г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А56-83735/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.,
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Егорова С.Н. по доверенности от 25.12.2019;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38194/2019) общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2019 по делу N А56-83735/2019, принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (197101, Россия, Санкт-Петербург, ул.Большая Монетная, д.25, лит.А, пом.1Н, ОГРН: 1089847375034, ИНН: 7811418017)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (191311, Россия, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, ОГРН: 1037843045734, ИНН: 7815027624);
о признании незаконным решения и обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Ответчик, Управление):
- о признании незаконным решения Управления об отказе в государственном кадастровом учете и в регистрации права собственности на объект недвижимости, изложенного в уведомлении от 07.06.2019 N 47/112/404/2019-041;
- об обязании Управления в течение 5 (пяти) дней с даты вступления в силу решения суда осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Общества на сооружение связи согласно заявлениям от 23.01.2019 N 47/112/404/2019-41, N 47-0-1-100/3009/2019-431.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, поскольку длины объекта недвижимости как по проектной документации, так и по координатам технического плана составляют 8,5 х 8,5 метров, и противоречий в данной части между проектом и техническим планом нет.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу с просьбой оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующее.
23.01.2019 Общество через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг филиал "Сертолово" обратилось в Управление с заявлениями N 47/112/404/2019-41, N 47-0-1-100/3009/2019-431 о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение связи, расположенное по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Пудостьское сельское поселение.
06.02.2019 Управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, о чем заявителю было сообщено уведомлением N 47/19-9789. Основанием для приостановления регистрационных действий послужили следующие обстоятельства:
- представленный технический план не соответствует требованиям Приказа Минэконмразвития от 18.12.2015 N 953, поскольку в нем имеются противоречия между графической частью по представленным координатам и графической частью проектной документации;
- отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок.
01.03.2019 Обществом был представлен в Управление исправленный технический паспорт, а 09.04.2019 постановление администрации Гатчинского района Ленинградской области от 02.07.2018 N 2917 "О разрешении на размещение антенно-мачтовых сооружений связи ООО "Линк-Девелопмент" на землях в границах кадастрового квартала 47:23:0205003 без их предоставления в Пудостьском сельском поселении".
Уведомлением от 07.06.2019 N 47/112/404/2019-041 Управление сообщило Обществу об отказе в государственном кадастровом учете и в регистрации права собственности на объект недвижимости в связи с истечением срока приостановления и непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок.
Считая действия Управления незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в представленной Обществом проектной документации противоречий между графической частью по представленным координатам и графической частью, а именно: на странице 2 документа, где приведены графические координаты объекта, дина объекта по оси "А" составляет 7 800, по оси "Б" - 8 500, в то время как на странице 4 "План сооружения" длины сторон по обеим осям 8,5 и 8,5..
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона. При этом основания для приостановления государственной регистрации, перечисленные в статье 26 Закона о регистрации, являются исчерпывающими.
Как следует из материалов дела, Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию в связи с тем, что Комитет не подтвердил предоставление Обществу земельного участка для размещения объекта недвижимости, а также в связи с несоответствием представленного технического плана требованиям Приказа Минэконмразвития от 18.12.2015 N 953.
Согласно части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе при размещении объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
В силу части 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такими объектами, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", в том числе, являются: линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11).
Согласно пункту 5 части 17 статьи Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В силу части 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" выдача разрешения на строительство в соответствии с пп. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не требуется в случае строительства и реконструкции линий связи, линейно-кабельных и антенно-мачтовых сооружений связи.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность размещения объектов связи на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения уполномоченного органа.
Согласно части 2 статьи 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Из материалов дела следует, что Обществом было представлено в Управление постановление администрации Гатчинского района Ленинградской области от 02.07.2018 N 2917 "О разрешении на размещение антенно-мачтовых сооружений связи ООО "ЛинкДевелопмент" на землях в границах кадастрового квартала 47:23:0205003 без их предоставления в Пудостьском сельском поселении", на основании которого Обществом было создано сооружение связи.
При таких обстоятельствах отказ Управления в совершении регистрационных действий по причине отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок является неправомерным.
Согласно пункту 13 статьи 24 Закона о государственной регистрации форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений. Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ.
В пункте 34 Приказа N 953 указано, что в технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером.
В случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли.
Вопреки доводам Управления, длины сторон объекта недвижимости как по проектной документации, так и по координатам технического плана составляют 8,5 х 8,5 метров, т.е. противоречия в данной части между проектом и техническим планом отсутствуют. Внешние границы сооружения образованы краями бетонного фундамента, возвышающегося над уровнем земли. Размеры фундамента 8,5 м х 8,5 м. На бетонной части фундамента предусмотрено металлическое ограждение по всему периметру сооружения. В горизонтальной проекции ограждение представляет собой квадрат с длиной стороны 7800 мм. Это расстояние указано как в проектной документации, так и техническом плане. Графически ограждение и в проектной документации и в техническом плане обозначено пунктирной линией, в то время как наружные границы сооружения - сплошной линией. Соответствующие расстояния указаны как для фундамента, так и для ограждения.
При таких обстоятельствах, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, обжалуемое решение на основании п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об удовлетворении заявления.
В соответствии с частью 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
Таким образом, расходы Общества по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы подлежат возмещению Управлением.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2019 по делу N А56-83735/2019 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об отказе в государственном кадастровом учете и в регистрации права собственности на объект недвижимости, изложенное в уведомлении от 07.06.2019 N 47/112/404/2019-041.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в течение пяти дней с даты вынесения постановления суда по настоящему делу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" на сооружение связи согласно заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" от 23.01.2019 N 47/112/404/2019-41, 47-0-1-100/3009-019-431.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления, 1 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83735/2019
Истец: ООО "ЛИНК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области