г. Самара |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А55-23410/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от ТСН "Солнечная-8" - представитель не явился, извещено,
от ПАО "Самараэнерго" - представитель Бабкин В.А.(доверенность от 29.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе ТСН "Солнечная-8", на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2020 года по делу N А55-23410/2019, по иску ТСН "Солнечная-8", к ПАО "Самараэнерго", об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
ТСН "Солнечная-8" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к ПАО "Самараэнерго" (далее - ответчик), об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2020 года урегулированы разногласия, возникшие между ТСН "Солнечная-8" и ПАО "Самараэнерго" при заключении договора энергоснабжения от 01.04.2019 N 20-4744Э, а именно:
Пункт 2.2.2. принят в редакции ПАО "Самараэнерго":
"Требовать от "Покупателя" совершения действий, направленных на приостановление или ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате потребленной электроэнергии".
Пункт 3.1.15. принять в редакции ПАО "Самараэнерго", исключив из него второй абзац:
Пункт 3.1.15. Осуществлять фактические действия в своих электрических установках по ограничению режима потребления электрической энергии (мощности) и по отмене ограничения потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги по электроснабжению, по соответствующей заявке "Гарантирующего поставщика".
Абзац 2 п.4.3. договора изложен в следующей редакции:
"Оплата принятой электрической энергии и оказанных услуг производится "Покупателем" в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, но не ранее, чем в течение 3 рабочих дней с момента предоставления "Гарантирующим поставщиком" счета с приложением подтверждающего расчета потребленного "Покупателем" объема коммунального ресурса".
В пункте 8.6. договора Приложение N 8 принят в следующей редакции с учетом уточнений истца:
Приложение N 8 к договору энергоснабжения
ПОРЯДОК
установления факта нарушений требований качества электроэнергии и (или) продолжительности перерывов
Настоящее Приложение разработано и применяется Сторонами в строгом и полном соответствии с требованиями и регулированием раздела Х соответствующих "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту Приложения - Правила) и применительно подпункту 1 пункта 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ.
При этом, под "потребителем" понимается - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее соответствующие коммунальные услуги.
1. При обнаружении "Гарантирующим поставщиком" факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно- технологического обеспечения, "Гарантирующий поставщик" обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны "Гарантирующему поставщику"). Если "Гарантирующему поставщику" такие причины неизвестны, то он обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов "Гарантирующий поставщик" обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества "Гарантирующий поставщик" обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
2. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу "Гарантирующего поставщика" или аварийно-диспетчерскую службу " Покупателя".
3. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
4. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы "Гарантирующего поставщика" известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
При этом поскольку "Гарантирующий поставщик" является ресурсоснабжающей организацией, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и если сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях "Покупателя", то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы "Гарантирующего поставщика", если ему известно ответственное за обслуживание внутридомовых инженерных систем " Покупателя" лицо, он обязан незамедлительно довести до такого лица "Покупателя" полученную от потребителя информацию.
5. Поскольку "Гарантирующий поставщик" является ресурсоснабжающей организацией, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и если сотруднику аварийно- диспетчерской службы "Гарантирующего поставщика" не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы "Гарантирующего поставщика", если ему известно лицо ответственное за обслуживание внутридомовых инженерных сетей "Покупателя", обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица " Покупателя".
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы "Гарантирующего поставщика" обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом.
6. По окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в Приложении N 1 к вышеуказанным "Правилам" параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 7 настоящего Приложения.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у "Гарантирующего поставщика", остальные экземпляры передаются "Покупателю" и иным заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
7. Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и "Гарантирующим поставщиком", иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в Приложении N 1 к вышеуказанным "Правилам" параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и "Гарантирующий поставщик", иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Если проведение экспертизы качества предоставления коммунальной услуги возможно в месте её предоставления, то потребитель и "Гарантирующий поставщик", иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенного эксперта. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт, из какой организации должен быть приглашен эксперт (если это определено заинтересованными участниками проверки на момент составления акта проверки).
Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет "Гарантирующий поставщик". Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить "Гарантирующему поставщику" расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник.
Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и " Гарантирующим поставщиком", иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в Приложении N 1 к вышеназванным " Правилам" параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных " Гарантирующим поставщиком" представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.
Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей. Указанным представителям "Гарантирующий поставщик" обязан передать по 1 экземпляру акта повторной проверки.
8. В случае непроведения "Гарантирующим поставщиком" проверки в срок, установленный в пункте 5 настоящего Приложения, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие "Гарантирующего поставщика". В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем товарищества, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом.
9. Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения "Гарантирующим поставщиком" факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные "Гарантирующим поставщиком" в журнале учета таких фактов (пункты 1, 4 настоящего Приложения);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные "Гарантирующим поставщиком" в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 5 настоящего Приложения);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 8 настоящего Приложения, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
10. Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления "Гарантирующим поставщиком" факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных "Гарантирующим поставщиком" в соответствии с пунктом 1 настоящего Приложения в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы "Гарантирующего поставщика" сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 11 настоящего Приложения;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
11. После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги "Гарантирующий поставщик" обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Если "Гарантирующий поставщик" не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 10 настоящего Приложения, то "Гарантирующий поставщик" обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу "Гарантирующего поставщика".
Для этого "Гарантирующий поставщик" в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и "Гарантирующим поставщиком".
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, " Гарантирующий поставщик" организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.
При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки "Гарантирующим поставщиком", а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги "Гарантирующий поставщик" составляет такой акт, который подписывается " Гарантирующим поставщиком" и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители "Покупателя", государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или "Гарантирующим поставщиком". В этом случае "Гарантирующий поставщик" обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом " Гарантирующего поставщика".
ПОДПИСИ СТОРОН:
"Гарантирующий поставщик"
ПАО "Самараэнерго"
" Покупатель"
ТСН "Солнечная-8"
С ПАО "Самараэнерго" в пользу ТСН "Солнечная-8" взысканы расходы по госпошлине в сумме 6000 руб.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части урегулирования разногласий по пунктам 2.2.2 и 3.1.15, постановив в этой части новое решение - исключить пункты 2.2.2 и 3.1.15 полностью из текста договора энергоснабжения от 01.04.2019 г. N 20-4744Э между ТСН "Солнечная-8" и ПАО "Самараэнерго"; отнести на ответчика судебные расходы истца на апелляционное обжалование, включая уплаченную госпошлину в сумме 3000 рублей.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что с 13.07.2019 года в отношении потребителей-граждан, получающих в свое жилое помещение электричество в качестве коммунальной услуги в многоквартирном доме по прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями (п.1 ст.157.2 ЖК РФ), введение приостановления и(или) ограничения предоставления коммунального ресурса производится непосредственно ресурсоснабжающей организацией, как исполнителем коммунальной услуги (п.114 Правил N 354). При этом Товарищество, как лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей обязано, в корреспонденции с нормами пункта 114 Правил N 354, обеспечить ресурсоснабжающей организации ("исполнителю" коммунальной услуги в силу п.2 Правил N 354) доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (п.31.1 Правил N 354 и пп.4 п.11 ст.157.2 ЖК РФ).
ПАО "Самараэнерго" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 13.04.2020 на 18.05.2020.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Определением от 18 мая 2020 года в составе суда, в судебном заседании, назначенном на 18 мая 2020 года в 14 час 30 мин под председательством судьи Драгоценновой И.С., по рассмотрению апелляционной жалобы ТСН "Солнечная-8" на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2020 года по делу N А55-23410/2019 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Лихоманенко О.А.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Поповой Е.Г. на судью Лихоманенко О.А. рассмотрение дела начато сначала.
Представитель ПАО "Самараэнерго" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители ТСН "Солнечная-8" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В отсутствие возражений сторон судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции оценивается в части, на которую подана апелляционная жалоба.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя ПАО "Самараэнерго", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 8 по улице Солнечная г. Самара создано ТСН "Солнечная-8" (протокол N 3 от 14.02.2019).
В ЕГРЮЛ 20.02.2019 внесена запись о создании юридического лица за государственным регистрационным номером 119631 3015513.
Как указал истец, согласно решению Государственной жилищной инспекции Самарской области управление вышеуказанным МКД перешло к ТСН "Солнечная-8" с 01.04.2019 года.
В целях заключения договора энергоснабжения для общедомовых нужд содержания многоквартирного дома, в адрес ответчика посредством системы электронного документооборота "СБИС" от имени ТСН "Солнечная-8" направлены необходимые документы, что подтверждается Справкой "СБиС" о прохождении документов.
Как указал истец, на сайте ПАО "Самараэнерго" не обнаружено образца договора энергоснабжения МКД на ОДН при прямых договорах РСО с населением, применительно п.1 ст.157.2 Жилищного кодекса РФ, который бы в должной степени соответствовал правоотношениям сторон при реализации вышеуказанной нормы п.1 ст.157.2 ЖК РФ. Имелся лишь типовой договор "энергоснабжения МКД на ОДН при прямых расчетах РСО с населением", применительно п.6.3. и п.7.1. ст.155 ЖК РФ (в редакции до 2018 года).
Посредством системы электронного документооборота "СБИС" от имени ТСН в адрес ответчика уже 14.04.2019 года направлено заявление потребителя (покупателя) со всеми дополнительно необходимыми для заключения договора энергоснабжения документами в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной ЭЦП (электронной цифровой подписью) юридического лица. Данные документы 15.04.2019 года были получены сотрудником ПАО "Самараэнерго" Тутаевой Е.А., имеющей доступ к системе "СБИС" и ЭЦП юридического лица ПАО "Самараэнерго", что подтверждается Справкой "СБиС" о прохождении документов.
Кроме того истец направил в ПАО "Самараэнерго" для заключения -Договор энергоснабжения с 01.04.2019 года с ТСН "Солнечная-8" в прилагаемой редакции ТСН для целей ОДН при прямых договорах РСО с населением (собственниками помещений в МКД N 8 по ул. Солнечная в г. Самара), основанный на типовом Договоре размещенном на сайте ПАО "Самараэнерго", но с внесенными в него правками, применительно к правовой ситуации непосредственно Заявителя (ТСН "Солнечная-8"), а также Акт об осуществлении технологического присоединения как и Акт разграничения имущественной (балансовой) ответственности от 01.04.2019 года, а также Акты допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, подписанные 01.04.2019 года ТСН "Солнечная-8" и АО "Электросеть-Волга". При этом указал, что Протокол N 3 Общего собрания собственников помещений в МКД от 14.02.2019 года по вопросу N 4 повестки которого собственниками помещений в МКД (г. Самара, ул. Солнечная, д.8) принято соответствующее решение о переходе на прямые договора с РСО и другие документы ответчику были переданы 18.02.2019 года (вх.N 1873) в строгом соответствии с требованиями п.1 ст.46 ЖК РФ. Все необходимые документы для заключения соответствующего договора ответчику были предоставлены ранее посредством системы официального документооборота "СБИС".
Вышеназванным заявлением (письмом от 14.04.2019 года) изложена просьба подписать приложенный типовой договор энергоснабжения от 01.04.2019 года в редакции ТСН, что подтверждается Справкой "СБиС" о прохождении документов.
30.04.2019 ответчиком в адрес истца был направлен проект договора энергоснабжения N 20-4744Э от 01.04.2019.
При урегулировании разногласий (протокол согласительного совещания от 05.12.2019) остались неурегулированными указанные выше условия, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 426 и статье 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, в том числе договора снабжения электрической энергией, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (потребителям) коммунальной услуги (договоры ресурсоснабжения).
Условия договоров ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами N 124, а в части, не урегулированной этими нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункты 3, 16 и 18 Правил N 124).
Согласно п.4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124, ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Следовательно заключение договора энергоснабжения является обязательным как для истца, так и для ответчика.
На момент принятия решения ни одна из сторон не заявила о прекращении договора.
Пункт 2.2.2 договора в оферте гарантирующего поставщика предусматривает право гарантирующего поставщика "требовать от "Покупателя" совершения действий, направленных на приостановление или ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате потребленной электроэнергии".
Корреспондирующий пункт 3.1.15 договора в оферте гарантирующего поставщика предусматривает обязанность покупателя "осуществлять фактические действия в своих электрических установках по ограничению режима потребления электрической энергии (мощности) и по отмене ограничения потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги по электроснабжению, по соответствующей заявке "Гарантирующего поставщика".
В случае неисполнения "Покупателем" заявки "Гарантирующего поставщика" на отмену ограничения сторонних потребителей, чьи энергопринимающие устройства непосредственно технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства "Покупателя", и потребителей услуг "Покупатель" обязан возместить убытки "Гарантирующего поставщика", связанные с недопоставкой электрической энергии и мощности таким потребителям".
Истец просил исключить пункты 2.2.2 и 3.1.15, мотивируя тем, что в действующую редакцию Постановления Правительства РФ N 354 введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897 новый пункт 31(1), согласно которому "Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" -"ж" пункта 17 настоящих Правил, обязаны: (пп."ж") обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
По мнению истца, односторонне обязать ТСН выполнять работы по отключению и подключению в МКД потребителей-должников перед РСО от электроснабжения по заявкам ответчика нельзя, а такая работа ТСН может осуществляться исключительно "по соглашению" с РСО, в том числе с оплатой ответчиком за такие работы/услуги истца.
Кроме того, как указал истец, это обсуждалось и на согласительном совещании 05.12.2019 года сторонами Договора и может быть позднее реализовано посредством подписания дополнительного соглашения за плату выполнять истцу такие поручения ответчика. Полагает, что спорный пункт подлежит уточнению и стороны должны руководствоваться императивными нормами пп."ж" п.31(1) Правил N 354.
Ответчик, настаивая на принятии данных условий в своей редакции, указал, что вступивший в силу 13.07.2019 пункт 31 (1) Правил N 354 не вводит новых прав и обязанностей, а повторяет и закрепляет норму, предусмотренную ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, а затем в п. 31 (1) Правил N 354.
Судебными актами по делу N А55-38802/2018 дана правовая оценка обязанности исполнителя коммунальных услуг, закрепленных ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, в отношениях по введению ограничения режима потребления.
В соответствии с п. 1(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442,
"ограничение режима потребления" - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами;
"исполнитель" - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства;
"субисполнитель" - сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами;
Пунктом 1(2) Правил ограничения N 442 определено, что субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 17(1) Правил ограничения N 442).
Согласно п. 114 Правил N 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
ТСН "Солнечная-8" является исполнителем при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, в отношении которого заключается спорный договор энергоснабжения.
Все жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, подключены к электроснабжению через общее имущество - через вводно-распределительное устройство и кабельные линии от ВРУ до жилых помещений. Отдельной выделенной линии и непосредственного подключения к сетям сетевой организации, минуя общедомовое оборудование многоквартирного дома, помещения не имеют.
По общему правилу ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса только до границы раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей.
Суд верно указал, что истец, как исполнитель при содержании общего имущества многоквартирного дома, обеспечивает содержание и несет ответственность за все инженерные системы, относящиеся к общему имуществу.
Следовательно, в указанных правоотношениях истец, как лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, но к энергопринимающим устройствам которого (к внутридомовым сетям) технологически присоединены объекты потребителя (население), является субисполнителем ограничения и несет все права и обязанности, установленные Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии для исполнителя ограничения.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что редакция ПАО "Самараэнерго" пункта 2.2.2 и абзаца 1 пункта 3.1.15 Договора соответствует действующему законодательству РФ, а доводы истца о необходимости исключения данных пунктов из условий договора основаны на неправильном толковании норм права.
Абзац 2 пункта 3.1.15 договора, ввиду отсутствия соглашения сторон в этой части, подлежит исключению, поскольку предусматривает ответственность, императивными нормами не установленную.
Кроме того, вступившим в силу судебным актом по делу N А55-38802/2018 урегулированы аналогичные разногласия в пользу ПАО "Самараэнерго" при условии внесения в ЖК РФ (ст. 161) указанных истцом изменений.
Сторонами не заявлены возражения против выводов суда первой инстанции в части п. 4.3, 8.6 договора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
По мнению суда апелляционной инстанции суд верно установил, что лицо, обязанное производить фактические действия по ограничению, определяется Правилами ограничения N 442, и этим лицом является субисполнитель ограничения, а основания и порядок в отношении граждан (размер задолженности, порядок извещения и т.д.) предусмотрены жилищным законодательством.
Все жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, подключены через общее имущество - через вводно-распределительное устройство дома и внутридомовые кабельные линии. Отдельной выделенной линии и непосредственного подключения к сетям сетевой организации, минуя общедомовое оборудование многоквартирного дома, помещения не имеют.
Следовательно, поскольку все жилые помещения подключены к сетям истца, на которого возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и который в отношении по введению ограничения является субисполнителем и, соответственно, должен производить фактические действия по ограничению энергоснабжения.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 февраля 2020 года по делу N А55-23410/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23410/2019
Истец: ТСН "Солнечная-8", ТСН "Солнечный"
Ответчик: ПАО "Самараэнерго"