсационных местах размещения нестационарного торгового объекта (далее - компенсационное место).
Согласно п. 25 названного Порядка после опубликования решения органа местного самоуправления о разработке Схемы размещения физические или юридические лица, некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, иные заинтересованные лица вправе представить в орган местного самоуправления предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов в части включения в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов нестационарных торговых объектов (далее - предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов) в течение двух месяцев с даты опубликования указанного решения.
Орган местного самоуправления по окончании срока представления предложений о развитии сети нестационарных торговых объектов принимает решение о включении либо об отказе во включении в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов нестационарных торговых объектов.
Согласно п. 32 Порядка N 295-ПП основанием для внесения дополнений (включение объектов нестационарной торговли) в схему размещения нестационарных торговых объектов являются, в том числе, заявления от субъектов предпринимательской деятельности с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с п. 26 Порядка N 295-ПП основаниями для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения по заявлению субъектов предпринимательской деятельности являются: наличие обстоятельств, указанных в п. 16 настоящего Порядка; расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
В п. 16 Порядка N 295-ПП установлен запрет на включение мест размещения нестационарных объектов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Администрацией постановлением от 29.11.2016 N 2366 утверждена схема размещения нестационарных объектов на земельных участках в границах муниципального образования "город "Екатеринбург" на 2017 - 2018 годы, в котором отсутствует испрашиваемое заявителем место под размещение нестационарного объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул. Калинина, 10.
Из представленных фотоматериалов, схем видно, что место размещения нестационарного торгового объекта - частично на тротуаре по четной стороне улицы Калинина и газоне.
В соответствии с п.5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства.
Согласно пункту 11.5 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" в ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п. при этом наименьшая ширина пешеходной части тротуара должна составлять не менее 2,25 метров.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (схема в масштабе 1:500), представленным в материалы дела, ширина тротуара в рассматриваемом месте составляет 3 метра, с учетом размещения нестационарного торгового объекта остаточная ширина тротуара составляет не более 2-х метров.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", подпунктом 4 пункта 7 которых установлен запрет на создание препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов, малогабаритных групп населения, специализированной техники. Под созданием препятствий на пути следования понимается создание препятствия для участников движения, которое вынуждает изменить направление движения и скорость.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" в границах муниципального образования "город Екатеринбург" запрещается повреждение элементов и (или) объектов благоустройства (газонов, цветников, детских и спортивных площадок, инженерных коммуникаций), в том числе с использованием автотранспортных средств, строительной техники. Под повреждением элементов и (или) объектов благоустройства понимается умышленное действие в результате которого изменяются параметры объекта, ухудшаются его эксплуатационные свойства и технические характеристики, предусмотренные проектной документацией и (или) обязательными требованиями.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что место размещения нестационарного объекта - павильона "Продукты", площадью 36 кв.м. по ул. Калинина, 10 не соответствует Правилам благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Доводы предпринимателя о том, что сведения из ИСОГД не могут считаться надлежащим доказательством, кроме того, согласно подпункту 7 пункта 11.5 СП 42.13330.2016 допускает установление тротуара шириной 1 м., отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 28.06.2011 N 48/44 утверждено Положение о департаменте архитектуры градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга.
В соответствии с подпунктами 22, 23 пункта 10 указанного Положения Департамент осуществляет полномочия, в том числе, по ведению:
информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), в том числе ведение в электронном виде книг хранения ИСОГД, базы данных, содержащей информацию о базовых пространственных объектах в местной (городской) системе координат, базы данных об объектах градостроительной деятельности, материалов, подготовленных по результатам инженерных изысканий;
цифрового инженерно-топографического плана территории муниципального образования "город Екатеринбург" (М 1:500).
Таким образом, сведения, содержащиеся в ИСОГД, являются достаточными для определения ширины тротуара в рассматриваемом месте.
В материалы дела представлена схема в масштабе 1:500 (1 см. = 5 м.), из которой следует, что расстояние от края нестационарного торгового объекта до края тротуара (пунктирная линия) составляет 0.4 см., что при имеющемся масштабе составляет 2 метра, (остаточная ширина тротуара).
Положения подпункта 7 пункта 11.5 СП 42.13330.2016 применяются "в условиях реконструкции на улицах местного значения", в свою очередь, тротуар в рассматриваемом месте существующий - шириной 3 м. (согласно представленной схеме 0,6 см.).
Учитывая изложенное, доводы заявителя о применении положений подпункта 7 пункта 11.5 СП 42.13330.2016, подлежат отклонению.
Ссылки заявителя на нарушение положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", исследованы апелляционным судом и отклонены, так как данная норма направлена на защиту прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных объектах, на исключение создания препятствий для эксплуатации, пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, размещенных ранее утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов - первой схемы размещения нестационарных объектов, разрабатываемой органом местного самоуправления во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и случаев внесения изменений в действующие схемы размещения нестационарных объектов, утвержденные на определенный срок (период действия).
Вместе с тем, в данном случае следует учитывать, что с 2012 года нестационарный торговый объект предпринимателя находится на муниципальном земельном участке по адресу: г. Екатеринбург, ул. Калинина, 10 в отсутствие правовых оснований (договор аренды отсутствует), ранее в схему размещения нестационарных торговых объектов включен не был, в настоящее время спорный объект сдан заявителем в аренду другому предпринимателю.
Доводы заявителя о согласовании места размещения нестационарного торгового объекта со структурными подразделениями Администрации города Екатеринбурга в 2012 году значения для принятия комиссией решения в 2019 году не имеет, в связи с давностью такого согласования, а также в связи с изменением нормативно - правового регулирования Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов в 2017 году.
Письмо Администрации города Екатеринбурга от 14.06.2019 N 21-13-18/6253 сведения о согласовании места размещения нестационарного торгового объекта не содержит и касается исключительно категории земель, на котором нестационарный торговый объект размещен.
С учетом установленного, принимая во внимание указанные выше нормы права, учитывая фактические обстоятельства дела, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании недействительным решения администрации выраженного в письме от от 05.11.2019 N 29.2-17/1232.
Доводы заявителя о незаконности решения и нарушении его прав основаны на неверном толковании действующих нормативных правовых актов, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для изменения которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2020 года по делу N А60-65735/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-65735/2019
Истец: Беклемишев Андрей Витальевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА