Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2020 г. N Ф04-2889/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А45-32673/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В. рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 19) (07АП-2558/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.02.2020 по делу N А45-32673/2019 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Фаворит" (632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Куйбышева, д. 25, оф. 26, ОГРН 1135485000144, ИНН 5452116338) к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N19) (632385, Новосибирская область, г. Куйбышев, Квартал, 8, 11, ОГРН 1025403197907, ИНН 5406023745) о признании незаконным решение от 19.07.2019 N 44,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Фаворит" (далее - заявитель, страхователь, общество, ООО УК "Фаворит") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 19) (далее - Фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 19.07.2019 N 44.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.02.2020 заявленные требования удовлетворены: решение Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.07.2019 N 44 признано недействительным. Суд обязал Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Управляющая компания "Фаворит".
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что фактически общество не осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом, а оказывает услуги по производству электромонтажных, санитарно-технических работ и прочих строительно-монтажных работ в многоквартирных домах и данные виды деятельности не входят в ОКВЭД 68.32; в связи с тем, что ООО УК "Фаворит" не подтвердило ОКВЭД в 2019 году, страхователю был присвоен 1 класс профессионального риска, который соответствует тарифу в размере 0,2 процента "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение и на договорной основе" - код по ОКВЭД 63.32. (согласно единственного заявленного в ЕГРЮЛ виду деятельности). Также податель жалобы указывает, что работы по договорам подряда выполнялись в единичных случаях, большая часть работ выполнялась силами (штатными работниками) заявителя. Кроме того, считает апеллянт, судом первой инстанции неправомерно с него в пользу заявителя взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб., поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины. Фонд просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 054-000051 от 27.04.2015 (переоформлена на основании приказа от 18.06.2018 N155/10).
В ЕГРЮЛ содержатся сведения об основном виде деятельности: ОКВЭД 68.32 "Управление недвижимым имуществом", 68.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или договорной основе".
Согласно уведомлению Фонда о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.04.2019 основным видом экономической деятельности общества является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (68.32), размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2019 составляет 0,20% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обществом в Филиал N 19 Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 23.04.2019 представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (формы 4-ФСС) за первый квартал 2019 года (период с 01.01.2019 - 31.03.2019).
Согласно расчету, сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом экономической деятельности, заявленным страхователем, является "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе" (код по ОКВЭД 63.32).
Проанализировав представленный расчет, Фонд пришел к выводу, что общество осуществляет деятельность не только по управлению недвижимым имуществом, но и по производству электромонтажных, санитарно-технических работ и прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.2), санитарному содержанию мест общего пользования многоквартирных домов, деятельность по очистке и уборке (ОКВЭД 81.29), текущему ремонту общего имущества (ОКВЭД 43.3), сбору отходов (ОКВЭД 38.1), в связи с чем в отношении страхователя проведена камеральная проверка.
Проверка проводилась Фондом за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, по установленному законодательством Российской Федерации тарифу, с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов страхователем на выплату страхового обеспечения.
18.06.2019 фондом составлен акт камеральной проверки N 44, который вручен страхователю 18.06.2019.
27.06.2019 от страхователя поступили возражения на акт камеральной проверки, которые рассмотрены 10.07.2019.
По результатам проверки Фондом принято решение N 44 от 19.07.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым обществу доначислены страховые взносы (недоимка) в сумме 1621 руб. 56 коп., начислены пени в сумме 3 руб. 49 коп., а также штраф в сумме 324 руб. 31 коп.
Основанием для доначисления страховых взносов, соответствующих сумм пени, штрафа, послужил вывод Фонда о неверно установленном размере страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд, полагая, что ООО УК "Фаворит" не подтвердило ОКВЭД в 2019 году, присвоил страхователю 1 класс профессионального риска, который соответствует тарифу в размере 0,2 процента "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение и на договорной основе" - код по ОКВЭД 63.32. (согласно единственного заявленного в ЕГРЮЛ виду деятельности), определен наивысший удельный вес экономической деятельности - 21,32% и сделан вывод о том, что деятельностью общества являлось производство электромонтажных, санитарно-технических работ и прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.2), следовательно, страхователем неверно исчислялись и уплачивались страховые взносы.
Не согласившись с принятым решением, страхователь обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно абзацу 6 статьи 4 Закона N 125-ФЗ одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии с пунктом 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в редакции изменений, внесенных в эту норму постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N551 (далее - Правила N713), экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Пункт 9 этих же Правил говорит о том, что основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 11 Правил N 713 предусмотрено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Судом установлено, что основным видом экономической деятельности общества является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (68.32), размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2019 составляет 0,20% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (уведомление фонда о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.04.2019).
Фонд считает, что класс профессионального риска (ОКВЭД 68.32) установлен страхователю на основании недостоверных сведений, не соответствует основному виду деятельности, фактически осуществляемому страхователем и имеющему наибольший удельный вес с учетом условий о распределении доли доходов по видам деятельности.
При этом наибольший удельный вес в доле доходов за 1 квартал 2019 года по основному виду экономической деятельности является "Производство электромонтажных, санитарно-технических работ и прочих строительно-монтажных работ" (ОКВЭД 43.2) - 21,2%.
По мнению заинтересованного лица, общество осуществляет именно деятельность с наибольшей долей дохода в сфере коммунальной службы, а именно, производство электромонтажных, санитарно-технических работ и прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.2), санитарное содержание мест общего пользования многоквартирных домов, деятельность по очистке и уборке (ОКВЭД 81.29), осуществляет текущий ремонт общего имущества (ОКВЭД 43.3), сбор отходов (ОКВЭД 38.1).
Отклоняя позицию Фонда, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами. Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
Материалами дела подтверждается наличие у заявителя лицензии на управление многоквартирными домами N 054-000051.
В организации утверждены следующие штатные единицы: директор, главный бухгалтер, делопроизводитель, программист, паспортист, курьер, техник - смотритель, лифтер, 8 рабочих по комплексной уборке, 10 дворников, подсобный рабочий.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, группировка 68.32 "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе" включает: "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (группировка 68.32.1); "Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (группировка 68.32.2); "Деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 68.32.3).
Группировка 68.32 "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе" включает деятельность учреждений по сбору арендной платы, но не включает деятельность в области права и деятельность служб коммунальной поддержки (сочетание услуг, таких как уборка, содержание и проведение мелких ремонтных работ, вывоз мусора, охрана помещений и обеспечение безопасности).
Как установлено судом, содержание и текущей ремонт являются основной услугой по управлению многоквартирным домом. Предоставление услуги производится по утвержденному тарифу на перечень услуг, умноженный на площадь многоквартирного дома. Исходя из норм действующего законодательства, данная услуга является основным доходом от деятельности управляющей компании.
Общество исчисляло страховые взносы по тарифу 0,2% в соответствии с 1 классом профессионального риска в части страховых взносов по Закону N 125-ФЗ.
Проанализировав представленные в материалы дела договоры, а также перечень работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, определение стоимости и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения по каждому дому, находящемуся в управлении общества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество получает доход от деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
При этом судом установлено, что иные работы (от оказания услуг по содержанию и техническому обслуживанию, обслуживанию и текущему ремонту инженерного оборудования, обслуживанию мест общего пользования многоквартирных домов, придомовых территорий) выполнялись обществом на основании договоров подряда.
Также судом установлено, что в нарушении п.2 Приказа N 55 от 31.01.2006 Минздравсоцразвития России удельный вес определен не от доходов, а по себестоимости. Нарушение при определении удельного веса заключается еще в том, что за основу берется выручка за предыдущий 2018 год, а не 1 квартал 2019 года (приказ N55 от 31.01.2006 п.9).
Фонд ссылается в апелляционной жалобе на то, что при проведении проверки страховщиком анализировались документы за 2018 год, а также за 1 квартал 2019 года. И в 2018 году и в 1 квартале 2019 года Фондом установлена аналогия расчета по видам деятельности.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно учитывал группировку позиций по ОКВЭД за 2018 год, за январь-март 2019 года, представленные в материалы дела страхователем, которые не оспорены Фондом.
Ввиду отсутствия доказательств осуществления обществом в 2019 году вида деятельности, соответствующего коду ОКВЭД 43.2 "Производство электромонтажных, санитарно-технических работ и прочих строительно-монтажных работ", суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для признания незаконным решения от 19.07.2019 N 44.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном взыскании с Фонда государственной пошлины, подлежит отклонению.
В данном случае обжалуемым судебным актом взыскана не государственная пошлина в бюджет, а распределены судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных обществом, в пользу которого принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводов суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06.02.2020 по делу N А45-32673/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N19) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32673/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ФАВОРИТ"
Ответчик: ГУ НОВОСИБИРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГУ Филиал N19 -Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ