город Ростов-на-Дону |
|
26 мая 2020 г. |
дело N А32-54780/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Малыхиной М.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу административной комиссии при администрации муниципального образования города Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-54780/2019
по заявлению акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к административной комиссии при администрации муниципального образования города Новороссийск
о признании постановления от 28.10.2019 N 28-10-825 о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" незаконным,
принятое судьей Погореловым И.А.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к административной комиссии при администрации муниципального образования города Новороссийск (далее - комиссия, УКГХ) о признании постановления от 28.10.2019 N 28-10-825 о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" незаконным.
Заявленные требования мотивированы незаконностью принятого постановления ввиду того, что общество дважды было привлечено к ответственности за одно и то же правонарушение.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 28.02.2020 заявленные требования удовлетворены. Постановление Административной комиссии Администрации при Администрации муниципального образования города Новороссийск, г. Новороссийск от 28.10.2019 N 28-10-825 о привлечении к административной ответственности акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания", г. Краснодар по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" признано незаконным и отменено.
Суд установил факт проведения заявителем работ по ремонту подземных коммуникаций со 02..08.2019 по 07.08.2019, в связи с чем было произведено разрытие поверхности земли, факт проведения осмотра и вынесения постановления N 28-10-825 административным органом, однако учел, что в тот же день было вынесено постановление N 28-10-824, в связи с чем пришел к выводу, что имеет место повторное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение, и отменил постановление административного органа.
С принятым судебным актом не согласилась административная комиссия, обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просила решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не было учтено, что обстоятельства совершения нарушения в этих двух случаях (по постановлению N 28-10-824 и N 28-10-825) разные, несмотря на аналогичный состав правонарушений и одинаковые даты обнаружения правонарушений, составления протоколов и вынесения постановлений. Разрытие имело место в разных местах, было осуществлено в разные даты по разным ордерам на разрытие, в одном случае не было своевременно восстановлено бетонное покрытие, в другом - асфальтовое, что было подтверждено суду первой инстанции документально.
В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, АО "АТЭК" 02.08.2019 обратилось к начальнику управления контроля городского хозяйства с заявлением о выдаче разрешения на аварийно-восстановительные работы по ремонту тепловой сети, предоставив согласование коммунальных служб, техническую схему, график производства работ в период с 02.08.2019 по 07.08.2019 и гарантийное письмо от 02.08.2019 о последующем восстановлении благоустройства.
В результате проведенных мероприятий по мониторингу территорий общего пользования МО г. Новороссийск в части внешнего благоустройства и санитарного содержания 28.08.2019 главным специалистом УКГХ зафиксировано нарушение п. 32.1, 32.3.4 Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденных Решением городской Думы N 228 от 26.09.2017, п. 4.12.2 Правил производства работ, связанных с разрытием территории, утвержденных Постановлением администрации МО г. Новороссийск от 19.09.2013 N 6687, а именно непринятие мер к восстановлению элементов благоустройства - асфальтобетонного покрытия, то есть по состоянию на 28.08.2019 работы были окончены, однако асфальтобетонное покрытие на месте разрытия не было восстановлено.
28.08.2019 выявленные нарушения зафиксированы в акте визуального осмотра, в ходе которого проводилась фотосъемка (приложено 2 фототаблицы).
16.09.2019 в адрес АО "АТЭК" УКГХ направлено уведомление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении и дачи пояснений. Представлена накладная на доставку и информация сайта отслеживания.
02.10.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 000936.
Определением административной комиссии при администрации г. Новороссийска от 02.10.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении на 28.10.2019. Определение направлено обществу "АТЭК" (вручено 14.10.2019).
28.10.2019 административным органом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 28-10-825, которым общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
С привлечением к административной ответственности общество не согласно, поскольку полагает таковое произведенным повторное за одно и то же нарушение.
Так, согласно представленным заявителем в материалы дела документам постановлением административного органа от 28.10.2019 N 28-10-824 общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" за непринятия мер к восстановлению элементов благоустройства при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования муниципального образования город Новороссийск, по адресу: г. Новороссийск, ул. Алексеева, д. 22.
Поскольку текстуально постановления от 28.10.2019 N 28-10-824 и N 28-10-825 идентичны, как и протоколы об административном правонарушении от 02.10.2019 N 000935 и N 000936 тождественны, общество полагает, что его незаконно привлекли к ответственности повторно и обжалует постановление N 28-10-825.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению вследствие отсутствия события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ объективная сторона правонарушения должна быть полно и четко описана в процессуальных документах, составляемых (издаваемых) административным органом при производстве по административному делу.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Часть 2 ст. 25.1, ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентируют порядок рассмотрения административным органом дел об административных правонарушениях и составление протокола об административном правонарушении, при этом по смыслу указанных статей Кодекса административный орган обязан представить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названными статьями.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие меры по их исполнению.
Частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Правилами производства работ, связанных с разрытием территории общего пользования муниципального образования город Новороссийск, утвержденными постановлением администрации МО г. Новороссийск от 19.09.2013 N 6687 (далее - Правила производства земляных работ) установлен единый порядок производства земляных работ, связанных с разрытием территории общего пользования муниципального образования город Новороссийск.
Согласно п. 1.2 Правила производства земляных работ регулируют отношения в части повышения уровня благоустройства и внешнего облика городских территорий, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания населения.
Правила производства земляных работ являются обязательными для предприятий всех форм собственности и принадлежности, выполняющих проектирование, строительство, ремонт и эксплуатацию надземных и подземных инженерных сетей и сооружений, дорожных покрытий и зеленых насаждений на территории МО город Новороссийск (п. 1.4 Правил производства земляных работ).
Восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений и других элементов благоустройства производится организациями, выдающими гарантии на восстановительные работы. Эти организации обязаны вести контроль за качеством засыпки траншеи и уплотнением грунта (п. 4.12 Правил производства земляных работ).
Согласно пункту 4.12.2 Правил производства земляных работ для восстановления дорожных покрытий устанавливаются следующие сроки не более 5 суток после засыпки траншеи.
При восстановлении благоустройства зеленой зоны, после проведения земляных работ, место раскопки покрывается плодородным слоем толщиной не менее 20 см, в качестве которого может быть использован предварительно снятый и отдельно складированный верхний слой плодородного грунта. Восстановление зеленой зоны должно быть произведено в срок не более 3 суток после засыпки траншеи с посевом семян газонной травы.
Организация, производящая земляные работы, обязана обеспечить сохранность разобранного дорожного бордюрного камня и тротуарной плитки.
Смотровые колодцы и дождеприемники на улицах и проездах должны восстанавливаться на одном уровне с дорожным покрытием.
Организация, производящая земляные работы, обязана восстановить нарушенные газоны, зеленые насаждения, бортовой камень, асфальтовое и плиточное покрытие качественно и на всю ширину проезжей части или тротуара. При пересечении улицы траншеями асфальтовое покрытие на проезжей части восстанавливается картами не менее 5 метров в каждую сторону от траншеи, а на тротуаре не менее 3 метров, обеспечив при этом высоту дорожного борта не менее 15 см, а тротуарного на уровне асфальта. Эта же организация обязана убрать после восстановительных работ грунт, материалы, конструкции, строительный мусор, ограждение.
В случае нарушения асфальтобетонного покрытия тротуаров, пешеходных дорожек, проездов при продольной прокладке коммуникаций покрытие восстанавливается на всю ширину тротуаров, дорожек, проездов с соответствующими работами по восстановлению бортового камня.
В таком же порядке восстанавливаются покрытия дорог, улиц, площадей, если ширина раскопок превышает 1/3 ширины проезжей части и если на проезжей части производилось устройство поперечной траншеи и ширина раскопки превысила 1/50 длины соответствующего участка улицы, дороги, площади.
Восстановление асфальтобетонных покрытий производится двумя слоями: первый - крупнозернистым асфальтобетоном, толщиной 5-6 см, второй - мелкозернистым, толщиной 4-5 см, третий - завершающий слой восстановления.
Асфальтобетонные покрытия допускается укладывать только в сухую погоду. Основания под асфальтобетонные покрытия должны быть очищенными от грязи и сухими.
Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из горячих и холодных смесей должна быть не ниже +5 °C весной и летом и не ниже +10 °C осенью. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из тепловых смесей должна быть не ниже минус 10 °C.
Основание или слой ранее уложенного асфальтобетона за 3-5 ч. до укладки асфальтобетонной смеси должны быть обработаны разжиженным или жидким битумом или битумной эмульсией из расчета 0,5 л/кв. м.
В течение гарантийного срока организация, производившая восстановительные работы нарушенного благоустройства территории, в случае обнаружения каких-либо дефектов (некачественное восстановление, просадки, провалы, отслойки и т.п.) обязана незамедлительно устранить выявленные дефекты за счет собственных средств.
В целях благоустройства и поддержания надлежащего санитарного состояния на территории МО город Новороссийск действуют Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, которые устанавливает единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Новороссийск (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Правила обязательны для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Новороссийск, а также граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования город Новороссийск (п. 1.2 Правил).
В силу пунктов 32.1, 32.3.4 Правил при производстве работ, в том числе строительных, ремонтных, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства должны быть восстановлены силами и за счет средств организаций, производящих эти работы.
Восстановить после окончания работ по ликвидации аварий в установленный срок все проходы, проезды, тротуары, газоны и другие элементы благоустройства, разрушенные при производстве работ по ликвидации аварий.
Пунктом 56.3 Правил установлено, что лица, допустившие нарушения настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае. Санкция данной нормы предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, АО "АТЭК" в период с 02.08.2019 по 07.08.2019 производило ремонтные работы подземных коммуникаций, связанные с разрытием на землях общего пользования территории МО г. Новороссийск, по адресу: г. Новороссийск, ул. Алексеева, д. 22.
По состоянию на 28.08.2019 работы были окончены, однако асфальтобетонное покрытие на месте разрытия не восстановлено.
28.08.2019 выявленные нарушения зафиксированы в акте визуального осмотра.
28.10.2019 административным органом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 28-10-825, которым общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд первой инстанции установил, что постановлением административного органа от 28.10.2019 N 28-10-824 общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" за непринятия мер к восстановлению элементов благоустройства при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования муниципального образования город Новороссийск, по адресу: г. Новороссийск, ул. Алексеева, д. 22.
На основании указанного суд пришел к выводу, что общество привлечено за одно и тоже правонарушение дважды, в связи с чем суд указал, что постановление по делу об административном правонарушении от 28.10.2019 N 28-10-825 является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Для квалификации действий административного органа как "привлечение к двойной ответственности" необходимо установить тождественность состава административного правонарушения (всех его элементов).
Однако такое тождество с очевидностью не усматривается апелляционным судом ввиду отличия установленной объективной стороны правонарушения в рамках постановлений N 28-10-825 и N 28-10-824.
Действительно, адрес, по которому производилось разрытие, в обоих случаях указан идентичный: г. Новороссийск, ул. Алексеева, д. 22.
Однако представленные суду первой инстанции доказательства позволяли бесспорно и достоверно установить, что речь шла о разрытиях в различных местах, произведенных на основании двух разных разрешений на производство работ.
Так, административной комиссией был представлен отзыв, к которому были приложены материалы дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых завершено вынесением постановлений N 28-10-825 и N 28-10-824.
Как следует из материалов дела, постановление N 28-10-825 вынесено в связи с тем, что общество своевременно не выполнило восстановление асфальтобетонного покрытия, подлежавшего восстановлению согласно графику, составленному обществом, к 06.08.2019. Разрытие, приведшее к нарушению асфальтобетонного покрытия, произведено на основании согласованного администрацией заявления общества о выдаче разрешения на производство работ от 02.08.2019 NИП-04/1000-06-2039. Данное заявление на производство работ с указанием графика было согласовано администрацией муниципалитета, включая техническую схему производства работ (л.д.45-48).
20.08.2019 общество также направило начальнику УКГХ г. Новороссийска письмо N ИП-04/1000-06-2239/1 о разрешении производства работ по адресу: ул. Алексеева, 22, однако приложило к нему иную схему (на два места разрытия и явно не тождественную ранее представленной) и иной график, предполагавший начало работ с 16.08.2019, завершение к 21.08.2019, в частности, восстановление асфальтового покрытия 20.08.2019. Указанное заявление на производство работ с указанием графика было также согласовано администрацией муниципалитета, включая техническую схему производства работ (л.д.57-62).
Из указанного следует, что общество получало разрешение на проведение работ по разрытию поверхности земли в отношении двух разных "технологических" (производственных) участков, расположенных на придомовой территории дома, находящегося по адресу: г. Новороссийск, ул. Алексеева, д. 22.
Указанное также подтверждается фототаблицами, приложенными к актам осмотра от 28.08.2019, с очевидностью нетождественными между собой.
Таким образом, административным органом были выявлены два самостоятельных правонарушения, в отношении двух разных "технологических" (производственных) участков, расположенных на придомовой территории дома, находящегося по адресу: г. Новороссийск, ул. Алексеева, д. 22.
Соответственно подлежали отклонению доводы общества о том, что административной комиссией дважды применено наказание за совершение одного и того же правонарушения, выводы суда первой инстанции в указанной части не соответствуют обстоятельствам дела.
Вместе с тем, указанный неправильный вывод суда первой инстанции не повлек принятия неправильного решения по делу, поскольку административным органом был нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, законом установлены процессуальные гарантии привлекаемого к административной ответственности лица при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела.
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент вынесения постановления у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо было извещено о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 02.10.2019 N К000936 составлен в отсутствие представителя Общества.
Выявив 28.08.2019 указанные выше нарушения общества, УКГХ в адрес АО "АТЭК" направило уведомление от 16.09.2019 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении и дачи пояснений.
Вместе с тем, в указанном уведомлении было указано, что протокол об административном правонарушении будет составлять 19 августа 2019 года, хотя указанная дата к моменту направления уведомления уже прошла.
Доказательств доведения до общества иной корректной информации о дате составления протокола об административном правонарушении материалы дела об административном правонарушении не содержат, как и материалы арбитражного дела в целом.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя общества, которое не было надлежащим образом извещено о времени и месте его составления.
Несообщение лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как лишает данное лицо процессуальных гарантий защиты и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество при производстве по делу об административном правонарушении было лишено возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как лишает данное лицо процессуальных гарантий защиты, что является самостоятельным и достаточным основанием к признанию незаконным и отмене постановления от 28.10.2019 N 28-10-825 о привлечении АО "АТЭК" к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Таким образом, суд не находит оснований для отмены правильного по существу решения. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271,272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-54780/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Судья |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54780/2019
Истец: АО "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "АТЭК"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации МО г. Новороссийск, Административная комиссия при администрации муниципального образования города Новороссийск