г. Хабаровск |
|
26 мая 2020 г. |
А37-2832/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Соколовское ЖКХ": не явились;
от Государственной жилищной инспекции Магаданской области: не явились;
от Сушенцовой Анны Николаевны: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Соколовское ЖКХ"
на решение от 20.11.2019
по делу N А37-2832/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Соколовское ЖКХ"
к Государственной жилищной инспекции Магаданской области
об оспаривании постановления
третье лицо: Сушенцова Анна Николаевна
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Соколовское ЖКХ" (далее-заявитель, ООО "Городская управляющая компания "Соколовское ЖКХ", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене постановления государственной жилищной инспекции Магаданской области (далее-инспекция, административный орган, ГЖИ Магаданской области) от 13.09.2019 N 31 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Определением суда от 25.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Сушенцова Анна Николаевна.
Решением суда от 20.11.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Городская управляющая компания "Соколовское ЖКХ" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что управляющей компанией предприняты все необходимые меры по надлежащему исполнению обязанностей по содержанию общедомового имущества. Выявленные в ходе проверки дефекты относятся к капитальному ремонту, при этом вопросы проведения капитального ремонта МКД решаются на общем собрании собственников помещений. Кроме того, на момент осмотра кровли не установлено, что затекание происходит по причине дефекта кровельного покрытия. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
ГЖИ Магаданской области в представленных возражениях на жалобу выразила несогласие с доводами последней, просила оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
От Сушенцевой А.Н. возражений на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании апелляционного суда не принимали.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в ГЖИ Магаданской области поступило обращение гражданки, проживающей в МКД по адресу п. Сокол, ул. Королёва, 15, о ненадлежащем содержании общего имущества МКД.
В соответствии с распоряжением от 16.08.2019 N 666/020 инспекцией в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было установлено, что техническое состояние общего имущества вышеуказанного жилого дома не соответствует требованию части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 10, 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а именно:
- в квартире N 15 в комнате, смежной с кладовой, на потолке и стене с оконным проёмом наличие следов затеканий (сухие пятна жёлтого цвета, разводы, отслоение побелочного слоя, местами отслоение обоев от стены); в коридоре (в районе кладовой) на потолке наличие следов затеканий (сухие пятна жёлтого цвета, разводы);
- со стороны уличного фасада два горизонтальных межпанельных шва сверху от окна комнаты, смежной с кладовой, квартиры N 15 - повреждены (частичное выпадение герметизирующей заделки);
* при обследовании чердачного помещения в районе квартиры N 15 на ограждающих плитах следов затеканий не выявлено; на ограждающих плитах, начиная от слухового окна в районе квартиры N 28 установлены металлические конструкции, труба ПВХ, соединяющиеся по типу водоотводящих устройств и заканчивающихся в районе квартиры N 15, под трубой ПВХ установлено ведро, на момент осмотра - пустое, конструкции сухие;
* при обследовании крыши кровля над квартирой N 15 в районе комнаты, смежной с кладовой повреждена (местами наличие вздутий, трещин, нарушена гидроизоляция примыкания к металлическому отливу).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 23.08.2019 N 608/020.
По фактам выявленных нарушений инспекцией 29.08.2019 в отношении ООО "ГУК "Соколовское ЖКХ" составлен протокол об административном правонарушении N 90 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и 04.09.2019 общество привлечено к административной ответственности по инкриминируемой норме права в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ГУК "Соколовское ЖКХ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110 установлено: Лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень лицензионных требований предусмотрен статьей 193 ЖК РФ и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "а") и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б").
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, лицензионным требованием является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Минимальным перечнем услуг и работ и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Статьей 36 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из подпунктов "б" и "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что в состав общего имущества включаются крыши и ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая балконные и иные плиты).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которым утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда установлено следующее:
-пунктом 4.6.1.1 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки;
-пунктом 4.6.1.2 - следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Согласно пункту 4.10.2 Правил N 170 обязанностью управляющей организации является защита конструкций от увлажнения и контроль герметизации межпанельных стыков в полносборных зданиях, в том числе:
- организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.), (пункт 4.10.2.1);
- неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации (пункт 4.10.2.8).
Пунктом 4.10.5.2 Правил N 170 установлено, что теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путём: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчёту) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен; ремонта кровельного покрытия.
Согласно пункту 4.2.3.1. Правил N 170, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Пунктом 2.2.6 Правил N 170 заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи. Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке (далее Постановление Госстроя).
В нарушение указанных нормоположений в ходе проверочных мероприятий административным органом было установлено наличие повреждений общего имущества, в том числе, кровли, фасада, плит крыши, приводящие к протечкам в квартире N 15 (в комнате).
Выявленные нарушения относятся к работам, включённым в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Таким образом, в действиях (бездействиях) общества имеется событие вмененного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку заявитель имел объективную возможность не допустить выявленные нарушения, и сведений о наличии независящих от него препятствий для недопущения нарушения материалы дела не содержат, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины заявителя в совершении вмененного ему правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ подтверждено материалами дела.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Оснований для квалификации допущенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также оснований для замены назначенного оспариваемым постановлением административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Мера административного наказания (административный штраф) определена обществу исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. В рассматриваемом случае назначенный заявителю административный штраф в размере 125 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного административного штрафа в деле не имеется.
Доводы общества о том, что все необходимые меры по надлежащему исполнению обязанностей по содержанию общедомового имущества приняты, апелляционной коллегией отклоняются, поскольку из материалов дела видно, что жильцы МКД, проживающие в квартире N 15, неоднократно обращались в управляющую организацию по вопросу протечек кровли, однако, на момент рассмотрения дела в суде, проточка не устранена, работы соответствующие не проведены. При этом факт направления управляющей компанией в адрес жильцов дома N 15 по ул. Королёва предложений о проведении капитального ремонта кровли не свидетельствуют о достаточности принятых мер, направленных на недопущение ухудшения состояния многоквартирного дома.
Так же отклоняются доводы жалобы о недоказанности факта того, что протечка происходит по причине дефекта кровельного покрытия, поскольку как видно из материалов дела жильцы квартиры N 15 в 2018 и 2019 годах неоднократно обращались в управляющую организацию по вопросу протечек, возникающих после выпадения осадков. В письме от 13.05.2019 N 425 управляющая организация сообщила о намерении провести необходимые осмотры для определения затекания воды в жилое помещение и составления дефектной ведомости для проведения ремонтных работ, однако документов о фактическом проведении указанных мероприятий в материалы дела не представлено.
В представленных актах весенне-летнего осмотра от 27.08.2018, от 13.05.2019 отсутствуют сведения об оценке состояния кровли, фасада, описание дефектов, причин их возникновения с указанием примерного объёма работ и мест дефекта.
С учетом изложенного отказ суда первой инстанции в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления является правомерным.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 20.11.2019 по делу N А37-2832/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Соколовское ЖКХ" из федерального бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением от 26.02.2020 N 1105 государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2832/2019
Истец: ООО ГУК "Соколовское ЖКХ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Магаданской области
Третье лицо: Сушенцова А. Н.