г. Саратов |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А12-42992/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рецептор" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2020 года по делу N А12-42992/2019 (судья Я.Л. Сорока)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рецептор" (400002, Волгоградская область, город Волгоград, улица Слесарная, дом 103а, кабинет 20, ОГРН 1153443019751, ИНН 3460059295)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по урегулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (344068, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, переулок Оренбургский, 2А, ОГРН 1096165003791, ИНН 6165157156)
об оспаривании постановления об административном правонарушении,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рецептор" (далее - ООО "Рецептор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит отменить постановление межрегионального Управления федеральной службы по урегулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу N 07-10-19/1487 от 18.10.2019 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей за правонарушение, предусмотренное ст.14.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2020 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Рецептор" (ОГРН 1153443019751, ИНН 3460059295) удовлетворено в части.
Изменено постановление Межрегионального управления Федеральной службы по урегулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу от 18.10.2019 N 07-10-19/1487 о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, на наказание в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.
В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
ООО "Рецептор", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Управлением федеральной службы по урегулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. От Управления федеральной службы по урегулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу поступило ходатайство о проведении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы ООО "Рецептор" в отсутствие представителя Управления.
При установлении надлежащего извещения лиц, не явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 апелляционная жалоба ООО "Рецептор" принята к производству, ее рассмотрение назначено в судебном заседании на 29.04.2020 на 10 час. 00 мин. Определением от 29.04.2020 года перенесено (изменена дата и время) судебное заседание на 26.05.2020 года на 15 час. 15 мин.
Согласно части 1 статьи 186 АПК РФ определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с данным требованием определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 и от 29.04.2020 по настоящему делу были опубликованы на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Частью 6 статьи 121 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно и с 6 по 8 мая 2020 года включительно установлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.
Указы Президента Российской Федерации, перечисленные выше в части установления нерабочих дней, не распространяются на федеральные органы государственной власти, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которым предписано определить численность соответственно федеральных государственных служащих, государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих в указанный период функционирование этих органов.
В пункте 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, разъяснено, что Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
В связи с изложенным нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.
В соответствии с пунктом 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, разъяснения, содержащиеся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, применяются к дням, объявленным нерабочими в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Принимая во внимание указанные обстоятельства, размещение определения о принятии апелляционной жалобы к производству от 10.03.2020 и определения от 16.04.2020 года о переносе судебного заседания на официальном сайте суда в сети "Интернет", а также тот факт, что участникам арбитражных процессов в последующем в постоянном режиме был доступен электронный сервис "Мой Арбитр", и Двенадцатым арбитражным апелляционным судом на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещались необходимые разъяснения, учитывая необходимость соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства, а также то обстоятельство, что иные лица, не обеспечившие явку представителей в судебное заседание, являются государственными органами, деятельность которых не была приостановлена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о надлежащем извещении указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства.
В настоящее время в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID 19) Постановлением Правительства Саратовской области от 26.03.2020 N 208-П (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 10.05.2020 N 377-П) на территории Саратовской области введены ограничительные мероприятия (режим карантина и самоизоляции и запрет осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности).
Пунктом 1.10.3 указанного постановления гражданам предписано не покидать места проживания (пребывания), за исключением определенных случаев, в том числе посещения судебных органов; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Саратовской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена.
Аналогичные ограничительные мероприятия введены на территориях Астраханской и Волгоградской областей, которые входят в юрисдикцию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
Таким образом, факт введения на уровне Российской Федерации и посубьектно (регионально) соответствующих ограничительных мер, в первую очередь режима карантина и самоизоляции и запрета осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, сам по себе не может служить поводом для объективных препятствий в осуществлении действий, необходимых для участия в процессе (судебной защиты).
С учетом изложенного, суд в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного контроля (надзора) посредством использования федеральных государственных информационных систем в отношении ООО "Рецептор" Управлением в результате анализа сведений, отраженных в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, сведений ЕГАИС выявлено нарушение ООО "Рецептор" требований статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Правил функционирования ЕГАИС N 1459, а именно Согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объемах товара в пути" ООО "Агрофарт" осуществило закупку алкогольной продукции у ООО "Рецептор" по ТТН от 01.04.2019 в объеме 16,6 дал, однако по состоянию на 27.08.2019 указанная ТТН ООО "Агрофарт" не подтверждена (статус "Проведена").
04.10.2019 уполномоченным лицом составлен протокол N 07-10-19/1487 об административном правонарушении в отношении ООО "Рецептор" по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 18.10.2019 N 07-10-19/1487 ООО "Рецептор" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что событие административного правонарушения и вина заявителя в совершении вмененного правонарушения установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено. При этом суд, учитывая, что штраф назначен обществу в максимальном размере санкции статьи 14.19 КоАП РФ при наличии одного отягчающего обстоятельства, при этом общество отнесено к субъектам малого предпринимательства, пришел к выводу о наличии возможности снизить размер штрафа до 175 000 руб.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо не фиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем.
Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Пользователями применяется как достоверная и актуальная.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила).
Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются одними из участников ЕГАИС (пункт 4 Правил ЕГАИС).
В соответствии с пунктом 5 Правил ЕГАИС ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы и включает в себя:
1) внесение информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, в единую информационную систему и ее обработку;
2) хранение, систематизацию, изменение и защиту информации, содержащейся в единой информационной системе;
3) формирование резервных копий документов и массивов документов единой информационной системы.
Приказ Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 регламентирует Порядок представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержаться в Приложении N 5 Порядка.
Подпунктом 18 пункта 6 Правил ЕГАИС предусмотрено, что в ЕГАИС включаются сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), а также сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес).
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксируют информацию в ЕГАИС, содержащуюся в товарно-транспортной накладной.
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 товарно-транспортная накладная является первичным учетным документом и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ определен перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. К таким документам относится, в том числе, товарно-транспортная накладная.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом с обязательными установленными реквизитами. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни.
При выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляют в ЕГАИС заявку о фиксации с уточненными данными (пункт 24 Правил ЕГАИС).
Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объемах товара в пути" ООО "Агрофарт" осуществило закупку алкогольной продукции у ООО "Рецептор" по ТТН от 01.04.2019 в объеме 16,6 дал, однако по состоянию на 27.08.2019 указанная ТТН ООО "Агрофарт" не подтверждена (статус "Проведена").
В ходе проведения административного расследования ООО "Рецептор" сведений по данному обстоятельству, относительно факта поставки, по запросу полученному 03.09.2019, не представило.
В ходе проведения административного расследования в адрес ООО "Рецептор" направлено определение об истребовании сведений от 27.08.2019 N 07-10-19/1315-2, определение направленно по адресу электронной почты retseptor@list.ru указанному в Государственном сводном реестре лицензий и направлено заказным письмом от 27.08.2019 исх.N уЗ-18717/07-10.
Согласно уведомления о вручении определение об истребовании сведений от 27.08.2019 N 07-10-19/1315-2 получено Обществом 03.09.2019.
Однако, ООО "Рецептор" запрошенные документы и пояснения в установленный в определении срок не направлены, в адрес Управления не поступали.
ООО "Агрофарт" в пояснениях на запрос административного органа указало, что закупка алкогольной продукции по ТТН N 1 от 01.04.2019 не осуществлялась.
Постановлением N 07-10-19/1315 от 25.09.2019 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Агрофарт" (ИНН 3446010315) прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку по результатам административного расследования установлено, что ООО "Агрофарт" не осуществляло закупку алкогольной продукции по ТТН N 1 от 01.04.2019 от ООО "Рецептор".
По состоянию на 18.10.2019, а также дату рассмотрения настоящего спора, ТТН N 1 от 01.04.2019 на поставку алкогольной продукции ООО "Рецептор" в адрес ООО "Агрофарт" не отозвана (статус "Проведена").
Таким образом, суд пришел к верному выводу о внесении недостоверных сведений в ЕГАИС, поскольку поставка алкогольной продукции по ТТН N 1 от 01.04.2019 не осуществлялась.
В качестве довода апелляционной жалобы общество указывает, что фактически поставка продукции осуществлена и оформлена по товарной накладной N 1 от 10.01.2019, впоследствии, поскольку подтверждение данной ТТН в ЕГАИС ООО "Агрофарт" не было осуществлено, ООО "Рецептор" по согласованию с ООО "Агрофарт" оформлена накладная N 1 от 01.04.2019 в отношении ранее постановленного товара.
Указанная заявителем информация, вопреки доводу апелляционной жалобы об отсутствии состава административного правонарушения не свидетельствует, напротив, доводы заявителя подтверждают тот факт, что оформление товарной накладной N 1 от 01.04.2019 носит фиктивный характер, поскольку фактически товар поставлен ранее, в иную дату и по иной товарной накладной (N 1 от 10.01.2019), а нефиксация в ЕГАИС либо внесение любой информации (недостоверной, искаженной) является нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции образует состав данного административного правонарушения по ст. 14.19 КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что действиям ООО "Рецептор" дана надлежащая квалификация в соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, каких-либо объективных препятствий этому не установлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Рецептор" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 14.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Рецептор", являясь профессиональным участником алкогольного рынка, знало и допускало, что фиксация недостоверных сведений в ЕГАИС может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде мер административного воздействия.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено. Оснований для замены административного штрафа предупреждением не имеется.
На основании части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ст. 14.19 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 150 000 до 200 000 рублей.
Административным органом назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Ранее ООО "Рецептор" неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ, ст. 14.19 КоАП РФ, что отражено в представленной справке (л.д. 67-68) и заявителем не оспаривалось.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется ими в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Суд первой инстанции учел, что штраф назначен обществу в максимальном размере санкции статьи 14.19 КоАП РФ при наличии одного отягчающего обстоятельства, при этом общество отнесено к субъектам малого предпринимательства, счел возможным снизить размер штрафа до 175 000 руб.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Согласно п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Из материалов дела следует, что Общество нарушило правила предоставления в ЕГАИС сведений об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, а именно представило недостоверную информацию.
Таким образом, в рассматриваемом случае, административный штраф в размере 175 000 рублей, наложенный на Общество является необходимым, достаточным и актуальным для достижения главной цели административного наказания, предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, и не противоречит правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное заявителю наказание, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2020 года по делу N А12-42992/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-42992/2019
Истец: ООО "РЕЦЕПТОР"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ООО "АГРОФАРТ"