г. Владимир |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А43-12863/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом;
от ответчиков:
общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭвентГрупп" - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;
индивидуального предпринимателя Комарова Игоря Юрьевича - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Мурашкина Вячеслава Михайловича - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2019 по делу N А43-12863/2019,
по иску Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260) к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансЭвентГрупп" (ОГРН 1125256007183, ИНН 5256115747), индивидуальному предпринимателю Комарову Игорю Юрьевичу (ОГРНИП 304691217300080, ИНН 691215038539) о солидарном взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза, в сумме 133 140 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее - ГКУ РБ ЦОДД, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансЭвентГрупп" (далее - ООО "ТрансЭвентГрупп") о взыскании 133 140 руб. в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильной дороге регионального значения (исковые требования изложены с учетом уточнения, а также отказа от исковых требований к ИП Комарову И.Ю. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленного требования истец сослался на статьи 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации и указал, что 14.04.2015 на передвижном пункте весового контроля, расположенном на 26 км автодороги Кропачево - Месягутово - Ачит, сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД установлен факт превышения осевой нагрузки транспортным средством - тягачом ИВЕКО 440Е42 EURO TECH, государственный регистрационный номер Х276МТ67, с полуприцепом Шмитц SO1, государственный регистрационный знак N АЕ390067. По данному факту в присутствии водителя транспортного средства Мурашкина В.М. был составлен акт N 4939 от 14.04.2015 и определен размер ущерба, подлежащий возмещению в пользу истца.
Ответчик иск не признал.
Решением от 20.12.2019 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований ГКУ РБ ЦОДД отказал.
ГКУ РБ ЦОДД, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что ООО "ТрансЭвентГрупп" является ненадлежащим ответчиком, а законным владельцем транспортного средства являлся ИП Комаров И.Ю., от иска к которому истец отказался. Считает, что хотя Комаров И.Ю. на дату составления акта о превышении осевых нагрузок и являлся законным владельцем транспортного средства - тягача ИВЕКО 440Е42 EURO TECH, государственный регистрационный номер Х276МТ67, с полуприцепом Шмитц SO1, государственный регистрационный знак N АЕ390067, вместе с тем согласно договора - заявки N 474 от 13.04.2015, заключенного между ООО "ТрансЭвентГрупп" (перевозчиком) и Комаровым И.Ю., именно перевозчик несет обязанность контролировать процесс загрузки и крепления груза, руководить распределением груза в кузове с учетом предельно допустимых норм нагрузки на каждую ось автомобиля и вправе отказаться от перевозки, если выявленные нарушения не устранены грузоотправителем (п. 9 договора -заявки N 474). Таким образом, по мнению заявителя, поскольку перевозка груза осуществлялась ООО "ТрансЭвентГрупп" на основании заключенного с ИП Комаровым И.Ю. договора перевозки груза, то ответственность за правонарушение лежит на ООО "ТрансЭвентГрупп".
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В заявлении от 15.05.2020 ГКУ РБ ЦОДД просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, 14.04.2015 на передвижном пункте весового контроля, расположенном на 26 км автодороги Кропачево - Месягутово - Ачит, сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД выявлено превышение транспортным средством тягачом ИВЕКО 440Е42 EURO TECH, государственный регистрационный номер Х276МТ67, с полуприцепом Шмитц SO1, государственный регистрационный знак N АЕ390067, установленных ограничений по осевой нагрузке, о чем составлен N 474 от 13.04.2015. Водитель транспортного средства Мурашкин В.М., ознакомлен с указанным актом и расписался в нем. Сумма ущерба, причиненного автомобильной дороге регионального значения, по расчету истца, составила 133 140 руб. В связи с невозмещением ответчиком ущерба истец обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Нижегородской области, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, отказал в удовлетворении исковых требований ГКУ РБ ЦОДД, найдя их необоснованными.
Апелляционная инстанция с выводами суда согласна, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", пунктом 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Согласно свидетельства о регистрации транспортного средства, на дату составления акта N 493 от 14.04.2015 собственником транспортного средства ИВЕКО 440Е42 EURO TECH, государственный регистрационный номер Х276МТ67, с полуприцепом Шмитц SO1, государственный регистрационный знак N АЕ390067, являлась Комарова Е.В.
По договорам аренды от 11.04.2014 транспортное средство ИВЕКО 440Е42 EURO TECH, государственный регистрационный номер Х276МТ67, с полуприцепом Шмитц SO1, государственный регистрационный знак N АЕ390067 передано в аренду ИП Комарову И.Ю., сроком на три года.
Апелляционным определением Смоленского областного суда по делу N 33-1938/2018 от 03.07.2018 также установлено, что транспортным средством на момент проверки осевой нагрузки транспортного средства 14.04.2015 на законном основании на основании заключенных с Комаровой Н.В. договоров аренды от 11.04.2014. владел ИП Комаров И.Ю. Перевозка груза осуществлялась обществом с ограниченной ответственностью "ТрансЭвентГрупп" на основании заключенного с ИП Комаровым И. Ю. договора-заявки N 474 от 13.04.2015. При этом ООО "ТрансЭвентГрупп" не являлось перевозчиком, а также не являлось владельцем транспортных средств ни на каком основании. Данные обстоятельства, установленные судебными инстанциями по делу N 33-1938/2018, в соответствии с пунктом 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для сторон по настоящему спору. То есть они не подлежат доказыванию и не допускают опровержения в ходе арбитражного производства.
Закон предусматривает, что передача транспортного средства собственником во владение другому лицу возможна на основании гражданско-правовых сделок, среди которых закон (абзац 2 пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации) называет, прежде всего, аренду, выдачу доверенности на управление транспортным средством и так далее. Таким образом, законным владельцем указанных выше транспортных средств по состоянию на апрель 2015 года являлся ИП Комаров И.Ю. Водитель Мурашкин В. М. являлся работником предпринимателя в силу трудового договора с водителем-экспедитором от 30.08.2014, заключенного ИП Комаровым И. Ю. (работодателем) с Мурашкиным В. М. (работником), и осуществлял перевозку груза по договору-заявке N 474 от 13.04.2015.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что лицом, ответственным за причинение вреда автомобильным дорогам, являлся непосредственно ИП Комаров И.Ю. Следовательно, исковые требования, предъявленные к ООО "ТрансЭвентГрупп", предъявлены к ненадлежащему ответчику, в связи с чем в удовлетворении иска к ООО "ТрансЭвентГрупп", арбитражным судом ГКУ РБ ЦОДД отказано правомерно.
Ссылка заявителя на договор - заявку N 474 от 13.04.2015, заключенный между ООО "ТрансЭвентГрупп" (перевозчиком) и Комаровым И.Ю., в силу которого перевозчик несет обязанность контролировать процесс загрузки и крепления груза, руководить распределением груза в кузове с учетом предельно допустимых норм нагрузки на каждую ось автомобиля, что влечет ответственность последнего за превышение осевых нагрузок, не принимается в виду ошибочности. Данное обстоятельство в рассматриваемых отношениях не имеет правового значения, а влечет соответствующую ответственность перевозчика перед законным владельцем транспортного средства, в то время как перед истцом первоначальным ответчиком является непосредственно владелец транспортного средства. Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены судебного акта. Иных обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность выводов Арбитражного суда Нижегородской области, в суде второй инстанции не установлено. Нарушений норм материального либо процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2019 по делу N А43-12863/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12863/2019
Истец: Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан
Ответчик: ИП Комаров И.Ю., ИП Комаров Игорь Юрьевич, ООО ТК "ТрансЭвентГрупп"
Третье лицо: Мурашкин Вячеслав Михайлович, Управление по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области