г. Владивосток |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А51-19988/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер",
апелляционное производство N 05АП-1683/2020
на решение от 29.01.2020
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-19988/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" (ИНН 2539009991, ОГРН 1022502117439)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края (ИНН 2539051947, ОГРН 1022502127273)
о признании недействительным решения от 07.06.2019 N 035S191900010505,
при участии:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" - Заворин А.В. по доверенности от 15.10.2019, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом Р N 18814,
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" (далее - заявитель, Учреждение, страхователь, ГБУЗ "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер") обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края (далее - Пенсионный фонд, Управление) о признании незаконным решения от 07.06.2019 N 035S191900010505 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 29.01.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГБУЗ "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 29.01.2020, Учреждение просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права, неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Учреждение считает, что отсутствуют основания для привлечения его к административной ответственности. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие события вменяемого правонарушения, настаивая на представлении спорных сведений в законодательно установленный срок. Непринятие отчетности по причине наличия ошибки не охватывается, по мнению заявителя жалобы, диспозицией состава вменяемого правонарушения.
Пенсионный фонд по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" поддержал требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивал на их удовлетворении.
ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края, надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводит судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
27.02.2019 в 9 час.45 мин. в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем были представлены сведения по форме "СЗВ-СТАЖ" за отчетный период календарный 2018 год, (срок предоставления СЗВ-СТАЖ за период календарный 2018 года - не позднее 01.03.2019).
Данный отчет не был принят Пенсионным фондом по причине наличия в файле ошибки с кодом 50 - нарушена структура файла, о чем составлен отрицательный протокол проверки электронного документа, что подтверждается протоколом проверки отчетности.
28.02.2019 Фондом в адрес заявителя было направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий в представленных страхователем сведениях в срок до 12.03.2019.
Повторно 28.02.2019 в 13-01 и 28.02.2019 в 14-33 файлы не приняты в связи обнаружением ошибки с кодом 50, о чем составлены отрицательные протоколы проверки электронных документов, которые направлены в адрес заявителя.
Однако, заявителем не были представлены исправленные сведения по установленной форме в установленный Пенсионным фондом срок.
Страхователь направил исправленный вариант сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год только 03.04.2019. Протоколом проверки отчетности от 06.04.2019 данные сведения приняты Управлением, что подтверждается положительным протоколом проверки.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края в отношении ГБУЗ "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования установлен факту нарушения срока представления отчетности "Сведения о застрахованных лицах" за отчетный 2018 год.
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде представления сведений по форме СЗВ М-стаж за 2018 год 03.04.2019, то есть с нарушением установленного срока, ответчиком составлен акт от 23.04.2019 N 035S18190008513.
По результатам рассмотрения данного акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 07.06.2019 N 035S19190010505, согласно которой заявитель был привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 396500 рублей из расчета 500 рублей штраф за каждое застрахованное лицо (793 чел.*500 руб.).
Не согласившись с таким решением Управления, ГБУЗ "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования, исходил из правомерности применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Учреждения и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом N 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусматривает, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (форма СЗВ-СТАЖ) утверждена постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п (действовавшем в спорный период).
Согласно приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ - выбирают один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", согласно Приложению 2 форма ОДВ-1 подается с одним из следующих кодов: "исходная", "корректирующая", "отменяющая".
Форма отчетности СЗВ-СТАЖ утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п, которое вступило в силу с 01.01.2019 и данным постановлением отменено постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п, которым была утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона.
За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений. По смыслу указанной нормы под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц либо их представление позже установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
Как следует из материалов дела, 27.02.2019 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем в установленный законом срок были представлены сведения по форме "СЗВ-СТАЖ" за 2018 год.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (абзац 3 пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
В данном формате установлен список проверок для Сведений по страхователю, передаваемых в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в котором отражены ошибки с кодом результата 20, 30 и 50. Применение того или иного кода ошибки влияет на факт принятия или отказа в принятии представленной страхователем формы СЗВ-СТАЖ.
Ошибки в поданных сведениях ПФР классифицирует по степени критичности. Тем, которые не позволяют принять поданные сведения, присвоен код 50. Если будет выявлена такая ошибка, формируется отрицательный протокол со статусом "Документ не принят". В таком случае страхователю необходимо устранить ошибки и заново представить отчетность.
Все ошибки с кодом 50 не связаны со сведениями о каких-то конкретных застрахованных лицах, указанных в СЗВ-СТАЖ. Причина отрицательного протокола - ошибки общего характера. Они говорят о том, что поданный отчет "не соответствует установленным формам и форматам".
В таком случае Инструкция, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 766н), предписывает ПФР направлять уведомление об устранении ошибок и несоответствий. На устранение указанного недостатка инструкция предоставляет страхователю 5 рабочих дней со дня вручения ему уведомления. При этом если уточненные (исправленные) индивидуальные сведения будут представлены в течение этого срока, то согласно инструкции штрафовать страхователя не должны. Поправки в Инструкцию уточнили, что санкции не будут применяться в части вновь поданных сведений именно о тех застрахованных, в отношении которых страхователю было вручено уведомление.
Согласно пункту 32 Инструкции N 766н в случае заключения страхователем с территориальным органом ПФР соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа ПФР, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом ПФР.
Таким образом, при представлении отчетности по ТКС необходимо сформировать файлы отчетности для отправки в территориальный орган ПФР по установленному формату; отправить его в территориальный орган ПФР, а также получить подтверждение о предоставлении отчетности по ТКС.
После отправки отчетности по ТКС страхователь получит из территориального органа ПФР квитанцию о доставке сведений. Если пришла квитанция об обнаружении ошибок в отчетности, то указываются причины некорректности отчета. Работодатель должен устранить эти причины и повторно представить отчетность в ПФР.
Следовательно, только после подтверждения получения положительного протокола контроля отчетности файл считается поданным (в день его отправки, как указано в пункте 32 Инструкции N 766н) в Пенсионный фонд и принятым последним.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ также закреплено, что страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения протокола проверки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении ошибок или несоответствий представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации корректные сведения по указанным в протоколе застрахованным лицам.
В рассмотренной ситуации индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год были поданы страхователем своевременно, но не были приняты ПФР из-за ошибки с кодом 50. Повторно исходная форма СЗВ-СТАЖ была подана как по истечении срока представления отчетности, так и по истечении 5 рабочих дней с момента получения отрицательного протокола и уведомления Пенсионного фонда о необходимости внесения исправлений в соответствующий отчет.
Данные обстоятельства страхователем не опровергнуты.
Указанный выше пятидневный срок предоставления корректных сведений по застрахованным лицам со дня получения протокола проверки об устранении ошибок истек 12.03.2019, установленный законодательством срок представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год истек 01 марта 2019 года, в силу чего коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом Управления о том, что сведения, представленные Учреждением 03.04.2019, являются сведениями, представленными с нарушением установленного законом срока.
На основании изложенного, апелляционная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашается с выводом суда первой инстанции о подтверждении материалами дела факта нарушения заявителем срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть предусмотрено непосредственно в законе.
Делая вывод о виновности учреждения в совершении рассматриваемого правонарушения, суд первой инстанции верно исходил из того, что вступая в правоотношения, регулируемые в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, заявитель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
Доказательства, исключающие возможность учреждению соблюсти правила, установленные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в том числе вследствие обстоятельств, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае заявителем не доказано, что выявленные в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год грубые ошибки явились следствием технической ошибки, возникшей при отправке-приеме информации в электронном виде. О допущенных грубых ошибках при направлении отчета, исключающих факт принятия отчета органом ПФ РФ, а также о том, что отчетность не принята, страхователь был извещен.
Из материалов дела следует, что заявителем не принято необходимых мер к надлежащему оформлению и направлению сведений исходя из требований Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации.
Направленные страхователем электронные сообщения не могли быть распознаны программными средствами приема отчетности, в связи с чем страхователю и были отправлены уведомления об ошибке. Представление сведений предполагает их получение Фондом и возможность использования в своей деятельности (своевременного внесения на счета застрахованных лиц), в том числе с целью оперативного контроля за осуществляемыми выплатами работающим пенсионерам.
Направленные заявителем сведения до 03.04.2019 не получены Фондом, не могли быть расшифрованы и использованы в деятельности Фонда, не своевременно внесены на счета застрахованных лиц.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа является правомерным.
Расчет суммы штрафных санкций апелляционным судом проверен и признан правильным. Размер штрафа соответствует конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказания совершенному правонарушению.
Оснований для снижения штрафа судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений порядка привлечения к ответственности Пенсионным фондом не допущено.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.01.2020 по делу N А51-19988/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19988/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края