г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А56-43369/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О., судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Андреева П.В. по доверенности от 08.10.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27422/2017) АО "Интер Рао-Электрогенерация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2017 по делу N А56-43369/2016 (судья Терешенкова А.Г.), принятое
по заявлению АО "Интер Рао-Электрогенерация"
к МИФНС N 26 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Интер РАО-Электрогенерация", адрес: 119435, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 1 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт- Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.03.2016 N17- 49/138 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 04.09.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Интер РАО-Электрогенерация", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неверно истолкованы положения пункта 3 статьи 380 НК РФ в действующей редакции в совокупности с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 504; неверно определено функциональное назначение спорных основных средств в технологической цепи передачи электрической и тепловой энергии.
Определением от 26.07.2018 апелляционный суд приостановил производство по настоящему делу до рассмотрения по существу дела N А56-34624/2016.
Определением от 31.10.2018 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области приостановил производство по делу N А56-34624/2016 до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N А56-4534/2016.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2019 по делу N А56-4534/2016 отменены ранее принятые решение суда от 17.12.2018 и постановление апелляционного суда от 04.06.2019, в удовлетворении требования общества отказано.
Определением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 в составе суда, рассматривающего настоящее дело, произведена замена судьи Дмитриевой И.А. на судью Трощенко Е.И.
Определением от 06.12.2019 суд апелляционной инстанции признал не наступившими основания для возобновления производства по настоящему делу.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2020 N 307-ЭС19-24847 (дело N А56-4534/2016) в передаче заявления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Определениями от 14.02.2020, 26.03.2020 по настоящему делу Тринадцатый арбитражный апелляционный суд назначил на 21.05.2020 судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе.
Определением от 21.05.2020 производство по настоящему делу возобновлено.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в его отсутствии.
Представитель Инспекции в судебном заседании доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основании представленного Обществом 23.10.2015 налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за 9 месяцев 2015 года, по результатам которой, 08.02.2016 составлен акт проверки N 17-16/28.
Рассмотрев материалы проверки и представленные обществом возражения, Инспекция 23.03.2016 вынесла решение N N17- 49/138 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым, Обществу доначислен налог на имущество в размере 766 971 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод Инспекции о необоснованном применении налогоплательщиком ставки в размере 1,0% в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ в отношении имущества, относящегося, по мнению налогоплательщика, к линиям энергопередачи, а также являющегося их неотъемлемой технологической частью.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 23.05.2016 N 16-13/20597 решение Инспекции от 23.03.2016 N 17-49/138 оставлено без изменения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, признав обоснованными выводы, изложенные в оспариваемом Обществом решении налогового органа, в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Инспекции, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что предметом его рассмотрения является обоснованность применения Обществом пониженной налоговой ставки за 9 месяцев 2015 года в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ по следующим основным средствам организации: Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоносителей (ОКОФ 14 3313531), Бак аварийного слива горячей воды (ОКОФ 12 4521126), Зал релейных панелей (ОКОФ 11 4521012), Павильон задвижек (на выходах теплопроводов) (ОКОФ 114521012); Павильон измерительных диафрагм (ОКОФ 110001150). Заходы ВЛ 110 кВт, литер А.Ю (ОКОФ 124521125). Заходы ВЛ 330 кВт, литер А.Ю. (ОКОФ 124521125), Открытое Распределительное устройство - 110 кВ, Открытое Распределительное устройство - 330 кВ, (ОКОФ 124521010) Система волоконно-оптической линии (ОКОФ 14 3222540), Электрооборудование Заходов ВЛ. 110 кВ, Электрооборудование Заходов ВЛ. 330 кВ (ОКОФ 143120189), Электрооборудование Открытого распределительного устройства 330 кВ, включая контрольные и силовые кабели, кабельные линии, Электрооборудование Открытого Распределительного Устройства 110 кВ (ОКОФ 143120100).
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 19.01.2005 N 41-О, положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие налоговые льготы не подлежат расширительному толкованию.
Согласно правовым позициям, приведенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 14.02.2006 N 11202/05, от 21.03.2006 N 13815/05, от 21.07.2009 N 2518/09, обязанность по представлению доказательств в обоснование правомерности применения налоговых льгот возлагается на налогоплательщика.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Пунктом 4 статьи 380 НК РФ установлено, что в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ. Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов не определены.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504). В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне). Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
Однако право на применение пониженной ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках).
ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение пониженной ставки в отношении данного имущества.
Таким образом, право на применение пониженной ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; 2) имущество поименовано в Перечне N 504, 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Применение только кодов ОКОФ для идентификации оборудования, зданий и сооружений в части их отнесения к разделу Перечня "линии энергопередачи" приводит к тому, что оборудование электрической части электростанций, теплофикационных установок потребителей электрической и тепловой энергии ошибочно может быть отнесено к имуществу, входящему в состав линий энергопередачи, то есть в состав электрических сетей и сетей тепловых магистральных.
Под линиями энергопередачи в Постановлении N 504 указаны магистральные и распределительные электрические сети напряжением от 0,4 до 1500 кВ (включающие линии электропередачи, подстанции, распределительные устройства и другое оборудование) и сети тепловые магистральные (включающие трубопроводы от источников тепловой энергии, павильоны тепловых сетей, насосные станции).
Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Кодекса).
Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
На основании ГОСТа 19431-84 "Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом потребителями признаются предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электрическую энергию.
Электростанция - энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.
Подстанцией электрической является электроустановка, предназначенная для преобразования (изменения рода тока, напряжения, частоты или числа фаз) и распределения электрической энергии.
В соответствии с "ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Как следует из п. 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно пунктам 2.4.2 и 2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187, воздушной линией электропередачи является устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям. За начало и конец воздушной линии электропередачи принимается место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии у открытого распределительного устройства с линейными порталами.
Из анализа положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, Перечня N 504, Закона N 35-ФЗ и отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов электроэнергетики, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической энергии, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне N 504.
Следовательно, имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к льготируемому на основании пункта 3 статьи 380 НК РФ.
Спорные объекты основных средств филиала Общества "Северо-Западная ТЭЦ", исходя из их функционального назначения и характеристик, являются оборудованием, обеспечивающим производство (выработку), преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ и сетевых организаций (т.е. до начала линий электропередачи), и находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ТЭЦ, не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня N 504, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество.
Доказательств того, что спорное имущество входит в состав линий электропередачи, является их технологической частью, в материалах дела не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в рамках дел N А56-7556/2016, А56-5851/2016, N А56-4534/2016 были рассмотрены аналогичные споры о применении Обществом льготы по налогу на имущество в отношении тех же объектов, что и в рамках настоящего дела, только за иные периоды.
Судебными актами по указанным делам признано отсутствие у Общества правовых оснований для применения налоговой льготы в отношении спорного имущества ввиду того, что принадлежащее Обществу имущество по своему функциональному назначению не относится к имуществу, включенному в Перечень N 504.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое Обществом решение является законным и соответствующим нормам налогового законодательства, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы подателя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов настоящего дела, определением от 01.09.2016 суд первой инстанции приостановил производство по делу до вступления в законную силу решений по делам N А56-5851/2016, N А56-7556/2016.
Определением от 26.07.2017 суд назначил на 04.09.2017 судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу. При этом в данном определении указано, что в случае отсутствия возражений сторон, дело будет возобновлено и рассмотрено по существу.
Протокольным определением от 04.09.2017 суд первой инстанции возобновил производство по настоящему делу, и, рассмотрев его по существу, огласил резолютивную часть решения.
Не вынесение судом первой инстанции определения о возобновлении производства по делу в виде отдельного судебного акта, не является основанием для отмены решения суда по процессуальным основаниям, притом, что в протоколе судебного заседания от 04.09.2017, участие в котором принимал представитель заявителя, указано на возобновление производства по настоящему делу.
При этом ошибочное указание судом в решении на определения от 18.07.2017 и 16.08.2017, не свидетельствуют о допущенных судом нарушений норм процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2017 по делу N А56-43369/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43369/2016
Истец: АО "ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ