Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 октября 2020 г. N Ф06-65303/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А55-9190/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нугаевой А.Н.,
с участием:
от заявителя - Проничева Е.А., доверенность N 117 от 19 апреля 2019 года, Шакина М.Г., доверенность N 64 от 01 февраля 2019 года,
от ответчика - Безрукова И.В., доверенность N 10126/1 от 13 ноября 2019 года,
от третьего лица - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тевис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2019 года по делу N А55-9190/2019 (судья Филатов М.В.),
по заявлению акционерного общества "Тевис" (ОГРН 1026301976601, ИНН 6320000561), город Тольятти Самарской области,
к администрации городского округа Тольятти, город Тольятти Самарской области,
с участием третьего лица АО "Автоваз", город Тольятти Самарской области,
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тевис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Тольятти (далее - администрация), с привлечением третьего лица АО "Автоваз", о признании недействительным распоряжения администрации N 181-р/5 от 18 января 2019 года "Об отказе открытому акционерному обществу "Тевис" в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута", об обязании администрации выдать обществу разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, для строительства сети водоснабжения от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры АО "Тевис" до объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26-А, на срок до 01 августа 2020 года.
Решением суда от 24.07.2019 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем просили в судебном заседании и представители общества.
Представитель администрации в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 г. решение суда первой инстанции от 24.07.2019 г. отменено, и принят по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд признал недействительным распоряжение администрации от 18.01.2019 г. N 181-р/5 "Об отказе открытому акционерному обществу "Тевис" в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
Суд обязал администрацию выдать АО "Тевис" разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, для строительства сети водоснабжения от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры АО "Тевис" до объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26-А, на срок до 01.08.2020 г.
Постановлением Арбитражный суд Поволжского округа от 21.01.2020 г. постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 г. отменено, и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции в своем постановлении указал, что судебный акт апелляционной инстанции недостаточно обоснован, принят по неполно установленным обстоятельствам, имеющим существенное значение для разрешения данного спора, без оценки всех представленных сторонами доказательств, и при новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, проверить нарушение прав общества в период вынесения оспариваемого отказа, правильно применить нормы процессуального и материального права, и принять законный и обоснованный судебный акт.
При новом рассмотрении дела представители общества просили решение суда первой инстанции отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, с учетом их позиции и доводам, изложенным в дополнительных пояснениях (т. 2 л.д. 129 - 132), приобщенных к материалам дела.
Представитель третьего лица АО "Автоваз" в судебное заседание не явился, а в отзыве и письменных пояснениях с учетом постановления кассационной инстанции, поддержал доводы заявителя и просил решение суда отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления АО "Тевис", с учетом их позиции и доводам, изложенным в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 134 - 135) и дополнительных пояснениях (т. 2 л.д. 124), приобщенных к материалам дела.
Представитель администрации в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Определением суда от 04.03.2020 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, в связи с нахождением судьи в отпуске в составе суда произведена замена судьи Засыпкиной Т.С., на судью Филиппову Е.Г., а рассмотрение дела начато сначала.
Определением суда от 13.05.2020 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, в связи с нахождением судьи в отпуске в составе суда произведена замена судьи Корнилова А.Б., на судью Засыпкиной Т.С., а рассмотрение дела начато сначала.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 13.05.2020 г. до 11 час. 15 мин. 20.05.2020 г. Информация о перерыве в судебном заседании была объявлена публично на официальном сайте апелляционного суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, повторно проверив материалы дела, выслушав представителей общества и администрации, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежащим отмене, а апелляционная жалоба заявителя удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 04.04.2014 г. N 1081-п/1 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях городского округа Тольятти" АО "Тевис" определено гарантирующей организацией в пределах зоны деятельности - Автозаводский район г. Тольятти.
На основании Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. N 644, ПАО "Автоваз" (ныне - АО "Автоваз") направило в адрес ОАО "Тевис" (ныне - АО "Тевис") заявку N 10400/51 от 01.10.2018 г. на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта: "Здание АБК N 3 Коммерческая дирекция (инв. N 981000130000)", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Транспортная, 26.
Между указанными лицами заключен договор от 22.12.2017 г. N 1524/в-17Т о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения (в редакции дополнительного соглашения от 09.01.2019 г.).
Согласно условиям раздела I данного договора для создания технической возможности подключения объекта ОАО "Тевис" обязано выполнить мероприятия по строительству водопроводной сети от точек подключения до границы земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, в том числе мероприятие "Строительство водопроводной сети от проектируемого колодца ВК-110а на сущ. сети Ду 500 мм. до проектируемого колодца на границе земельного участка. Здание АБК N 3 Коммерческая дирекция ПАО "Автоваз", ул. Транспортная, 26а, 2 Ду 160 мм - 60 м.п.".
При этом необходимость выполнения данного мероприятия отражена в техническом задании на разработку инвестиционной программы ОАО "Тевис" по водоснабжению и водоотведению (п. 1.1.2.108), утвержденном постановлением администрации от 19.11.2018 г. N 3374-п/1.
В соответствии с Порядком предоставления услуги "Выдача разрешений на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута на территории городского округа Тольятти", утв. постановлением администрации от 29.11.2017 г. N 3884-п/1 заявитель направил в департамент градостроительной деятельности администрации городского округа Тольятти заявление о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (исх. N24/61 от 10.01.2019 г.), с приложением копий требуемых документов: схемы границ планируемого к размещению линейного сооружения с указанием координат характерных точек границ территории; схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории; копия технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 30.08.2017 г. N 9708; протокол о совместном использовании земельного участка N 2018-Т от 09.10.2018 г., подписанный между ПАО "Автоваз" и ОАО "Тевис", так как на основании разрешения на использование N 63-09-206-2017 третье лицо является правообладателем земельного участка, необходимого заявителю для строительства вышеуказанной сети водоснабжения.
При этом, в заявлении были даны пояснения относительно разрешения на строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РФ, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26-А.
Распоряжением от 18.01.2019 г. N 181 -р/ 5 "Об отказе открытому акционерному обществу "Тевис" в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута" администрация отказала АО "Тевис" в выдаче разрешения по основанию, предусмотренному п.п. "б" п. 58 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N 595 (далее - Порядок N 595) - в заявлении указан объект, не предусмотренный п. 5 настоящего Порядка.
АО "Тевис", полагая, что указанный отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка является неправомерным и необоснованным, поскольку п.п. 2 п. 5 Порядка N 595 предусматривает размещение водопроводов всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, то есть именно для такого объекта заявитель испрашивал разрешение, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 3 ст. 36.39 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 в развитие норм ст. 39.36 ЗК РФ утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии со ст. 3.1. Закона Самарской области от 12.07.2006 г. N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области", разрешение на использование не требуется: 3) при строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (далее - обеспечивающие объекты) от места присоединения к системам коммунальной и транспортной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов (комплекса объектов) капитального строительства в отношении следующих обеспечивающих объектов: а) линии электропередачи классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование; б) водопроводы и водоводы всех видов; в) линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения; г) подземные, наземные, надземные газопроводы низкого давления до 0,005 мегапаскаля, среднего - от 0,005 до 0,3 мегапаскаля, средства электрохимической защиты от коррозии указанных газопроводов, а также газорегуляторные пункты; д) тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия; е) съезды, примыкания к автомобильным дорогам протяженностью до 200 метров включительно, а также боковые проезды к земельному участку, на котором расположен основной объект капитального строительства, в том числе переходно-скоростные полосы (карманы), стоянки, парковки; ж) тротуары, пешеходные (велосипедные) дорожки; з) линии и сооружения связи; 4) при строительстве, реконструкции внутриквартальных распределительных сетей инженерно-технического обеспечения и других связанных с ними сооружений (элементов) в соответствии с утвержденными проектами планировки и (или) проектами межевания в отношении: а) линий электропередачи классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования; б) водопроводов и водоводов всех видов; в) линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения; г) подземных, наземных, надземных газопроводов низкого давления до 0,005 мегапаскаля, среднего - от 0,005 до 0,3 мегапаскаля, средств электрохимической защиты от коррозии указанных газопроводов, а также газорегуляторных пунктов; д) тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия; е) линий и сооружений связи; 5) при реконструкции линейных объектов и других связанных с ними сооружений или элементов (электроустановки, средства электрохимической защиты от коррозии газопроводов низкого давления до 0,005 мегапаскаля, среднего - от 0,005 до 0,3 мегапаскаля, газорегуляторные пункты, переходно-скоростные полосы (карманы), стоянки, парковки, тротуары, пешеходные (велосипедные) дорожки, сооружения связи) электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации (водоотведения), связи, автомобильных дорог местного значения, при которой не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно пояснениям третьего лица, в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между третьим лицом, ПАО Сбербанк и Правительством Самарской области от 30.06.2016 г., направленного на установление общих принципов сотрудничества в области социально-экономического развития региона и занятости населения Самарской области, третье лицо передало по договору аренды нежилого здания от 09.11.2017 г. (регистрация в АО "Автоваз" N 899007 от 11.07.2017 г.) ПАО Сбербанк нежилое здание: Административно-бытовой комплекс N 3, кадастровый номер: 63:09:0102155:939, расположенное по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Транспортная, 26а, принадлежащее третьему лицу на праве собственности, на основании решения АС Самарской области от 12.05.2004 г. по делу N А55-3236/2004-45 (рег. запись в ЕГРН от 24.11.2004 г. N 63-01/09-45/2004-42).
В процессе взаимодействия по созданию Центра корпоративных решений ПАО Сбербанк (далее - ЦРК) третьим лицом был произведен ремонт объекта.
Для обеспечения бесперебойного функционирования и приобретения дополнительных мощностей для ЦКР, водоснабжение объекта осуществляется опосредовано через существующие сети водоснабжения диаметром 160 мм, принадлежащие ОАО "ПМКФ "Лада-Маком" (ОГРН: 1026301978340), третьим лицом было получено от администрации г.о. Тольятти распоряжение от 10.11.2017 г. N 9572-р/5 "О выдаче ПАО "Автоваз" разрешения на использование земель, государственная собственность, на которых не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута N 63-09-206-2017" (далее - Разрешение N 63-09-206-2017) для строительства сети водоснабжения диаметром 160 мм от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры до объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26а, на срок до 01.08.2020 г.
Подключение объектов к сетям водоснабжения осуществляется на основании "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), согласно которым, подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется по заявке абонента в случае подключения, как строящегося или реконструируемого объекта, так и существующего и построенного, но не подключенного объекта.
Основанием для заключения договора холодного водоснабжения является заявка абонента на заключение такого договора (п. 8 Правил N 644).
В целях обеспечения непосредственного подключения объекта к централизованным сетям водоснабжения (минуя сети ОАО "ПМКФ "Лада-Маком"), третье лицо заключило с АО "Тевис" договор N 1524/в-17Т от 22.12.2017 г. (регистрация в АО "Автоваз" от 28.04.2018 г. N 908203) о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта (заявка N 10400/51 от 01.10.2018 г.).
Согласно условиям договора, для создания технической возможности подключения объекта, заявитель обязан выполнить мероприятия по строительству водопроводной сети от точек подключения до границы земельного участка, на котором располагается объект, в том числе мероприятие: "Строительство водопроводной сети от проектируемого колодца ВК - 110а на существующие сети Ду 500 мм до проектируемого колодца на границе земельного участка здание АБК N 3 Коммерческая дирекция ПАО "Автоваз", ул. Транспортная, 26а, 2 Ду 160 мм. - 60 м.п. ПАО "Автоваз".
При этом в ходе рассмотрения дела судом установлено и материалами дела подтверждается, что в заявлении общества о выдаче разрешения на использования земель или земельного участка содержится информация, что данный объект, к которому необходимо построить сеть водоснабжения и осуществить подключение - существующий, построен, и введен в эксплуатацию, собственником является третье лицо.
Таким образом, на объект капитального строительства, расположенный на земельном участке ул. Транспортная 26А, отсутствует действующее разрешение на строительство (реконструкции). Согласно выписке из ЕГРН здание АБК N 3 построено и находится в собственности третьего лица.
Также из материалов дела усматривается, что вышеуказанные сети водоснабжения (2Ду 160 мм.) построены ранее, и нанесены на планшеты (лавсаны) Ml:500 г.о. Тольятти.
При этом, судом указано в решении, что в постановлении Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N 595 "Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области" под понятием объект понимается объект, вид которого определен постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" с учетом положений ч. 1 ст. 3.1 Закона Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области".
Статьей 3.1. Закона Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" определены необходимые условия, при которых для объектов, указанных в Порядке не требуется получение разрешения на строительство, одно из них - наличие строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства.
Принимая во внимание, что у заявителя и третьего лица отсутствует действующее разрешение на строительство (реконструкцию) на объект капитального строительства расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26-А, наличие уже построенных сетей водоснабжения к данному объекту, а также отсутствие у заявителя разрешения на строительство новой водопроводной сети к указанному зданию, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителя.
Вместе с тем, судом при вынесении решения не учтены следующие обстоятельства.
В целях выполнения обязательств по договору N 1524/в-17Т от 22.12.2017 г. о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, заключенному с АО "Автоваз", заявитель обязался выполнить мероприятия по строительству водопроводной сети к объекту АО "Автоваз" от точек подключения до границы земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, в т.ч. мероприятие "Строительство водопроводной сети от проектируемого колодца ВК-110а на сущ. сети Ду 500 мм. до проектируемого колодца на границе земельного участка. Здание АБК N 3 Коммерческая дирекция ПАО "Автоваз", ул. Транспортная, 26а, 2 Ду 160 мм - 60 м.п.".
Руководствуясь ст. 39.36 ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300, ст. 3.1 Закона Самарской области от 12.07.2006 г. N 90-ГД, постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N 595, заявитель направил в департамент градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти заявление о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (исх. N24/61 от 10.01.2019 г.) с приложением всех предусмотренных законодательством документов.
В результате рассмотрения данного заявления администрация распоряжением от 18.01.2019 г. N 181-р/5 отказала заявителю в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, указав основание отказа - в заявлении указан объект, не предусмотренный п. 5 "Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утв. постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N595 (далее - Порядок).
Между тем, администрация указала в распоряжении основание, не соответствующее фактическим обстоятельствам дела, т.к. п.п. 2 п. 5 Порядка N 595 предусматривает размещение водопроводов всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
При этом, согласно п.п. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Таким образом, вспомогательный объект должен иметь самостоятельное хозяйственное назначение и предназначаться для обслуживания и эксплуатации основного объекта.
В рассматриваемом случае инженерные сети (в том числе и водопроводные сети) предназначенные для обеспечения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: ул. Транспортная, 26а, по всем признакам относятся к сооружениям вспомогательного назначения, к которым в силу прямого указания в законе (п.п. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ) разрешение на их строительство не требуется.
Таким образом, заявитель правомерно испрашивал разрешение на использование земельного участка именно для объекта, предусмотренного п.п. 2 п. 5 Порядка N 595 (сеть водоснабжения), для размещения которого, согласно п.п. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ, не требуется разрешение на строительство.
Ссылка суда в качестве обоснования правомерности оспариваемого ненормативного правового акта на наличие уже построенных сетей водоснабжения к данному объекту не может быть принята апелляционным судом во внимание по следующим основаниям.
Подключение объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства N 644 от 29.07.2013 г. (далее - Правила).
Согласно п. 86 Правил подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении).
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Правительством РФ.
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Таким образом, законодатель не ограничивает перечень подключаемых к централизованной системе холодного водоснабжения объектов только строящимися или реконструируемыми объектами. При этом, действующим законодательством не предусмотрен прямой запрет на подключение существующего и подключенного объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения.
Как следует из пояснений третьего лица, объект по адресу: г. Тольятти, ул. Транспортная, 26а, в отношении которого оно обратилось к заявителю с заявкой от 01.10.2018 г. N 10400/51 о подключении объекта к централизованной системе холодного водоснабжения, находится в собственности АО "Автоваз", что подтверждается регистрационной записью в ЕГРН от 24.11.2004 г. N 63-01/09-45/2004-42.
На основании договора аренды нежилого здания от 09.11.2017, заключенного в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между АО "Автоваз", ПАО СБЕРБАНК и Правительством Самарской области от 30.06.2016 г., данное здание было передано в аренду ПАО СБЕРБАНК.
При этом, для организации более функционального использования здания для целей ПАО "СБЕРБАНК", АО "Автоваз" осуществило его ремонт.
Согласно п.п. 4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Следовательно, руководствуясь данным нормативным актом и учитывая, что в результате осуществленного АО "Автоваз" ремонта не были затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, на данное изменение объекта не требовалось получение разрешения на строительство, а обратного администрацией не доказано.
Таким образом, положенный в обоснование решения суда довод относительно отсутствия действующего разрешения на строительство (реконструкцию) на вышеуказанный объект, является неосновательным.
Довод администрации относительно наличия построенных сетей к объекту, расположенному по адресу: г. Тольятти, ул. Транспортная, 26а, также является необоснованным.
В настоящее время водоснабжение данного объекта осуществляется через существующие сети водоснабжения, принадлежащие ОАО "ПМКФ "Лада-Маком".
Именно в целях обеспечения бесперебойного функционирования здания, а также в целях избежания конфликтных ситуаций при водоснабжении через сети ОАО "ПМКФ "Лада-Маком", АО "Автоваз" получило от администрации разрешение N 63-09-206-2017 на использование земельного участка для строительства своими силами водопроводной сети к вышеуказанному объекту (распоряжение от 10.11.2017 г. N 9572-р/5).
Впоследствии, в связи с изменившимися обстоятельствами и учитывая отсутствие в действующем законодательстве прямого запрета на подключение существующего и подключенного объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, АО "Автоваз" обратилось к заявителю с заявкой на подключение объекта посредством строительства новой водопроводной сети, но уже силами АО "Тевис".
Таким образом, в соответствии с заключенным на основании данной заявки договором N 1524/в-17Т от 22.12.2017 г., заявитель обязан выполнить мероприятия по строительству водопроводной сети от точек подключения до границы земельного участка, на котором располагается подключаемый объект.
При этом, не исполнение данной обязанности может быть расценено как нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, отказ администрации в выдаче разрешения на использование земельного участка для строительства водопроводной сети препятствует заявителю исполнить установленную действующим законодательством обязанность по строительству сети в целях подключения объекта к инженерным сетям общества, и, впоследствии, может повлечь неблагоприятные последствия для заявителя.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, судом апелляционной инстанции повторно истребованы от сторон документы и установлено следующее.
Как следует из сообщения АО "Автоваз", в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между АО "Автоваз", ПАО Сбербанк и Правительством Самарской области от 30.06.2016 г., направленного на установление общих принципов сотрудничества в области социально-экономического развития региона и занятости населения Самарской области, АО "Автоваз" передало по договору аренды нежилого здания от 09.11.2017 г. (регистрация в АО "Автоваз" N 899007 от 11.07.2017 г.) ПАО Сбербанк нежилое здание: Административно-бытовой комплекс N 3, кадастровый номер: 63:09:0102155:939, расположенное по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Транспортная, 26а (далее - объект), принадлежащее АО "Автоваз" на праве собственности, на основании решения АС Самарской области от 12.05.2004 г. по делу NА55-3236/2004-45 (регистрационная запись в ЕГРН от 24.11.2004 г. N 63 - 01/09-45/2004-42).
В процессе взаимодействия по созданию Центра корпоративных Решений ПАО Сбербанк (далее - ЦРК) АО "АВТОВАЗ" был произведен ремонт Объекта.
Для обеспечения бесперебойного функционирования и приобретения дополнительных мощностей для ЦКР, водоснабжение объекта осуществляется опосредовано через существующие сети водоснабжения диаметром 160 мм., принадлежащие ОАО "ПМКФ "Лада-Маком" (ОГРН: 1026301978340), АО "Автоваз" было получено от администрации г.о. Тольятти распоряжение от 10.11.2017 г. N 9572-р/5 "О выдаче ПАО "Автоваз" разрешения на использование земель, государственная собственность, на которых не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута N 63-09-206-2017" (далее - Разрешение N 63-09-206-2017) для строительства сети водоснабжения диаметром 160 мм. от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры до объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РФ, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26а, на срок до 01.08.2020 г.
Подключение объектов к сетям водоснабжения осуществляется на основании "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), согласно которым, подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется по заявке абонента в случае подключения, как строящегося или реконструируемого объекта, так и существующего и построенного, но не подключенного объекта.
Основанием для заключения договора холодного водоснабжения является заявка абонента на заключение такого договора (п. 8 Правил N 644).
В целях обеспечения непосредственного подключения объекта к централизованным сетям водоснабжения (минуя сети ОАО "ПМКФ "Лада-Маком"), АО "Автоваз" заключило с АО "Тевис" договор N 1524/в-17Т от 22.12.2017 г. (регистрация в АО "Автоваз" от 28.04.2018 г. N 908203) (далее - договор) о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта (заявка N 10400/51 от 01.10.2018 г.).
Согласно условиям договора, для создания технической возможности подключения объекта. АО "Тевис" обязано выполнить мероприятия по строительству водопроводной сети от точек подключения до границы земельного участка, на котором располагается объект, в том числе мероприятие: "Строительство водопроводной сети от проектируемого колодца ВК 110а на существующие сети Ду 500 мм. до проектируемого колодца на границе земельного участка Здание АБК N 3 Коммерческая дирекция ПАО "Автоваз", ул. Транспортная, 26а, 2 Ду 160 мм. - 60 м.п. ПАО "Автоваз"".
Письмом от 12.02.2019 г. N 24/1256 АО "Тевис" сообщило о полученном отказе администрации г.о. Тольятти в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута (распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти N 181 -р/5 от 18.01.2019 г.), по основанию, предусмотренному п.п. "б" п. 58 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение, которых может, осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N595 (далее - Порядок), а именно: в заявлении указан объект, не предусмотренный п. 5 Порядка.
При этом под понятие "объект" подпадают виды объектов, перечень которых определен постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" с учетом положений ч. 1 ст. 3.1 Закона Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" (п. 2 Порядка).
В п. 2 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300, значатся: "Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство".
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования АО "Тевис" подлежат удовлетворению.
Относительно того, что право использования земли в соответствии с разрешением N 63-09-206-2017, выданным АО "Автоваз", не может быть пеpeдано иным лицам, судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ виды объек размещение которых может осуществляться на землях или земельных участ находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципал: собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N 595 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п.п. 6 п. 55 вышеуказанного Порядка одновременно с заявлением о выдаче разрешения на использования земельного участка заявителем предоставляется копия соглашения (договора), заключенного заявителем с лицом, обладающим действующим разрешением в отношении использования той же земли или земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, о порядке использования такой земли или земельного участка сторонами данного соглашения (договора) (в случае более ранней выдачи разрешения другому заявителю в отношений той же земли или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной, собственности), заверенную заявителем.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность использования земельного участка иным лицом в случае более ранней выдачи разрешения другому заявителю на этот же земельный участок.
В соответствии со ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами.
Руководствуясь данными нормативными актами, АО "Тевис" и АО "Автоваз" составили Протокол о совместном использовании земельного участка от 09.10.2018 г. N 2018-Т, которым были зафиксированы договоренности сторон по использованию земельного участка в целях строительства водопроводной сети.
Таким образом, установленные законодательством требования были исполнены АО "Тевис" путем предоставления в администрацию г.о. Тольятти заявления о выдаче разрешения на использования земельного участка (исх. N 24/6 10.01.2019 г. (N16-вх/5.1 от 11.01.2019 г.) с приложением копии Протокола о совместном использовании земельного участка от 09.10.2018 г. N 2018-Т.
Кроме того, предусмотренная распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти 10.11.2017 г. N 9572-р/5 обязанность АО "Автоваз" не передавать право использования земли иным лицам не нарушена, т.к. данное право не было передано АО "Тевис", поскольку сторонами было достигнуто соглашение о совместном использовании земельного участка, что не противоречит действующему законодательству.
Относительно вывода суда о разночтении местоположения сооружения в заявлении и представленной к заявлению технической документации, судом установлено следующее.
Прохождение водопроводной сети по земельному участку, находящемуся в публичной собственности, обусловлено необходимостью строительства водопроводной сети в целях обеспечения подключения объекта АО "Автоваз" непосредственно в сети водоснабжения АО "Тевис", минуя транзитные сети ОАО "ПМКФ" Лада-Маком".
АО "Тевис" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута для строительства сети водоснабжения от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры АО "Тевис" до объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26-А на срок до 01.08.2020 г.
С учетом предусмотренной ч. 13 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведеиии" обязанности по строительству водопроводной сети до земельного участка заявителя, на котором расположен объект капитального строительства, у АО "Тевис" отсутствует обязанность по строительству водопроводной сети непосредственно в границах земельного участка, на котором располагается подключаемый объект АО "Автоваз", по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26-А.
Таким образом, у АО "Тевис" возникла необходимость в оформлении разрешительных документов лишь на земельный участок, находящийся за границами земельного участка АО "Автоваз", т.е. на землях, находящихся в ведении администрации г.о. Тольятти. При этом, указание в направленном в администрацию г.о. Тольятти заявлении о выдаче разрешения на использование земельного участка конечного объекта обусловлено лишь необходимостью последующей идентификации водопроводной сети, построенной для этого объекта.
Вместе с тем, суд обращает внимание, что никаких разночтений касательно местоположения планируемого к размещению линейного сооружения в заявлении и представленной к заявлению технической документации не имеется.
Прилагаемая к заявлению АО "Тевис" о выдаче разрешения на использование земельного участка N 24/61 от 10.01.2019 г. (вх. N 16-вх/5.1 от 11.01.2019 г.) схема границ планируемого к размещению линейного сооружения на кадастровом плане территории отображает координаты характерных точек границ территории, что позволяет администрации г.о. Тольятти определить местоположение проектируемой внеплощадочной сети. Данные координаты свидетельствуют, что земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, находится в публичной собственности, т.е. в ведении администрации г.о. Тольятти.
Относительно того, являются ли данные сети вспомогательными по отношению к объекту АО "Автоваз" и о возможности присоединения к данной сети иных объектов, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
По смыслу указанной нормы объектом вспомогательного назначения следует понимать сооружения, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Таким образом, вспомогательный обьект должен иметь самостоятельное хозяйственное назначение и предназначается для обслуживания и эксплуатации основного объекта, соответственно, внеплощадочная сеть не является объектом вспомогательного назначения.
На основании заявки АО "Автоваз" N 10400/51 от 01.10.2018 г. на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта: "Здание АБК N 3 Коммерческая дирекция (инв. N981000130000)", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Транспортная, 26А, между АО "Тевис" и АО "Автоваз" был заключен договор N 1524/в-17Т от 22.12.2017 Г.
Согласно договору АО "Тевис" обязано выполнить мероприятия по строительству водопроводной сети от точек подключения до границы земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, в т.ч. мероприятие "Строительство водопроводной сети от проектируемого колодца ВК-110а на сущ. сети Ду 500 мм. до проектируемого колодца на границе зем. участка. Здание АБК N 3 Коммерческая дирекция АО "Автоваз", ул. Транспортная, 26а, 2 Ду 160 мм. - 60 м.п.".
При этом, водопроводная сеть в рамках данного договора была рассчитана на нагрузку, требуемую для подключения только объекта АО "Автоваз" по адресу: г. Тольятти, ул. Транспортная, 26А. (п. 9 Приложении N 1 к договору) без учета возможности подключения иного объекта. Параметры трубопровода рассчитаны на соответствующую нагрузку только подключаемого объекта.
Заявок от иных заявителей в АО "Тевис" не поступало, иных договоров на подключение не заключалось, права иных лиц не нарушены.
Таким образом, осуществить подключение в данную сеть объектов иных лиц, кроме АО "Автоваз", технологически невозможно в связи с отсутствием технической возможности проектируемой водопроводной сети.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сети, для строительства которых заявитель испрашивает разрешение на использование земельного участка, предназначены для обеспечения иного объекта, нежели здания, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26А.
Статьей 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством РФ.
В свою очередь, Правительство РФ постановлением от 03.12.2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться па землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" установило Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), в том числе для следующих объектов: - водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешении на строительство.
Законом Самарской области от 12.07.2006 г. N 90-ГД "О градостроительной деятельноети на территории Самарской области" (далее - Закон N 90-ГД) помимо случаев, указанных в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, предусмотрены случаи при которых получение разрешения на строительство не требуется.
Так, согласно п.п. 3 п. 1 ст. 3.1 Закона N 90-ГД получение разрешения на строительство не требуется при строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (далее - обеспечивающие объекты) от места присоединения к системам коммунальной и транспортной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов (комплекса объектов) капитального строительства в отношении следующих обеспечивающих объектов: - водопроводы и водоводы всех видов.
Однако, правоприменительная практика по данному закону показала, что указанная формулировка ограничивает возможность ресурсоснабжающих организаций в Самарской области осуществлять строительство (реконструкцию) сетей ИТО в случае, если объект капитального или некапитального строительства уже существует. Это не позволяет ресурсоснабжающим организациям своевременно исполнять утверждённые инвестиционными программами мероприятия и предусмотренные заключёнными договорами о подключении (техническом присоединении) обязанности по строительству сетей ИТО.
В результате чего, 17.10.2019 г. на рабочем совещании комитета Самарской Губернской Думы пи строительству с участием ресурсоснабжающих организаций (АО "Тевис", ООО "АВК", ООО "ВоКС", СВГК, ЗАО "ЭСиС") принято решение о необходимости освобождения от указания реквизитов разрешения на строительство случаев строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения от места присоединения к системам коммунальной и транспортной инфраструктуры не только для строящихся (реконструируемых) объектов (комплекса объектов) капитального строительства, но и существующих объектов (не требующих получения разрешения строительство).
14.11.2019 г. на заседании общественной комиссии по градостроительству при комитете Самарской Губернской Думы по строительству рассмотрен проект закона Самарской области "О внесении изменений в ст. 3.1 Закона Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" (в части расширен перечня случаев, когда получение разрешения на строительство не требуется), который настоящее время проходит процедуру согласования в Правительстве Самарской области.
Согласно данному законопроекту получение разрешения на строительство не будет требоваться при строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (далее - обеспечивающие объекты) от места присоединения к системам коммунальной транспортной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) и существующих объектов (комплекса объектов) капитального строительства в отношении обеспечивающих объектов, в том числе водопроводы и водоводы всех видов.
Таким образом, законодателем признается возможность строительства в Самарской области водопроводной сети к существующим (построенным) объектам без получения разрешения на ее строительство.
Суд также обращает внимание на то, что п. 58 постановления Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N 595 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа выдаче разрешения, в который не входит такое основание отказа как подключение существующего объекта капитального строительства.
Относительно отсутствия в заявке о выдаче разрешения на использование земельного участка реквизитов разрешения на строительство объекта капитального строительства, судом установлено следующее.
Подключение объектов к сетям водоснабжения осуществляется на основании Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительств РФ от 29.07.2013 г. N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно п. 8 Правил N 644 основанием для заключения договора холодного водоснабжения является заявка абонента на заключение такого договора.
При этом, предусмотренные п. 16 и 17 Правил N 644 сведения, которые должны быть указаны в заявке, и прилагаемые к заявке документы не содержат сведений документов относительно действующего разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительство.
Истребование документов, обязательность предоставления которых не оговорена вышеуказанными правилами, прямо запрещено.
Таким образом, федеральным законодательством определён исчерпывающий перечень документов и сведений, при наличии которых допускается подключение (технологическое присоединение) к сетям ИТО в котором отсутствует информация относительно реквизитов выданного разрешения на строительство.
Между тем, согласно п. 55 Постановления 595 при направлении в уполномоченный орган заявления о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в нем также должны быть указаны реквизиты выданного заявителю разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае размещения обеспечивающих объектов согласно п. 3 ч. 1 ст. 3.1 Закона.
Однако, АО "Тевис", являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляютей строительство сетей ИТО согласно договору на подключение (технологически присоединения), не является застройщиком самого объекта капитального строительств расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Транспортная, 26А, к которому строится обеспечивающий объект. Следовательно, АО "Тевис" не располагает информацией относительно реквизитов разрешительных документов, выданных АО "Автоваз".
Кроме того, АО "Тевис" как ресурсоснабжающая организация не вправе истребовать такое разрешение на строительство объекта капитального строительства и отказывать в подключении существующих объектов (либо не требующих в соответствии с ГрК РФ получения разрешения на строительство) по причине отсутствия такого разрешения.
Из вышеизложенного следует, что отсутствие разрешения на строительство не может являться препятствием для подключения объекта капитального строительство к сетям инженерно-технического обеспечения, а в случае, если объект построен и существующий - наличие такого разрешения не требуется.
Следовательно, истребование такого разрешения администрацией г.о. Тольятти с ресурсоснабжающих организаций является не правомерным, противоречащим нормативно - правовым актам в области подключения (технологическое присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и градостроительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, в нарушение указанных норм, администрацией не представлено достаточных доказательств законности и обоснованности оспариваемого распоряжения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, приходит к выводу о том, что распоряжение администрации городского округа Тольятти N 181-р/5 от 18.01.2019 г., является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная ст. ст. 198 и 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным распоряжения администрации об отказе обществу в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, согласно ч. 4 ст. 201 АПК РФ полагает необходимым выдать акционерному обществу "Тевис" разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, для строительства сети водоснабжения от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры АО "Тевис" до объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26-А, на срок до 01 августа 2020 года.
На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, и принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Поскольку заявленные обществом требования удовлетворены, то расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в общей сумме 4 500 руб. подлежат взысканию с администрации в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2019 года по делу N А55-9190/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования акционерного общества "Тевис" удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Администрации городского округа Тольятти N 181-р/5 от 18 января 2019 года "Об отказе открытому акционерному обществу "Тевис" в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
Обязать Администрацию городского округа Тольятти выдать акционерному обществу "Тевис" разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, для строительства сети водоснабжения от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры АО "Тевис" до объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Транспортная, 26-А, на срок до 01 августа 2020 года.
Взыскать с Администрации городского округа Тольятти, город Тольятти Самарской области, в пользу акционерного общества "Тевис" (ОГРН 1026301976601, ИНН 6320000561), город Тольятти Самарской области, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9190/2019
Истец: ОАО "Тевис"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти
Третье лицо: АО "ТЕВИС", ПАО "АвтоВаз"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65303/20
27.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1686/20
21.01.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55982/19
04.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15324/19
29.08.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14980/19
24.07.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9190/19