город Москва |
|
30 января 2024 г. |
дело N А40-103844/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 30.01.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 8 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2023
по делу N А40-103844/23,
по заявлению ООО "Комплектсервис"
к ИФНС России N 8 по г. Москве
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Гочава Г.О. по доверенности от 22.08.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2023 признан незаконным отказ ИФНС России N 8 по г. Москве на обращение Горбатова А.С. от 12.09.2022 N ВХ-001773-ЗГ о признании налоговых деклараций, поданных неустановленными лицами от имени ООО "Комплектсервис" (ИНН 7708308878) за 1 квартал 2019 (корректировка 5), 2 квартал 2019 (корректировка 1), 3 квартал 2019 (корректировка 2), 4 квартал 2019 (корректировка 3), 1 квартал 2020 (первичная), 2 квартал 2020 (первичная), 3 квартал 2020 (корректировка 1), 4 квартал 2020 (корректировка 4), 1 квартал 2021 (корректировка 8) и на ИФНС России N 8 по г. Москве возложена обязанность признать не поданными и аннулировать налоговые декларации по НДС ООО "Комплектсервис" (ИНН 7708308878) за 1 квартал 2019 (корректировка 5), 2 квартал 2019 (корректировка 1), 3 квартал 2019 (корректировка 2), 4 квартал 2019 (корректировка 3), 1 квартал 2020 (первичная), 2 квартал 2020 (первичная), 3 квартал 2020 (корректировка 1), 4 квартал 2020 (корректировка 4), 1 квартал 2021 (корректировка 8).
Налоговый орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель общества в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 13.07.2022 инспекции стало известно, что неустановленными лицами от имени общества сданы несколько деклараций на протяжении 2019-2021 годов: 1 квартал 2019 года (корректировка 5), 2 квартал 2019 года (корректировка 1), 3 квартал 2019 года (корректировка 2), 4 квартал 2019 года (корректировка 3), 1 квартал 2020 года (корректировка 0), 2 квартал 2020 года (корректировка 0), 3 квартал 2020 года (корректировка 1), 4 квартал 2020 года (корректировка 4), 1 квартал 2021 года (корректировка 8); генеральный директор Горбатов А.С. электронно-цифровых подписей не получал, договоров с удостоверяющими центрами не заключал; деятельность компании с момента ее создания в 2017 не велась, хозяйственные операции не осуществлялись, декларации с 2018 не сдавались, ввиду чего заявитель обратился в инспекцию с заявлением N Вх-001773-ЗГ от 12.09.2022 о признании налоговых деклараций не представленными и их аннулировании.
11.10.2022 письмом N 22-17/037468 налоговым органом сообщено заявителю о том, что налоговые декларации, представленные до 01.07.2021 в рамках пп. 1 п. 4.1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации аннулированы быть не могут.
Решению УФНС России по г. Москве от 09.02.2023 N 21-10/014693@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Статья 81 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирует порядок представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за предыдущие налоговые периоды. Из ее положений следует, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 80 Кодекса, налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Согласно ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено данным Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Приказом Федеральной налоговой службы от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343 утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).
В соответствии с п. 163 Административного регламента налоговая декларация (расчет), направленная в электронной форме, проверяется на наличие оснований, указанных в п. 19 Административного регламента.
Исходя из п. 19 Административного регламента, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), в частности, являются: представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); представление налоговой декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем - физическим лицом) организации-заявителя (физическим лицом - заявителем или его представителем), у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Согласно п. 164 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в п. 19 Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа.
В силу п. 166 Административного регламента при отсутствии оснований, указанных в п. 19 Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) выполняются с использованием программного обеспечения налоговых органов определенные действия: регистрируется налоговая декларация (расчет); формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Согласно п. 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@, при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3 лет после истечения срока действия.
Указанное требование также отражено в п. 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса "доверенность", утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, согласно которому доверенность на бумажном носителе направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций и предоставления налоговой отчетности по ТКС.
Из материалов дела следует, что в адрес ООО "Такском" (ИНН 7704211201) направлен адвокатский запрос от 26.07.2023 N 20220717/ИРЮ-АЗ-З для установления факта выдачи электронно-цифровой подписи на имя Горбатова А.С. - единоличного исполнительного органа общества.
ООО "Такском" направлен ответ (исх. N 4732-ЮРУ от 17.08.2023), согласно которому на имя Горбатова А.С. непосредственно ООО "Такском" электронно-цифровой подписи не выдавалась и его личность непосредственно не устанавливалась сотрудниками ООО "Такском", вместе с тем, подпись на имя Горбатова А.С. выпускалась в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона "Об электронной подписи" ООО "Новопак" (ИНН 9704029281), расположенное по адресу: Москва, улица Малая Пироговская, дом 8, э/Пом/К/Оф 1/XXXVI/3/16-2 (электронная почта: ooo.novopak@bk.ru).
По правилам ч. 4 ст. 13 Федерального закона "Об электронной подписи" удостоверяющий центр вправе наделить третьих лиц полномочиями по приему заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также вручению сертификатов ключей проверки электронной подписей от имени удостоверяющего центра.
Таким образом, при совершении порученных удостоверяющим центром действий доверенное лицо обязано идентифицировать заявителя при его личном присутствии.
Однако, ООО "Новопак" (ИНН 9704029281) принято заявление от 15.04.2021 на создание квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, составленное от имени Горбатова А.С. неустановленными лицами.
В частности, подпись на заявлении не соответствует подписи Горбатова А.С. на действительном паспорте Горбатова А.С.
Кроме того, копия паспорта позволяет установить, что фотография не принадлежит Горбатову А.С., а принадлежит неустановленному неизвестному лицу.
Действующий паспорт Горбатова А.С., копия которого получена в ходе адвокатского расследования непосредственно у Горбатова А.С. позволяет установить, что настоящий паспорт заполнен от руки.
Кроме того, из приказа ООО "Комлпектсервис" от 24.01.2017 следует, что подпись Горбатова А.С. отличается от подписи, выполненной на заявлении о выдаче электронной подписи 15.04.2021, отличаются оттиски печатей общества.
Заявитель обратился в ОМВД России по Красносельскому району г. Москвы с заявлением о совершении преступления по признакам преступления, предусмотренного ст. ст. 170.1, 185.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое зарегистрировано под номером КУСП 17440 от 18.07.2022.
Согласно письму ОМВД России по Красносельскому району г. Москвы о направлении уведомления от 29.07.2022 N 01/12-10596 материал направлен в УВД по СЗАО г. Москвы для поверки.
СУ по СЗАО г. Москвы на основании письма от 26.09.2022 N 439 пр-2022/3776 материал направлен в СУ по ЦАО ГСУ СКУ России по г. Москве для принятия процессуального решения в порядке ст. ст. 144, 145 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, в той мере, что компании состоят на налоговом учете в ИФНС России N 8 по г. Москве.
В настоящее время органами внутренних дел проводится проверка в порядке ст. ст. 144, 145 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные налоговые декларации по НДС за 2019 - 2021 от имени налогоплательщика поданы неуполномоченным лицом и содержат недостоверные сведения.
Ссылки на отсутствие у налогового органа технической возможности, равно как и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений, не могут служить основанием для отказа обществу в восстановлении его нарушенных прав в сфере публичных налоговых правоотношений.
Налоговым органом не представлены доказательства, устранения нарушений прав и законных интересов заявителя, допущенных незаконными действиями по принятия уточненных деклараций от неуполномоченного лица.
Доводы налогового органа об отсутствии у них возможности исключения из обработки налоговых деклараций организаций налогоплательщиков, поданных помимо воли самих налогоплательщиков неуполномоченными лицами, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков.
Согласно п. 11 приказа Федеральной налоговой службы от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), информационное взаимодействие АИС "Налог-3" с иными информационными системами осуществляется с обеспечением установленных требований: подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС "Налог-3" в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации - обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия. Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС "Налог-3", посредством: аутентификации и авторизации пользователей АИС "Налог-3", осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС "Налог-3" (п. 13).
Таким образом, АИС "Налог-3", содержащая в себе реестр налоговых деклараций, предоставляет возможность актуализации достоверной информации, в том числе путем удаления недостоверных сведений.
Ссылка налогового органа на ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, (введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ), в котором установлены основания признания декларации не представленной, в их числе - подписание декларации или расчета неуполномоченным лицом (подп. 1 п. 4.1 ст. 80 НК РФ), и вступление в силу указанных изменений, несостоятельна.
Рассматриваемая редакция ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации направлена на законодательное установление в административном порядке оснований и механизма признания декларации, поданной налогоплательщиком, не представленной, и соответствующие правовые последствия совершения указанных действий для такого лица.
В настоящем споре налоговые декларации поданы не самим налогоплательщиком, а неустановленными лицами, связанные с искажением налоговой отчетности ООО "Комплектсервис" (ИНН 7708308878), использовав фальсифицированную электронную подпись генерального директора Горбатова А.С.
Ссылка налогового органа на судебную практику по другому делу отклоняется, поскольку суд по другому спору исходил из обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, нарушений судом первой инстанции норм материального права не установлено, нарушений процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-103844/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103844/2023
Истец: ООО "КОМПЛЕКТСЕРВИС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: Адвокат Ивлев Роман Юрьевич