г. Челябинск |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А07-14736/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфортный дом" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2020 по делу N А07-14736/2019.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфортный дом" (далее - заявитель, ООО УК "Комфортный дом", ООО УК "КД", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, комитет) о признании заключения N 428/1047 от 11.02.2019, приказа N 212 от 11.02.2019 незаконными и недействительными; об обязании внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2020 (резолютивная часть объявлена 18.02.2020) в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК "Комфортный дом" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, удовлетворив требования общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие оспариваемого приказа комитета N 212 от 11.02.2019 пункту 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее также -Порядок N 938/пр), поскольку спорный приказ содержит решение "отказать".
Податель жалобы обращает внимание, что положением пункта 3 порядка N 938/пр, в редакции, действующей на момент заключения договора управления многоквартирным домом N 21 по ул. Кленовая с. Михайловка Уфимского района от 31.12.2017, не предусмотрена обязанность заявителя представлять в комитет договор, заключенный с застройщиком. При этом на момент заключения договора управления с застройщиком от 29.06.2018 на второй дом N 3 по ул. Весенняя, в с. Зубово Уфимского района такая обязанность управляющей компании по представлению договора управления, заключенного с застройщиком внесена путем изложения подпункта "в" пункта 3 в новой редакции с 10.04.2018.
Также апеллянт, ссылаясь на положения пункта 5 Порядка и части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагает, что требование о размещении информации в системе договоров управления многоквартирными домами распространяется только на договоры, заключаемые с собственниками помещений в многоквартирном доме, а не с застройщика. В отношении договоров управления многоквартирными домами, заключенными с застройщиками, Порядок N 938/пр не содержал и не содержит сроков размещения в системе.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отношении двух многоквартирных домов (далее также - МКД), расположенных в сёлах Михайловка и Зубово Уфимского района Республики Башкортостан, между управляющей компанией - ООО УК "КД" и застройщиком каждого из домов заключен ряд договоров управления МКД (далее - договор управления):
- МКД по адресу с. Зубово, ул. Весенняя, д.3 - договор N 01/310-18/1447 от 29.06.2018 между застройщиком ООО "Специализированный застройщик "МК-СитиСтрой" и ООО УК "КД" (т.1 л.д. 30);
- МКД по адресу с. Михайловка, ул. Кленовая, д.21 - договор N 01/301-17/1514 от 31.12.2017 между застройщиком ООО "МКД - Стройгрупп" и ООО УК "КД" (т.1 л.д. 48);
ООО УК "КД" обратилось в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий РБ по включении
вышеперечисленных МКД в реестр лицензий в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами.
В Госкомитет РБ 04.02.2019 вх. N 2863, вх. N 2860 поступили заявления ООО "УК Комфортный дом" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД N 21 по ул. Кленовая с. Михайловка Уфимского района РПБ и МКД N 3 по ул. Весенняя с. Зубово.
Приказом N 212 от 11.02.2019 Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору отказал во внесении изменений в реестр лицензий РБ.
Приказ основан на заключении N 428/1047 от 11.02.2019, согласно которому в ходе проверки установлено следующее МКД N 21 по ул. Кленовая в с. Михайловка.:
условия, установленные подпунктом а) пункта 5 Порядка - заявление и документы соответствуют положениям п. 3 Порядка;
пп б) п.5 Порядка - достоверность сведений, содержащих в заявлении -сведения достоверны,
пп. в) п.5 Порядка - противоречия сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям - не имеются;
пп. г) п.5 Порядок лицензиатом Требований о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации - не выполнен. Согласно ч.2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Приложенный заявителем договор управления МКД заключен с 31.12.2017. Однако, дата размещения сведений от 01.02.2019, т.е. заявителем не соблюден срок размещения информации и обращения в органы государственного и жилищного надзора.
пп. д) п.5 Порядка отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) -отсутствует;
пп. е) п. 5 Порядка отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации -отсутствует.
По второму многоквартирному дому N 3 по ул. Весенняя в с. Зубово Уфимского р-на Республики Башкортостан в ходе проверки установлено следующее:
Условия, установленные подпунктом а) пункта 5 Порядка - заявление и документы соответствуют положениям п. 3 Порядка;
пп б) п.5 Порядка - достоверность сведений, содержащих в заявлении -сведения достоверны, пп. в) п.5 Порядка - противоречия сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям - не имеются.
пп. г) п.5 Порядок лицензиатом Требований о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации - не выполнен. Согласно ч.2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Приложенный заявителем договор управления МКД заключен с 29.06.2018. Однако, дата размещения сведений от 01.02.2019, т.е. заявителем не соблюден срок размещения информации и обращения в органы государственного и жилищного надзора;
пп. д) п.5 Порядка отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)- отсутствует;
пп. е) п. 5 Порядка отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения
пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации -отсутствует.
Полагая, что заключение N 428/1047 от 11.02.2019, приказ N 212 от 11.02.2019 не соответствуют требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, пришел к выводу о законности и обоснованности приказа комитета и отсутствие нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании заключения N 428/1047 от 11.02.2019 недействительным, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что заключение не является ненормативным правовым актом, не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влияющих на права и интересы юридического лица и влекущих неблагоприятные для него правовые последствия, не подлежит обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса и оценивается судом в качестве доказательства по делу.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 1 статьи 192 ЖК РФ следует, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (часть 5 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В силу положений частей 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных п. 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 ЖК РФ;
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия; з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка 938/пр).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
В оспариваемом решении обществу вменяется нарушение требований подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр, согласно которому в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.02.2019 в комитет поступило заявление ООО УК "Комфортный Дом" (вх. N 2863, 2860), о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договоров управления с застройщиками следующими многоквартирными домами: Уфимский район, с. Зубово, ул. Весенняя, д.3, Уфимский район, с. Михайловка, ул. Кленовая, д.2.
Договоры управления многоквартирными домами заключены управляющей организацией с застройщиками МКД.
Основанием для вынесения оспариваемого приказа об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в отношении спорных домов, послужили выводы комитета о нарушении заявителем сроков размещения сведений о договоре управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).
Так, сведения о договоре управления многоквартирным домом Уфимский район, с. Михайловка, ул. Кленовая, д.2 от 31.12.17 размещены 01.02.2019, в то время как обязанность по размещению у общества возникла с апреля 2018 года.
Сведения о договоре управления от 29.06.2018 в отношении дома N 3 по ул. Весенняя с. Зубово Уфимского района размещены только 01.02.2019, в то время возможность внесения сведений возникла в октябре 2018 года в связи с размещением информации об адресе дома в сентябре 2018 года.
Таким образом, срок нарушения размещения сведений по договору N 02/301-17-1514 от 31.12.2017 составил около 14 месяцев, по договору N 01/310-18/1447 от 29.06.2018 - около 6 месяцев.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что нарушение сроков размещения сведений в 6 и в 14 месяцев, с учётом сведений о датах заключения договоров, об информированности заявителя, подтвержденной действиями в отношении других МКД в апреле и сентябре 2018 года, является существенным обстоятельством.
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 13, 14, 14.1, 17 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 6 статьи 162 ЖК РФ, установив, что в спорных МКД по адресам с. Михайловка, ул. Кленовая, д. 21, с. Зубово, ул. Весенняя д. 3, все помещения переданы застройщиками собственникам помещений по актам приема - передачи, правомерно отметил, что у заявителя отсутствуют основания ссылаться на договоры N 01/310-18/1447 КД от 29.06.2018, N 02/301-17/1514 от 31.12.2017 при подаче заявления в феврале 2019 в комитет.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий застройщики участниками правоотношений по договорам управления N 01/310-18/1447 КД от 29.06.2018, N 02/301-17/1514 от 31.12.2017 не являлись, в связи с фактическим прекращением функций и полномочий застройщиков по отношению к спорным многоквартирным домам, следовательно, пролонгация спорных договоров так же была не возможна.
Довод подателя жалобы о недействительности приказа N 212 от 11.02.2019 в связи с нарушением комитетом положения пункта 7 Порядка N 938/пр отклоняется судом апелляционной инстанции как несоответствующий действующему законодательству. Указание в приказе на решение "отказать" соответствует решению уполномоченного органа об отказе внесения изменений в реестр, предусмотренного пунктом 7 Порядка N 938/пр, и не является основанием для отмены законного и обоснованного решения комитета.
Довод заявителя об отсутствии в Порядке N 938/пр положений, регламентирующих срок размещения договоров управления многоквартирным жилым домом, заключенного с застройщиком, также не принимается судом апелляционной инстанции, так как основан на неверном толковании норм материального права.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В силу части 1 указанной статьи сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ (далее - Порядок).
Перечень исчерпывающих оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возвращения заявления установлен пунктом 9 Порядка, в том числе:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка.
Подпунктом "д" пункта 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ информация, указанная в статье 198 ЖК РФ, с 1 августа 2015 года подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства является сайт www.dom.gosuslugi.ru (Приказ Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014).
Таким образом, с 01.08.2015 при исполнении обязанности, предусмотренной частью 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, общество должно было разместить сведения о домах по указанным адресам в ГИС "ЖКХ" по адресу в сети интернет http://dom.gosuslugi.ru.
Состав сведений, подлежащих размещению лицензиатом в ГИС "ЖКХ" в соответствии с частью 1, 2 статьи 198 ЖК РФ установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.09.2015 N 368/691/пр (далее - Приказ N 368/691).
Согласно пункту 1 Приказа N 368/691 указанные сведения включают: адрес многоквартирного дома; номер и дата договора управления многоквартирным домом; дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата расторжения договора управления многоквартирным домом; основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.
Пунктом 2 Приказа N 368/691/пр установлено, что в составе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежит размещению электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом.
Как следует из части 2 статьи 198 ЖК РФ, вышеуказанные сведения должны размещаться лицензиатом на сайте в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора управления, до направления в Инспекцию соответствующего заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сведения о размещении информации в отношении договора об управлении многоквартирным домом, заключенных, в том числе и с застройщиком, подлежат внесению в систему в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора управления.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у заинтересованного лица имелись основания для принятия решений об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, соответственно, оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, правомерно признано судом законным.
В части требований о признании незаконным заключения Госкомитета N 428/1047 от 11.02.2019, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами
предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Под ненормативным правовым актом, а равно действием, которые могут быть оспорены в судебном порядке, понимаются акт, действие устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции верно указано, что заключение N 428/1047 от 11.02.2019, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данный документ по смыслу положений Порядка N 938/пр является материальным оформлением результатов проведенного контрольного мероприятия, не носит властный или публичный характер, не возлагает на заявителя какие-либо обязанности, не является актом властно-распорядительного характера, и не влечет правовых последствий, носит исключительно процессуальный характер и не может нарушать права и законные интересы заявителя. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, производство в части требований о признании незаконным заключения Госкомитета N 428/1047 от 11.02.2019, подлежало прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Между тем, принимая во внимание, что судом первой инстанции в решении правовая оценка заключению N 428/1047 от 11.02.2019, не давалась, изложенные в решении суда выводы касаются исключительно законности вынесения оспариваемого приказа Госкомитета N 212 от 11.02.2019, учитывая также, что в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным заключения и приказа судом первой инстанции отказано, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае указанные выше обстоятельства не привели к принятию неправильного судебного акта, в связи с чем, у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют. Оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
При подаче апелляционной жалобы ООО УК "Комфортный дом" излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению N 115 от 13.03.2020, которая в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2020 по делу N А07-14736/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфортный дом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфортный дом" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 115 от 13.03.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14736/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОМФОРТНЫЙ ДОМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ