г. Ессентуки |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А63-16494/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 26.05.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Союзпечать" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2019 по делу N А63-16494/2019,
УСТАНОВИЛ:
комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет муниципального заказа и торговли) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к акционерному обществу "Союзпечать" (далее - общество) о расторжении договора от 26.02.2018 N 228 на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя - киоска по продаже печатной продукции по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 17, об обязании общества демонтировать и вывезти нестационарный торговый объект.
Дело рассмотрено при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2019 исковые требования удовлетворены. Суд расторг договор от 26.02.2018 N 228 на право размещения нестационарного торгового объекта, обязал общество в месячный срок со дня вступления решения в законную силу демонтировать и вывезти нестационарный торговый объект - киоск по продаже печатных изданий. Судебный акт мотивирован тем, что установка объекта, не соответствующего типовому эскизному проекту нестационарного торгового объекта, является существенным нарушением условий договора и служит основанием его расторжения в соответствии с пунктом 6.3 договора.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обосновании жалобы апеллянт ссылается на то, что суд не принял во внимание тот факт, что ответчиком надлежащим образом вносится арендная плата за использование спорного объекта. Кроме того, суд неправильно применил к спорным правоотношения положения о договоре аренды.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2019 по делу N А63-16494/2019 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации города Ставрополя от 19.07.2016 N 1601 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя", приказами руководителя комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя от 16.10.2017 N 232, от 23.01.2017 N 236, от 14.11.2017 N 254 комитетом муниципального заказа и торговли был проведен конкурсный отбор на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя N 16-КО/18.
По результатам проведения конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя N 16-КО/18 в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора от 26.01.2018 N 16 комитетом муниципального заказа и торговли с обществом был заключен договор от 26.02.2018 N 228 на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя - киоска по продаже печатных изданий по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 17. Данный договор был подписан уполномоченными лицами (л.д. 10-17).
Согласно пункту 1.1 раздела 1 договора комитет предоставляет хозяйствующему субъекту право разместить киоск по продаже печатных изданий по адресу: г. Ставрополь, ул. ул. Тухачевского, 17 (далее - объект), согласно ситуационному плану по лоту N 27 "Размещение киоска по продаже печатных изданий на территории города Ставрополя по адресу: город Ставрополь, ул. Тухачевского, 17" (Приложение 1) и типовому эскизному проекту нестационарного торгового объекта (Приложение 2).
Обязанность хозяйствующего субъекта устанавливать объект в соответствии с типовым эскизным проектом нестационарного торгового объекта согласно Приложению 2 в период с 22.02.2018 предусмотрена также пунктом 3.2.4 договора.
В соответствии с пунктом 4.1 договора данный договор действует с момента его подписания сторонами и до окончания периода размещения объекта, устанавливаемого в соответствии с пунктом 1.3 договора (по 31.12.2020).
Согласно пункту 3.3.2 договора комитет имеет право требовать расторжения договора в случае, если хозяйствующий субъект размещает объект не в соответствии с его видом, специализацией, периодом размещения, схемой и иными существенными условиями договора.
Пунктом 3.2.10 договора общество приняло на себя обязательства обеспечить демонтаж и вывоз объекта с места его размещения за счет собственных средств и привести место размещения в первоначальное состояние в течение 3 (трех) дней с момента окончания срока действия договора, либо в случае досрочного прекращения действия договора.
В соответствии с письмом общества направленного в адрес комитета от 02.08.2018 N 158/18, ссылаясь на тяжелое экономическое положение предприятия и масштабностью инвестиционных финансовых средств, требуемых на приведение внешнего вида НТО согласно утвержденному эскизу, общество указало, что планирует проведение работ по графику, в частности, в отношении киоска по ул. Тухачевского, 17 ответчик указал срок - 1 квартал 2019 года (л.д. 18-19).
01.08.2019 специалистами комитета муниципального заказа и торговли выходом на место размещения НТО был составлен акт обследования адреса: г. Ставрополь Тухачевского, 17, с фототаблицей, подтверждающей, что по указанному адресу расположен объект общества, несоответствующий требованиям договора и распоряжению заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства от 28.12.2016 N 3-р (л.д. 26-27).
На дату проведения осмотра объекта обязательство общества по размещению киоска по продаже печатных изданий на территории города Ставрополя по адресу: город Ставрополь, ул. Тухачевского, 17, согласно типовому эскизному проекту нестационарного торгового объекта (Приложение 2) не исполнено.
14.18.2018 обществом была получена претензия от 13.08.2018 N 09/6/8-3176 комитета муниципального заказа и торговли с требованием в течение 10 дней привести внешний вид киоска по продаже печатных изданий в соответствии с эскизным проектом, предусмотренным приложением N 2 к договору (л.д. 20-21).
12.09.2018 обществом была получено письмо12.09.2018 N 09/6/2-3646 комитета муниципального заказа и торговли с предложением о расторжении договора по соглашению сторон, в котором комитет муниципального заказа и торговли предложил обществу расторгнуть договор по соглашению сторон с приложением проекта соглашения о расторжении договора (л.д. 22-24).
09.11.2018 общество направило комитету муниципального заказа и торговли ответ на претензию и письменное предложение о расторжении договора от 26.02.2018 N 228, в котором сообщило о своем отказе в подписании соглашения о расторжении договора и указало, что замена внешнего вида нестационарного торгового объекта будет произведена в первом квартале 2019 года (л.д. 25).
До настоящего времени общество не привело в соответствие с условиями договора внешний вид объекта, что явилось основанием для обращения комитета муниципального заказа и торговли в арбитражный суд с требованием о расторжении договора.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (п. 1 ст. 11 ГК РФ).
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планированию территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использование земель поселения.
В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
С 01.03.2015 правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов регулируются нормами главы V.6 Земельного кодекса "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".
Пунктом 2 части 1, частью 2 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем, возникшие между сторонами отношения не являются имущественными отношениями, основанными на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Спорные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 договора комитет предоставляет хозяйствующему субъекту право разместить киоск по продаже печатных изданий по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 17 (далее - объект), согласно ситуационному плану по лоту N 37 "Размещение киоска по продаже печатных изданий на территории города Ставрополя по адресу: город Ставрополь, ул. Тухачевского, 17" (Приложение 1) и типовому эскизному проекту нестационарного торгового объекта (Приложение 2).
Обязанность хозяйствующего субъекта устанавливать объект в соответствии с типовым эскизным проектом нестационарного торгового объекта согласно Приложению 2 в период с 22.02.2018 предусмотрена также пунктом 3.2.4 договора
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Следовательно, приняв участие в конкурсном отборе и подписав договор на право размещения нестационарного торгового объекта, общество согласилось со всеми его условиями, в том числе предусмотренными подпунктом 1.1 раздела 1 договора.
Действующим законодательством и сложившейся судебной практикой не допускается попустительство в отношении противоречивого и недобросовестного поведения субъектов хозяйственного оборота, не соответствующего обычной коммерческой честности (правило эстоппель). Таким, в частности, является поведение, не соответствующее предшествующим заявлениям или поведению стороны, при условии, что другая сторона в своих действиях разумно полагалась на них.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что объект, который общество установило по адресу: г. Ставрополь, ул. ул. Тухачевского, 17, не соответствует типовому эскизному проекту нестационарного торгового объекта согласно Приложению 2. Данные факты подтверждаются письмом комитета градостроительства от 09.08.2019 N 06/1-04/2-2/4457, в котором указано на то, что специалистами данного комитета в ходе осмотра было установлено, что внешний вид НТО не соответствует типовым эскизным проектам, утвержденным распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства от 28.12.2016 N 3-р; материалами обследования 01.08.2019 специалистами комитета муниципального заказа и торговли выходом на место размещения НТО, актом обследования адреса: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 17, фототаблицей, подтверждающей, что по указанному адресу расположен объект общества, не соответствующий требованиям договора и распоряжению заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства от 28.12.2016 N 3-р (л.д. 28).
В статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные доказательства по указанной процессуальной норме, суд инстанции справедливо констатировал доказанность факта размещения обществом своего НТО с нарушением требований договора относительно не соответствия внешнего вида НТО типовым эскизным проектам, утвержденным распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства от 28.12.2016 N 3-р.
Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Право требовать расторжения договора комитета муниципального заказа и торговли определено пунктом 3.3.2 договора, согласно которому в случае, если хозяйствующий субъект размещает объект не в соответствии с его видом, специализацией, периодом размещения, схемой и иными существенными условиями договора.
Установив, что ответчиком допущено существенное нарушение условий договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о расторжении договора на право размещения нестационарного торгового объекта от 26.02.2018 N 228.
С учетом расторжения договора, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика демонтировать и вывезти нестационарный торговый объект.
При таких обстоятельствах, оснований для переоценки выводов суд первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод апеллянта о том, что ответчиком надлежащим образом исполнялись обязательства по внесению платежей по договору, судом апелляционной инстанции отклоняется как не имеющий правового значения, поскольку ответчиком допущены существенные нарушения договора в части несоответствия НТО типовым эскизным проектам, утвержденным распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства от 28.12.2016 N 3-р, которые являются самостоятельным основанием для расторжения договора в судебном порядке.
Довод апеллянта о том, что судом первой инстанции необоснованно применены к спорным отношениям положения о договоре аренды, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку применение иных положений действующего законодательства не привело к принятию неверного судебного акта.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2019 по делу N А63-16494/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16494/2019
Истец: КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Ответчик: АО "СОЮЗПЕЧАТЬ"
Третье лицо: КОМИТЕТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ