г. Самара |
|
26 мая 2020 г. |
А55-17378/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Администрации городского округа Самара - представителя Нестеровой Т.А. (доверенность от 22.11.2019 N 1-02/2-07-015377),
от общества с ограниченной ответственностью "Регион-Престиж" - представителя Кордюшова А.С. (доверенность от 04.03.2020 N 9),
от Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара - представителя Нестеровой Т.А. (доверенность от 22.11.2019 N 1-02/2-07-015377),
от иных лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2020 года по делу N А55-17378/2019 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион-Престиж", г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - Департамент Управления имуществом г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара, Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара, Администрация Промышленного внутригородского района г. Самары, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области,
о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Регион-Престиж" обратилось в суд с заявлением к Администрации городского округа Самара, в котором просит:
-признать незаконными действия Администрации городского округа Самара, выраженные в письме от 06.03.2019 N 1-03/4-02-01/818, о невозможности включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Регион-Престиж" временного павильона;
-обязать Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Регион-Престиж" путем включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Регион-Престиж" временного павильона, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе / ул. Ташкентская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 площадью 50,00 кв.м., вид разрешенного использования "под установку временного павильона".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара, Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара, Администрация Промышленного внутригородского района г. Самары, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2020 года заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия Администрации городского округа Самара, выраженные в письме от 06.03.2019 N 1-03/4-02-01/818 о невозможности включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Регион-Престиж" временного павильона. Администрации городского округа Самара вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Регион-Престиж" путем включения в месячный срок с момента вступления настоящего решения в силу в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Регион-Престиж" временного павильона, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе / ул. Ташкентская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 площадью 50,00 кв.м., вид разрешенного использования "под установку временного павильона".
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Самара просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2020 года по делу N А55-17378/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзывах третье лицо по делу - Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара, апелляционную жалобу Администрации поддержали, просили ее удовлетворить по доводам, аналогичным изложенным в апелляционной жалобе.
В материалы дела поступил также отзыв заявителя на апелляционную жалобу Администрации, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Также, 18.05.2020 г. в материалы дела поступили возражения Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара на отзыв заявителя по делу, в которых департамент просит суд апелляционной инстанции отклонить доводы, изложенные в отзыве заявителя, апелляционную жалобу Администрации - удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представители Администрации г.о. Самара, Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции от 22.01.2020 оставить без изменения.
Иные третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05.02.2019 г. ООО "Регион-Престиж" обратилось к заместителю главы городского округа Самара - руководителю Департамента экономического развития, инвестиций и торговли с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Регион-Престиж" временного павильона, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Промышленный район, Московское шоссе / ул. Ташкентская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 площадью 50,00 кв.м., вид разрешенного использования "под установку временного павильона" (далее - земельный участок).
Земельный участок фактически используется для размещения временного магазина в соответствии со своим видом разрешенного использования.
На указанном земельном участке расположен временный павильон, установленный на основании распоряжения администрации Промышленного района городского округа Самара от 27.06.2006 N 962.
Решением от 16.10.2014 по делу N А55-10067/2014 Арбитражный суд Самарской области обязал министерство имущественных отношений Самарской области предоставить ООО "Регион-Престиж" в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297. Между Главой городского округа Самара (правопреемник министерства) и ООО "Регион-Престиж" заключен договор аренды N 79а от 26.10.2017 г. земельного участка.
В письме от 06.03.2019 N 1-03/4-02-01/818 заместитель главы городского округа Самара - руководитель департамента экономического развития, инвестиций и торговли, ссылаясь на отрицательное заключение департамента градостроительства городского округа Самара, сообщил о невозможности включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Регион-Престиж" временного павильона.
ООО "Регион-Престиж" считает, что данный отказ во включении в схему размещения НТО противоречит нормам действующего законодательства.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативных правовых актов, решений недействительными, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о торговле постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее по тексту - Правила).
Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Указанные Правила согласуются с положениями ст. 10 Закона о торговле.
В п. 8 Правил содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа включения объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, это: отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством ограничения в их обороте.
Как следует из п. 9 Правил внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 6 настоящих Правил для включения объектов в схему размещения.
Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области в пределах своих полномочий устанавливают порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области (далее - порядок) утвержден приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 N 240.
В соответствии с п. 2.1 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Самарской области от 28.10.2016 N 240 (далее - Порядок), Схема разрабатывается уполномоченным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования органом местного самоуправления с учетом факторов, способствующих:
а) обеспечению устойчивого развития территорий;
б) достижению нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
в) формированию торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) созданию дополнительных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности;
д) расширению рынка сбыта товаров российских производителей;
е) повышению доступности товаров для населения.
Разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность (п.2.2 Порядка).
Решение о включении в Схему нестационарного торгового объекта по результатам рассмотрения предложения, внесенного в орган местного самоуправления заинтересованным лицом, принимается органом местного самоуправления с учетом факторов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка (п.3.3 Порядка).
Согласно п. 3.4. Порядка, утвержденного приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 N 240 основаниями для отказа органа местного самоуправления во включении в Схему нестационарных торговых объектов по предложению заинтересованного лица являются:
1) отсутствие в предложениях заинтересованного лица сведений, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка;
2) несогласование включения в Схему нестационарного торгового объекта органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом;
3) несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка.
В решении об отказе указывается ссылка на реквизиты и положения нормативного правового акта, предусматривающего ограничения на использование земель, земельных участков, зданий, строений сооружений, находящихся в государственной собственности, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, или в муниципальной собственности, для целей расположения нестационарных торговых объектов (п. 3.4. Порядка).
Как указывается в отзывах заинтересованного лица и третьих лиц, Решением Думы городского округа Самара от 27.12.2018 N 380 "Об утверждении Положения "О Департаменте экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара" Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг Администрации городского округа Самара переименован в Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара (далее - ДЭРИТ).
Изменения о переименовании Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг Администрации городского округа Самара зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц 25.02.2019.
ООО "Регион-Престиж" 05.02.2019 обратилось в Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг Администрации городского округа Самара (далее - ДППТПРТУ) с заявлением на включение в Схему временного нестационарного торгового объекта с универсальной специализацией, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 по адресу: г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/ ул. Ташкентская, площадью 50,0 кв.м.
С целью рассмотрения вопроса о включении заявленного места размещения нестационарного торгового объекта в Схему ДППТПРТУ были направлены запросы в Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент градостроительства), в Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом), в Администрацию Промышленного внутригородского района городского округа Самара и в Министерство имущественных отношений Самарской области для предоставления, в том числе как от органов, уполномоченных на распоряжение имуществом, информации о соответствии места расположения нестационарного торгового объекта градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам, противопожарному законодательству, правилам благоустройства, установленным на территории городского округа Самара, а также законодательству, регулирующему торговую деятельность.
Заявитель о направлении запросов ДППТПРТУ был проинформирован письмом от 08.02.2019 исх. N 361/137.
Департаментом градостроительства 27.02.2019 предоставлена выписка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - выписка из ИСОГД) с информацией о невозможности согласования включения указанного места размещения нестационарного торгового объекта ввиду наличия ограничений в использовании объекта - охранная зона инженерных коммуникаций, а также принадлежность заявленного земельного участка к зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) согласно Решению Думы городского округа Самара от 11.03.2010 N 880 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 (далее - Решение Думы N 880), что не соответствует градостроительным нормам.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка разработка схемы размещения осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного о законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.
Согласно пункту 3.4 Порядка одним из оснований отказа во включении в схему размещения нестационарного торгового объекта по предложению заинтересованного лица является несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным вышеуказанным пунктом Порядка.
Департамент управления имуществом в своем письме от 05.03.2019 выражает мнение о нецелесообразности включения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/ ул. Ташкентская, площадью 50,0 кв.м в Схему, поскольку в Промышленном внутригородском районе городского округа Самара расположено максимальное количество аналогичных нестационарных торговых объектов, удовлетворяющих спрос населения на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам, в пределах территориальной доступности.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка еще одним основанием отказа во включении в схему размещения нестационарного торгового объекта по предложению заинтересованного лица является несогласование включения в схему размещения нестационарного торгового объекта органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом.
Из норм статьи 45 Устава городского округа Самара следует, что Департамент управления имуществом от имени городского округа Самара самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара.
По результатам полученных ответов в соответствии с пунктом 3.4 Порядка заявителю был дан ответ (письмо исх. N 1-03/4-02-01/818 от 06.03.2019) о невозможности включения в Схему временного нестационарного торгового объекта с универсальной специализацией, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/ ул. Ташкентская, площадью 50,0 кв.м на основании отрицательного заключения Департамента градостроительства.
Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара в оспариваемом решении об отказе ссылается на отрицательное заключение Департамента градостроительства и прикладывает к указанному отказу выписку из ИСОГД, которая содержит ряд ограничений в использовании объекта - охранная зона инженерных коммуникаций, а также принадлежность заявленного земельного участка к зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) согласно Решению Думы N 880.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанные доводы не подтверждают наличие оснований для отказа во включении в Схему нестационарных торговых объектов.
Согласно п. 3.4. Порядка, утвержденного приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 N 240 основаниями для отказа органа местного самоуправления во включении в Схему нестационарных торговых объектов по предложению заинтересованного лица являются:
1) отсутствие в предложениях заинтересованного лица сведений, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка;
2) несогласование включения в Схему нестационарного торгового объекта органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом;
3) несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Между тем, доказательства отсутствия в предложениях заинтересованного лица сведений, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка (адрес или адресное обозначение предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров (при наличии); вид и специализацию нестационарного торгового объекта; площадь места, которое необходимо для расположения нестационарного торгового объекта) суду не представлены.
Ссылка на мнение Департамента управления имуществом как несогласование включения в Схему нестационарного торгового объекта органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом, является ошибочной, поскольку в Схему включается не земельный участок, а торговый объект, не принадлежащий на каком-либо праве указанному Департаменту.
Ссылка на несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка, также является ошибочной.
В соответствии с п.2.2 Порядка разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.
Между тем, заинтересованное лицо не представило суду доказательства нарушения заявителем правовых норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.
Согласно выписке из ИСОГД от 27.02.2019 г. N 38-Д05-01-01/1457 спорный земельный участок расположен на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории.
В соответствии с п. 2, подп. 4 п. 16 ст. 11.10. ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории.
Таким образом, наличие утвержденного проекта планировки территории является препятствием только для образования земельного участка.
В данном случае земельный участок образован и предоставлен заявителю на праве аренды.
Согласно выписке из ИСОГД от 27.02.2019 г. N 38-Д05-01-01/1457 спорный земельный участок расположен в двух функциональных зонах.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ карта функциональных зон является частью генерального плана.
Согласно п. 4 статьи 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Необходимо отметить, что действующее законодательство не устанавливает ограничений по поводу расположения земельных участков в двух функциональных зонах.
Принадлежащий ООО "Регион-Престиж", временный павильон, установлен на основании распоряжения администрации Промышленного района городского округа Самара от 27.06.06 N 962.
Вопрос размещения указанного временного павильона на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 решен уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом органом власти на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 16.10.14 по делу N А55-10067/2014. Между Главой городского округа Самара и ООО "Регион-Престиж" заключен договор аренды земельного участка N79а от 26.10.2017 г. Следовательно, определено волеизъявление уполномоченного на распоряжение соответствующим имуществом органа власти, необходимое в силу п. 3.4. Порядка при рассмотрении вопроса о расположении предлагаемого нового объекта, для размещения которого еще не оформлены права за землю.
Указание в выписке из ИСОГД на ограничения в использовании объекта - охранная зона инженерных коммуникаций, а также принадлежность заявленного земельного участка к зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) согласно Решению Думы N 880, само по себе не препятствует включению торгового объекта заявителя в Схему нестационарных торговых объектов.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2019 по делу N А55-17378/2019 Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Суд обязал министерство сообщить, в какой части спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/ул. Ташкентская, входит в границы проекта планировки территории, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области N440-р от 27.05.2016 г., а также пояснить, препятствует ли включение временного павильона, расположенного на указанном участке, в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Самары государственной программе Самарской области, утвержденной Правительством Самарской области N704 от 29.11.2013 г.
В отзыве Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области указало следующее.
09.02.2016 принят приказ Министерства строительства Самарской области N 9-п "О подготовке документации по планировке территории в границах городского округа Самара для реконструкции трамвайной линии от площади Урицкого до улицы Московское шоссе со строительством новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в городском округе Самара", в соответствии с которым МП г.о. Самара "ТТУ" было разрешено осуществить подготовку документации по планировке территории в границах городского округа Самара для реконструкции трамвайной линии от площади Урицкого до улицы Московское шоссе со строительством новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в городском округе Самара в соответствии со схемой и координатами границ обозначенной территории (приложения NN 1, 2 к настоящему приказу) и рекомендовано представить подготовленную документацию по планировке территории на согласование и утверждение в порядке, установленном действующим законодательством.
Распоряжением Правительства Самарской области от 27.05.2016 N 440-р была утверждена документация по планировке территории в границах городского округа Самара для реконструкции трамвайной линии от площади Урицкого до улицы Московское шоссе со строительством новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в городском округе Самара, разработанная по заказу МП г.о. Самара "ТТУ".
Министерство заказчиком работ по разработке документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области N 440-р от 27.05.2016, а также разработчиком проекта распоряжения Правительства Самарской области "Об утверждении документации по планировке территории в границах городского округа Самара для реконструкции трамвайной линии от площади Урицкого до улицы Московское шоссе со строительством новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в городском округе Самара" не являлось, информацией о том, в какой части спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/ул. Ташкентская, входит в границы проекта планировки территории, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области N 440-р от 27.05.2016 г., не располагает.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 704 была утверждена государственная программа Самарской области "Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" (далее - государственная программа).
Согласно разделу 4 паспорта государственной программы, приложению N 2 к государственной программе (перечень мероприятий государственной программы) Реализация государственной программы осуществлялась с 2013 по 2018 год. Таким образом, включение временного павильона, расположенного на указанном участке, в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Самары не может препятствовать государственной программе Самарской области, утвержденной Правительством Самарской области N704 от 29.11.2013.
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 89, в ведении министерства находится, в том числе государственное управление автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также распоряжение земельными участками, занимаемыми указанными дорогами.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106 (далее - Перечень).
Автомобильная дорога общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 "Урал") включена в указанный Перечень.
Вместе с тем спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0707004:3297 не входит в границы полосы отвода и красных линий указанной автомобильной дороги.
Права министерства в данном споре не затрагиваются.
Также в Заключении Департамента градостроительства г.о. Самара от 27.02.2019 года 38-Д05-01-01/1457 в разделе 8 Сведений из ИСОГД г.о. Самара "Принадлежность к территории общего пользования" указано, что земельный участок не находится в границах красных линий.
Таким образом, в отзывах заинтересованного лица и третьих лиц не приведено ни одного правового основания для отказа органа местного самоуправления во включении в Схему нестационарных торговых объектов по предложению заявителя.
Администрация считает, что утверждение Схемы, равно как и внесение в нее изменений, не затрагивает и не нарушает права и законные интересы ООО "Регион-Престиж" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ во включении в схему размещения НТО противоречит нормам действующего законодательства, а также действия заинтересованного лица ограничивают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как влекут невозможность включения временного павильона ООО "Регион-Престиж" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Оспариваемые действия заинтересованного лица противоречат нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", согласно которым нестационарные торговые объекты размещаются в целях обеспечения населения услугами торговли, а не внесение объекта НТО в схему не должно ограничивать конкуренцию и служить основанием для пересмотра мест размещения объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых была начата до утверждения указанной схемы, а также ограничивают права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, так как лишили заявителя гарантий, связанных с переоформлением права на использование торгового места.
Как установлено Арбитражным судом Самарской области в решении по арбитражному делу А55-10067/2014, на основании распоряжения Администрации Промышленного района г. Самары от 27.06.2006 N 962 ООО "Капитал" предоставлен в аренду земельный участок площадью 50 кв.м, по указанному выше адресу под установку временного павильона. Между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ООО "Капитал" заключен договор аренды земельного участка от 30.06.2006 N027958з. 31.03.2014 ООО "Регион-Престиж" по договору купли-продажи приобрело временный объект у ООО "Капитал". Решением от 16.10.2014 по арбитражному делу А55-10067/2014 Арбитражный суд Самарской области обязал министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ООО "Регион-Престиж" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе/ул. Ташкентская, площадью 50 кв.м., кадастровый номер 63:01:0707004:3297, занимаемого временным павильоном.
Следовательно, на момент утверждения администрацией городского округа Самара Схемы НТО (постановление администрации г.о. Самара от 19.04.2013 N 377) спорный временный павильон уже располагался на законных основаниях по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе/ул. Ташкентская.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся Определении от 29 января 2015 года N 225-0, статья 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" направлена на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, сохранение возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, недопущение сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в апелляционном определении СК по административным делам от 11 сентября 2019 г. N 31-АПА19-10 "О признании недействующим пункта 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта - торгового павильона, расположенного на земельном участке в районе дома "17 по Юго-западному бульвару города Чебоксары" органы местного самоуправления должны обеспечивать возможность осуществления стабильной предпринимательской деятельности для объектов НТО, существовавших до утверждения схемы размещения НТО на территории муниципального образования.
Согласно действующим на территории городского округа Самара нормативным актам (пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, п.2.4. Постановления Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности", ст. 10.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", абз. 2 ч. 12 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области") сохранение НТО после окончания срока действия договора аренды земельного участка возможно только при наличии НТО в действующей на территории городского округа Самара схеме НТО.
В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно постановлению администрации г.о. Самара от 19.04.2013 N 377 схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается на неопределенный срок. Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено право для стабильного осуществления торговой деятельности.
В тоже время, доказательств того, что земельный участок, на котором находится спорный НТО, подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо внесение данного НТО в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара нарушает установленные требования законодательства, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что Администрация городского округа Самара несёт ответственность за действия своих подразделений, которые привели к необоснованному отказу в удовлетворении обращения заявителя.
В соответствии с п. в ч. 1 ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области администрация городского округа Самара - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара.
Согласно п. б.1 ч. 3. ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения городского округа Самара разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы приведены без учета установленных и изложенных по делу обстоятельств и их не опровергают.
Основания для отказа во включении спорного объекта в Схему нестационарных торговых объектов не подтверждены.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд также отмечает, что в Заключении Департамента градостроительства г.о. Самара от 27.02.2019 года 38-Д05-01-01/1457 в разделе 8 Сведений из ИСОГД г.о. Самара "Принадлежность к территории общего пользования" указано, что земельный участок не находится в границах красных линий.
Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара (на территории которого находится нестационарный объект) в письме от 19.03.2019N 14/02-01/1173 на запрос Департамента от 08.02.2019 года N 362/139 по обращению заявителя указала, что деятельность на вышеуказанном земельном участке кадастровый номер 63:01:0707004:3297 осуществляется, расположение объекта не противоречит постановлению Главы городского округа Самара от 10.06.2008 г. N 404 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара". Учитывая необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения данного микрорайона площадью торговых объектов, Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара считает целесообразным включение вышеуказанного объекта в Схему.
Доводы жалобы Департамента о неверном способе устранения допущенных нарушений, избранном судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае предметом оспаривания и проверки судом являлся отказ Департамента, выраженный в письме от 06.03.2019 года N 1-03/4-02-01/818, основания отказа исследованы судом и признаны необоснованными.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2020 года по делу N А55-17378/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17378/2019
Истец: ООО "Регион-Престиж"
Ответчик: Администрация городского округа Самара
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА Г. САМАРЫ, Департамент градостроительства г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИНВЕСТИЦИЙ И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. САМАРА, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области