Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2020 г. N Ф08-6708/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
26 мая 2020 г. |
дело N А32-45572/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.
от истца - представитель Колесников А.А. по доверенности, паспорт;
от ответчика - представитель не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российский железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.02.2020 по делу N А32-45572/2018
по иску ОАО "Российский железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога
к ООО "РН-Морской терминал Туапсе"
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российский железные дороги" (далее - истец, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ответчик, терминал) о взыскание платы за нахождение вагонов на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 58 380 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить, принять новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Истец указывает, что в решении суда исследуются обстоятельства простоя вагонов в феврале и апреле 2017 года, тогда как спорным периодом является декабрь 2017 года и январь 2018 года. Истец указывает, что не заявлял требований о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов с грузом за время задержки вагонов, под выгрузкой свыше технологического времени. Истцом были предоставлены в суд первой инстанции документы, подтверждающие невозможность подачи вагонов на пути необщего пользования ответчика, по причине нахождении на них ранее поданных вагонов, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика и ведомостями на подачу и уборку вагонов, а также возражениями ответчика к каждому акту общей формы. Таким образом, суд первой инстанции самостоятельно изменил предмет доказывания. Истец указывает, что неправомерен и противоречит действующему законодательству вывод суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи, по причинам, зависящим от грузополучателя. Судом не было учтено, что в рассматриваемом деле вагоны простаивали на путях общего пользования по причине занятости путей ранее поданными вагонами, находящимися под выгрузкой.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированные действием ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края в связи с принятыми мерами по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
Статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно части 5 названной нормы арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференцсвязи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из совокупного толкования приведенных положений следует, что отложение судебного заседание является правом суда; указанное право может быть реализовано в строго предусмотренных процессуальным законодательством случаях.
Из ходатайства ответчика следует, что целью отложения судебного заседания является необходимость присутствия в судебном заседании представителя. Вместе с тем правовая позиция заявителя изложена. Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ COVID-19 N 2, утвержденном Президиум ВС РФ 30.04.2020.
На основании изложенного, данное ходатайство подлежит отклонению.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между железной дорогой и терминалом заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, для ООО "РН-Морской Терминал Туапсе" при станции "Туапсе-Сортировочная" Северо-Кавказской железной дороги, вступивший в силу 01.12.2016.
Срок действия договора определен с 01.12.2016 до 20.07.2020.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, прибывающих в адрес ответчика.
В период с декабря 2017 года по январь 2018 года на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика (выписки из Книги уведомлений о прибытии груза прилагаются).
Истец указывает, что о предстоящей подаче вагонов ответчик был своевременно уведомлен, что подтверждается выписками из Книги уведомлений о времени подачи вагонов под выгрузку.
По данному факту, в соответствии с требованиями статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ, Устав) Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) истцом были составлены следующие акты общей формы: АОФ 5/8797 от 08.12.17, АОФ 5/8809 от 08.12.17, АОФ 5/8799 от 08.12.17, АОФ 5/8811 от 08.12.17, АОФ 5/8781 от 08.12.17, АОФ 5/8810 от 08.12.17, АОФ 5/8801 от 08.12.17, АОФ 5/8814 от 08.12.17, АОФ 5/8802 от 08.12.17, АОФ 5/8813 от 08.12.17, АОФ 5/8817 от 09.12.17, АОФ 5/8825 от 09.12.17, АОФ 5/8818 от 09.12.17, АОФ 5/8828 от 09.12.17, АОФ 5/8820 от 09.12.17, АОФ 5/8829 от 09.12.17, АОФ 5/8821 от 09.12.17, АОФ 5/8826 от 09.12.17, АОФ 5/8822 от 09.12.17, АОФ 5/8827 от 09.12.17, АОФ 5/8823 от 09.12.17, АОФ 5/8824 от 09.12.17, АОФ 5/8838 от 09.12.17, АОФ 5/8839 от 09.12.17, АОФ 5/8832 от 09.12.17, АОФ 5/8845 от 09.12.17, АОФ 5/8833 от 09.12.17, АОФ 5/8844 от 09.12.17, АОФ 5/8834 от 09.12.17, АОФ 5/8843 от 09.12.17, АОФ 5/8846 от 10.12.17, АОФ 5/8858 от 10.12.17, АОФ 5/8847 от 10.12.17, АОФ; 5/8859 от 10.12.17, АОФ 5/8837 от 09.12.17, АОФ 5/8840 от 09.12.17, АОФ 5/8836 от 09.12.17, АОФ 5/8841 от 09.12.17, АОФ 5/8835 от 09.12.17, АОФ 5/8842 от 09.12.17, АОФ 5/8853 от 10.12.17, АОФ 5/8860 от 10.12.17, АОФ 5/8851 от 10.12.17, АОФ 5/8861 от 09.12.17, АОФ 5/8902 от 11.12.17, АОФ 5/8903 от 11.12.17, АОФ 5/9455 от 28.12.17, АОФ 5/9464 от 28.12.17, АОФ 5/9458 от 28.12.17, АОФ 5/9463 от 28.12.17, АОФ 5/9459 от 28.12.17, АОФ 5/9461 от 28.12.17, АОФ 5/9448 от 27.12.17, АОФ 5/9450 от 27.12.17, АОФ 5/9446 от 27.12.17, АОФ 5/9451 от 27.12.17, АОФ 5/9472 от 28.12.17, АОФ 5/9475 от 29.12.17, АОФ 5/9514 от 31.12.17, АОФ 5/9521 от 31.12.17, АОФ 5/9511 от 31.12.17, АОФ 5/9520 от 31.12.17, АОФ 5/1 от 01.01.18, АОФ 5/8 от 01.01.18, АОФ 5/9512 от 31.12.17, АОФ 5/9524 от 31.12.17, АОФ 5/2 от 01.01.18, АОФ 5/9 от 01.01.18, АОФ 5/3 от 01.01.18, АОФ 5/10 от 01.01.18, АОФ 5/4 от 01.01.18, АОФ 5/11 от 01.01.18, АОФ 5/9513 от 31.12.17, АОФ 5/9519 от 31.12.17, АОФ 5/9478 от 29.12.17, АОФ 5/9480 от 29.12.17.
Все акты общей формы ответчиком подписаны с возражениями "пути необщего пользования заняты по причинам, не зависящим от пользователя - производится выгрузка поданных на основании памятки ГУ-45 вагонов-цистерн с соблюдением технологических норм на приемосдаточные операции выгрузку грузов...", тем самым подтвердив невозможность подачи вагонов по причинам, зависящим от ответчика, а именно занятости путей необщего пользования вагонами, находящимися под выгрузкой.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно пункту 4.5 Правил N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Порядок заполнения памяток приемосдатчика и ведомостей подачи и уборки вагонов устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.
В рассматриваемом деле вагоны простаивали на путях общего пользования по причине занятости путей необщего пользования ранее поданными вагонами, находящимися под выгрузкой.
Для подтверждения своих требований истец предоставил выписки из Книги уведомлений о времени подачи вагонов, подтверждающие уведомление ответчика о предстоящей подаче вагонов; акты общей формы, подтверждающие простой вагонов, в ожидании подачи на пути ответчика; памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, подтверждающие занятость путей необщего пользования вагонами, находящимися под выгрузкой.
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В соответствии с п/п "б" п. 14 договора ответчик уплачивает истцу плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от ответчика в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ.
Указанная плата взимается по ставкам тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
По ставкам таблицы N 1 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется при ожидании подачи вагонов, контейнеров (п. 2.3 Тарифного руководства).
В этом случае оплачиваемое время ожидания подачи вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном УЖТ РФ и правилами перевозок грузов, грузополучателей о прибытии грузов и готовности их к подаче до момента получения РЖД от грузополучателей уведомлений о готовности вагонов к подаче или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ООО "РН-Морской терминал Туапсе" плату в общей сумме 58 380 руб. 50 коп. (с учетом НДС 18%), в том числе:
- плату в сумме 18 194 руб. 42 коп. по АОФ 5/8797 от 08.12.17, АОФ 5/8809 от 08.12.17, АОФ 5/8799 от 08.12.17, АОФ 5/8811 от 08.12.17, АОФ 5/8781 от 08.12.17, АОФ 5/8810 от 08.12.17, АОФ 5/8801 от 08.12.17, АОФ 5/8814 от 08.12.17, АОФ 5/8802 от 08.12.17, АОФ 5/8813 от 08.12.17, АОФ 5/8817 от 09.12.17, АОФ 5/8825 от 09.12.17, АОФ 5/8818 от 09.12.17, АОФ 5/8828 от 09.12.17, АОФ 5/8820 от 09.12.17, АОФ 5/8829 от 09.12.17, АОФ 5/8821 от 09.12.17, АОФ 5/8826 от 09.12.17, АОФ 5/8822 от 09.12.17, АОФ 5/8827 от 09.12.17, АОФ 5/8823 от 09.12.17, АОФ 5/8824 от 09.12.17;
- плату в сумме 13 601 руб. 86 коп. по АОФ 5/8838 от 09.12.17, АОФ 5/8839 от 09.12.17, АОФ 5/8832 от 09.12.17, АОФ 5/8845 от 09.12.17, АОФ 5/8833 от 09.12.17, АОФ 5/8844 от 09.12.17, АОФ 5/8834 от 09.12.17, АОФ 5/8843 от 09.12.17, АОФ 5/8846 от 10.12.17, АОФ 5/8858 от 10.12.17, АОФ 5/8847 от 10.12.17, АОФ 5/8859 от 10.12.17, АОФ 5/8837 от 09.12.17, АОФ 5/8840 от 09.12.17, АОФ 5/8836 от 09.12.17, АОФ 5/8841 от 09.12.17, АОФ 5/8835 от 09.12.17, АОФ 5/8842 от 09.12.17, АОФ 5/8853 от 10.12.17, АОФ 5/8860 от 10.12.17, АОФ 5/8851 от 10.12.17, АОФ 5/8861 от 09.12.17, АОФ 5/8902 от 11.12.17, АОФ 5/8903 от 11.12.17;
- плату в сумме 16 957 руб. 78 коп. по АОФ 5/9455 от 28.12.17, АОФ 5/9464 от 28.12.17, АОФ 5/9458 от 28.12.17, АОФ 5/9463 от 28.12.17, АОФ 5/9459 от 28.12.17, АОФ 5/9461 от 28.12.17, АОФ 5/9448 от 27.12.17, АОФ 5/9450 от 27.12.17, АОФ 5/9446 от 27.12.17, АОФ 5/9451 от 27.12.17, АОФ 5/9472 от 28.12.17, АОФ 5/9475 от 29.12.17;
- плату в сумме 9 626 руб. 44 коп. по АОФ 5/9514 от 31.12.17, АОФ 5/9521 от 31.12.17, АОФ 5/9511 от 31.12.17, АОФ 5/9520 от 31.12.17, АОФ 5/1 от 01.01.18, АОФ 5/8 от 01.01.18, АОФ 59512 от 31.12.17, АОФ 5/9524 от 31.12.17, АОФ 5/2 от 01.01.18, АОФ 5/9 от 01.01.18, АОФ 5/3 от 01.01.18, АОФ 5/10 от 01.01.18, АОФ 5/4 от 01.01.18, АОФ 5/11 от 01.01.18, АОФ 5/9513 от 31.12.17, АОФ 5/9519 от 31.12.17, АОФ 5/9478 от 29.12.17, АОФ 5/9480 от 29.12.17.
В порядке досудебного урегулирования истец направил в адрес ответчика претензионные письма от 18.12.2017 N 150 (вх. N 6546 от 19.12.2017), от 13.06.2018 N 63 (вх. N 3048 от 18.06.2018), от 08.06.2018 N 51 (вх. N 3042 от 18.06.2018) с предложением оплатить задолженность.
Задолженность ответчиком не оплачена, что послужило истцу основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав, УЖТ РФ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Тарифные руководства это сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Статьей 39 Устава предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно части 12 статьи 39 Устава, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 указанной статьи оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В силу части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 разъяснено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
По смыслу статей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 95/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В письме Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30.03.2011 N СН-2489/10 указано, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
ФСТ России в названном письме сослалась на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, которым отказано в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства N 2 и при этом отмечено, что в случаях, когда вагон не принадлежит перевозчику, фактически плата взимается не за пользование вагонами, а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Разъяснения по применению Тарифного руководства N 2 даны органом государственной власти, принявшим данный правовой акт и уполномоченным в сфере установления тарифов.
Пункт 12 Тарифного руководства N 2 предусматривает взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, соответствует разъяснениям ФСТ России, а с учетом наличия в пункте 16.8 договора соглашения сторон о размере такой платы путем отсылки к пункту 12 Тарифного руководства N 2 не противоречит и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при доказанности вины грузополучателя в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагонов на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).
Применительно к рассматриваемому спору ОАО "РЖД" было обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на ж/д путях общего пользования происходил по вине ООО "РН-Морской терминал Туапсе", ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования. Таких доказательств материалы дела не содержат.
Ссылка ОАО "РЖД" на акты общей формы, из которых, по мнению истца, занятость путей необщего пользования вагонами, находящимися под выгрузкой, подтверждена, были верно отклонены судом первой инстанции, поскольку акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями.
В возражениях ответчик указывал, что с актами не согласен, что причина задержки не связана с действиями ответчика, выгрузка поданных вагонов на путях необщего пользования осуществляется грузополучателем с соблюдением технологических норм выгрузки, установленных пунктом 11 договора. Указанным актам судом дана надлежащая правовая оценка.
Суд, проанализировав представленные истцом доказательства, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.
Стороны в договоре согласовали конкретные пути и конкретные эстакады путей необщего пользования, на которые подлежали доставке вагоны с конкретным грузом. Так мазут мог разгружаться на 2-х путях в общем количестве вагонов, равном 48 шт. (24 вагонов х 2 пути), а топливо - на 4 путях в общем количестве вагонов, равном 120 вагонам (30 вагонов х 4 пути).
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, в связи с чем, ОАО "РЖД" не могло поставить вагоны с конкретным товаром на конкретный путь необщего пользования. Также, в материалах дела отсутствуют доказательства, согласно которым после получения от истца уведомления о прибытии вагонов и готовности их поставить на путь необщего пользования (книги уведомлений о времени подачи вагонов) ответчик заявлял отказы от такой подачи. Из ведомостей подачи-уборки вагонов и памяток приемосдатчиков также невозможно установить вину ответчика.
Как верно указано судом первой инстанции, доставка вагонов в адрес ответчика имеет интенсивный характер. Однако обязанность по оплате простоя вагонов на путях общего пользования могла возлагаться на ответчика только тогда, когда нахождение вагонов на путях общего пользования было обусловлено действиями (бездействием) самого ответчика. Такие доказательства в материалы дела истцом не представлены.
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
- вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
- обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Судом установлено, что в спорный период вагоны с нефтепродуктами находились на путях общего пользования по независящим от общества причинам и по вине ОАО "РЖД".
В декабре 2017 года и январе 2018 года ОАО "РЖД" ежедневно задерживало уборку порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Задержка в уборке порожних вагонов в спорный период в декабре 2017 года составила 101 час.
Задержка в уборке порожних вагонов в спорный период в январе 2018 года составила 9 час.
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-88938/2018 и NА40-60825/18 вина железной дороги в несвоевременной уборке порожних вагонов была установлена; в пользу общества был взыскан штраф за декабрь 2017 года и январь 2018 года.
Согласно п. 1 договора перевозчик осуществляет подачу своим локомотивом, расстановку на места погрузки/выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования осуществляется круглосуточно по уведомлению, которое передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов пользователю.
Кроме того, согласно п. 7, 11 договора, вагоны подаются перевозчиком на места погрузки-выгрузки в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад. Согласно данной специализации, вагоны, например, с грузом "Мазут топочный", могут подаваться на ж.д. путь необщего пользования N 1 и N 2 путь эстакады N 1.
Истец предоставил доказательства занятости только одного пути необщего пользования в момент составления АОФ. Таким образом истец не предоставил доказательства занятости всех путей необщего пользования (для данного вида груза), следовательно не доказал невозможность подачи вагонов на все пути необщего пользования.
Таким образом, истец не представил доказательств исполнения им должным образом обязательства по своевременной подаче и расстановке вагонов на свободных путях необщего пользования, не представил обоснования неподачи вагонов на свободные пути необщего пользования, с учетом чего нет оснований утверждать, что вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
Истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не предоставил в материалы дела доказательств того, что причины задержки в приеме вагонов зависели от действий (бездействия) общества.
В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС N 26, указано, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Количество вагонов, готовых к подаче на железнодорожные пути необщего пользования, указано в пункте 7 договора.
Согласно пункту 7 договора количество вагонов (группа вагонов) одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования:
- N 1 и N 2 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 24 вагона, весом не более 1920 т.;
- N N 3, 4, 5, 6 для одновременного начала грузовых операций не должно превышать на каждый путь 30 четырехосных вагона, весом не более 2400 т. или 16 восьмиосных вагонов.
Вагоны подаются перевозчиком на места погрузки-выгрузки с подборкой в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад.
Как уже было указано выше, согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Истец не предоставил в материалы доказательства, подтверждающие невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором, что необходимо в силу требований пункта 4.6 Правил.
В то же время по настоящему делу имеется ряд случаев, когда ОАО "РЖД" непрерывно подает на пути необщего пользования под выгрузку группы вагонов, а определенную группу вагонов ставит на простой, составляет при этом АОФ и начисляет плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Ответчиком представлен детальный почасовой расчет занятости путей, подтверждающий неправомерные действия дороги.
Довод истца о том, что он не мог осуществлять подачу либо уборку вагонов в случае грузовых операций с опасными грузами на соседнем пути, отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
Из части 18 статьи 39 УЖТ РФ следует, что грузополучатель освобождается от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в том числе в случаях, когда имеют место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
Обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, указаны в пункте 6.4 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования N 1,2,3,4,5,6 ООО "РН-Туапсенефтепродукт", подписанной 16.04.2010, согласно которой запрещается во время слива-налива нефтепродуктов с температурой вспышки менее 61 градусов на 1, 2 и 3 эстакадах выполнять маневровые работы на сливо-наливных путях и подавать следующий состав на свободный путь данной эстакады до полного окончания слива-налива нефтепродуктов и закрытия клапанов и люков цистерн.
В то же, согласно пункту 2.1 Инструкции подача и уборка вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ООО "РН-Туапсенефтепродукт", расстановка вагонов к местам налива, слива и уборка вагонов с мест налива, слива на станцию производится маневровым локомотивом и маневровой бригадой станции Туапсе.
Пунктом 2.4 Инструкции определен порядок согласования движения составов, согласно которому возможность заезда маневрового состава (локомотива) на железнодорожные пути необщего пользования ООО "РН-Туапсенефтепродукт" для подачи, уборки вагонов, маневровый диспетчер станции Туапсе согласовывает по телефону с мастером смены цеха слива-налива N 1 участка "Эстакада", с указанием времени заезда, количества вагонов в маневровом составе, свободности пути приема или занятости.
Маневровый диспетчер станции Туапсе, согласовав заезд, дает указание составителю поездов произвести подачу вагонов или пропустить маневровый локомотив станции на железнодорожные пути необщего пользования.
Следовательно, подача вагонов на пути необщего пользования, время подачи, зависит только от диспетчера станции Туапсе.
Согласно пункту 16.9 договора в случае невозможности выгрузки (слива) вагонов по причинам, зависящим от пользователя, он обязан в письменной форме уведомить об этом перевозчика.
То есть, при невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования общество письменно извещает об этом железную дорогу и предоставляет письменный отказ от приема вагонов.
Согласовав с железной дорогой заезд локомотива или маневрового состава на пути необщего пользования, мастер смены цеха слива-налива N 1 участка "Эстакада" ООО "РН-Туапсенефтепродукт" предупреждает причастных работников о предстоящем заезде со станции маневрового состава, локомотива для подачи, уборки вагонов, убеждается в отсутствии препятствий для движения, в наличии габарита, проверяет надежность закрытия сливных приборов после слива, свободность путей эстакады от сливных приборов и дает указание постовому на открытие ворот (пункт 2.4 Инструкции).
Между тем, данная Инструкция не предусматривает запрета одновременного слива нефтепродукта на параллельных путях. (аналогичная позиция изложена в постановлении 15 арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 г. по делу N А32-6096/2017).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в спорный период вагоны с нефтепродуктами находились на железнодорожных путях общего пользования по независящим от терминала причинам, а это в силу требований части 18 статьи 39 УЖТ РФ освобождает терминал от внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
ОАО "РЖД" не доказало, что причины занятости фронта выгрузки зависели от действий терминала, и что вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от общества.
В соответствии с ч. 18 статьи 39 УЖТ РФ грузополучатели (получатели) освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в том числе, в случае обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокад, эпидемии вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
В спорный период также имели место иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, а именно, 27.12.2017 года - скорость ветра достигала 15 м/сек и более, вследствие чего общество отказывалось от приема вагонов под выгрузку нефтепродуктов.
Обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, предусмотрены Правилами технической эксплуатации нефтебаз, утв. приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года N 232, согласно пункту 5.12 которых запрещено:
- проводить сливоналивные операции судов на причалах, железнодорожных и автомобильных цистерн на эстакадах при грозе и скорости ветра 15 м/с и более;
- выполнять работы (отбор проб, измерение уровня и др.) на резервуарах, железнодорожных и автомобильных цистернах и других конструкциях на высоте при грозе и скорости ветра 12,5 м/с и более;
- проводить сливоналивные операции на причалах без установки боновых заграждений, приведения в готовность к применению средств борьбы с нефтеразливами и пожаротушения;
- производить погрузку - выгрузку затаренных нефтепродуктов башенными и портальными кранами и погрузочными мостами при скорости ветра 12 м/с и более, остальными средствами - при скорости ветра 15 м/с и более.
В пункте 18 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (далее - Приказ N 155н), указано на недопустимость выполнения работ на высоте в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15-м/с и более.
Согласно пункту 3 Приказа N 155н к работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:
- при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
- при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м.
В общество поступают вагоны-цистерны с нефтепродуктами, перед сливом которых необходимо проверить целостность пломб отправителя, отобрать пробы в соответствии со стандартом, измерив при этом плотность, температуру и высоту наполнения цистерн (пункт 5.32 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232). Эти работы осуществляются работниками грузополучателя при подъеме на предельную высоту вагона-цистерны.
В соответствии с пунктами 3.1 и 4.2.1 ГОСТ 9238-2013 "Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений" определен статический габарит "Тц" - для цистерн, вагонов-самосвалов и другого подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям общего и необщего пользования, верхние очертания которого от уровня головок рельс составляют 5300 мм, то есть 5,3 метра.
Таким образом, из пункта 5.32 Правил технической эксплуатации нефтебаз и из пунктов 3.1. и 4.2.1 ГОСТ 9238-2013 следует, что работы, связанные с приемом вагонов под выгрузку относятся к работе на высоте, это обстоятельство является общеизвестным фактом и не нуждается в доказывании.
Поскольку работы на высоте в открытых местах без ограждения запрещено выполнять при наличии ветра 15 м/с и более, в спорный период общество направляло истцу соответствующие извещения об отказе в приеме вагонов под выгрузку.
С учетом изложенного, ответчик должен быть освобожден от платы за нахождение подвижного состава на путях общего пользования из-за непогоды.
Кроме того, истцом в материалы дела истцом представлен ряд некорректно составленных актов общей формы (АОФ).
АОФ N 5/8847 от 10.12.20107г., 5/8859 от 10.12.2017 г. составлены до прибытия вагонов на станцию Туапсе в отсутствие на пути общего пользования, АОФ 5/9478 от 28.12.2017 г., 5/9480 от 29.12.2017 г., подписанные с возражением ответчика содержат одно время начала и окончания простоя с 29.12.2017 г. 06 ч40 мин до 29.12.2017 г. 6 час. 40 мин. АОФ NN 5/8838 от 09.12.2017 г., 5/8839 от 09.12.201г., 5/8838 от 09.12.2017 г., 5/9448 от 27.12.2017 г., 5/9450 от 27.12.2017 г., 5/9448 от 27.12.201г., 5/9450 от 27.12.2017 г. составлены до истечения 2-х часов с момента подачи уведомления. В отношении иных АОФ истец не представил первичные документы, опровергающие возражения ответчика о наличии свободных путей необщего пользования.
На основании изложенного, с учетом допущенных нарушений, установления по ранее рассмотренным делам обстоятельств несвоевременной уборки вагонов железной дорогой в спорный период, подтверждения факта неподачи вагонов в установленные сроки, также подлежат отклонению доводы заявителя о том, что в целом прибыло в адрес ответчика в 2 раза больше вагонов, чем вмещают пути, указанные в договоре.
Как верно указано судом первой инстанции, истец не представил в материалы дела все доказательства, обосновывающие и подтверждающие требования истца. В отсутствие надлежащих доказательств в подтверждение доводов о том, что пути общего пользования были заняты по причине, зависящей от ответчика, суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Указание судом в решении дополнительно на периоды за рамками исковых требований не привело к принятию неправильного решения.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 по делу N А32-45572/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45572/2018
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10522/2022
01.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11854/2022
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6708/20
26.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5840/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45572/18
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45572/18