Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2020 г. N Ф07-9293/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А56-57956/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Крутицкая НА - доверенность от 25/02/2020
от ответчика (должника): Жданова ОА - руководитель ликвидационной комиссии
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2474/2020) Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2019 по делу N А56-57956/2019, принятое
по заявлению Комитета по строительству
к АНО "Арена-2018"
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по строительству (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к автономной некоммерческой организации "Арена-2018" (далее - Организация) о взыскании субсидии в сумме 1 485 948 900 руб., процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2019 по 16.05.2019 в размере 6 625 703 руб. 66 коп., процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период с 17.05.2019 по момент фактического возврата субсидии.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2019 в удовлетворении иска отказано.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, не исследованы доказательства, имеющие значение для дела, не оценены все условия предоставления Субсидии, не принято во внимание, что согласно представленной ответчиком отчетности (письмо от 01.02.2019 N 136-А-02.СПб) остаток непогашенных авансовых платежей подрядными организациями составил 874 774,71 тыс.руб., не представлена отчетная документация о погашении авансовых платежей подрядными организациями ООО "Строительная компания "Мир", ОАО "Метрострой", ООО "МехТрест29".
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, ответчик доводы отклонил по основаниям, приведенным в отзыве и дополнении к нему.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в судебном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2018 N 95 "О предоставлении в 2018 году субсидии автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на финансовое обеспечение мероприятий по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации" (далее - Постановление N 95) между Комитетом по строительству и АНО "Арена-2018" заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Санкт-Петербурга, от 19.03.2018 (далее - Соглашение о предоставлении субсидии, Соглашение).
Выплата субсидии АНО "Арена-2018" в 2018 году осуществлена в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2018 N 95 и Соглашением от 19.03.2018 в полном объеме - 1 485 948,9 руб.
Согласно письму АНО "Арена-2018" N 136-А-02.СП6 от 01.02.2019 "О представлении отчетности по состоянию на 01.01.2019" представлен отчет об использовании АНО "Арена-2018" субсидии (далее - Отчет), согласно которому остаток непогашенных авансовых платежей подрядными организациями составляет 874 774,71 тыс. руб.
Комитет полагает, что АНО "Арена-2018" в нарушение условий Соглашения от 19.03.2018 не были своевременно представлены акты выполненных работ на сумму 874 774,71 руб., нарушены иные положения Соглашения.
По итогам проведенной проверки Комитетом по строительству был выявлен факт непредставления отчетных документов о погашении авансовых платежей подрядными организациями по договору от 08.02.2017 N 7-СПб-З-ВИ с ООО "Строительная компания "Мир" - 857 890 255,68 руб.; по договору от 30.01.2017 N 6-СПб-З-ВИ с ОАО "Метрострой" - 6 658 193,57 руб.; по договору от 03.05.2018 N СПБ/18/05/03 с ООО "МехТрест29" - 10 226 260,24 руб.
По итогам проведенной проверки и в соответствии с пунктом 9 приложения к Постановлению N 95 Комитетом по строительству в адрес получателя субсидии было направлено уведомление от 27.03.2019 N 01-50-1477/19-0-1.
Так как замечания не были АНО "Арена-2018" устранены, в адрес получателя субсидии направлено требование от 10.04.2019 N 01-54-1708/19-0-0 о возврате субсидии, которое в добровольном порядке ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения Комитета в суд с настоящим иском, в удовлетворении которого судом было отказано.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Действие (бездействие) получателя бюджетных средств, совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, признается бюджетным нарушением (статья 306.1 БК РФ).
Как следует из материалов дела, Субсидия предоставлена на финансовое обеспечение затрат, в рамках реализации на территории Санкт-Петербурга мероприятий для подготовки и проведению спортивных соревнований на стадионе в Санкт-Петербурге по адресу: Крестовский остов, Южная дорога, дом 25 и на территории, прилегающей к этому стадиону, в том числе по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования, в рамках реализации мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации.
В пункте 2 Соглашения содержатся условия предоставления Субсидии:
- использование Субсидии на цели, указанные в пункте 1 Соглашения в соответствии с перечнем затрат, утвержденным Главным распорядителем бюджетных средств в Распоряжении,
- достижение Получателем субсидии показателей результативности, документального подтверждения затрат в соответствии с перечнем документов, утвержденным Главным распорядителем бюджетных средств в Распоряжении,
- возврата Получателем субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в срок, определенный Соглашением, остатков Субсидии, не использованных в установленный в Соглашении срок,
- соблюдения получателем Субсидии иных условий, установленных Порядком предоставления Субсидии.
В силу пункта 5 Соглашения остаток Субсидии, не использованный до 31 декабря 2018 года, подлежит возврату в бюджет Санкт-Петербурга до 15 января 2019 года.
По мнению Комитета, АНО "Арена-2018" нарушены условия о сроках предоставления отчетности, предусмотренные Соглашением от 19.03.2018. По итогам проведенной проверки Комитетом был выявлен факт непредставления отчетных документов о погашении авансовых платежей подрядными организациями по договору от 08.02.2017 N 7-СПб-З-ВИ с ООО "Строительная компания "Мир" - 857 890 255,68 руб.; по договору от 30.01.2017 N 6-СПб-З-ВИ с ОАО "Метрострой" -6 658 193,57 руб.; по договору от 03.05.2018 N СПБ/18/05/03 с ООО "МехТрест29" -10 226 260,24 руб.
Между тем, как установлено судом, АНО "Арена-2018" предоставила полный комплект документов, имеющийся у нее, подтверждающий затраты. АНО освоена субсидия в полном объеме, денежные средства перечислены подрядным организациям, представлены все Акты по форме КС-2 и КС-3 на весь объем выполненных работ, платежные поручения о перечислении подрядным и иным организациям денежных средств, подтверждающие освоение всей суммы выделенной Субсидии на строительство спортивных объектов. Данное обстоятельство Комитетом не оспаривается. Вопреки доводам Комитета, на все замечания ответчиком предоставлялись пояснения и документы.
Выявленные Комитетом и отраженные в Реестре отчетных документов в составе отчетности по Соглашению от 19.03.2018 нарушения, как то отсутствие в графе КС-2 "Номер единичной расценки" номера заключенного договора с указанием пересчета за июль 2016 к стоимости экспертизы; непредставления заверенных копий договора, а также иных документов, подтверждающих взаимоотношения подрядчика с субподрядчиками; несоответствие затрат утвержденной проектно-сметной документации (столы неправомерно отнесены к оборудованию, а не к материалам), не могут быть признаны состоятельными, так как не свидетельствуют о нарушении условий Соглашения и Порядка предоставления субсидии, так как свидетельствуют лишь о некоторых неточностях и недочетах при оформлении документов.
Также в Реестре отражено, что в КС-3 N 32 и 34 от 25.12.2018 (а также иных КС) не учтены возвратные материалы.
Как пояснил представитель Комитета, в связи с демонтажем объектов, которые, по его мнению, после демонтажа должны были быть реализованы, на сумму реализации демонтированных объектов следовало уменьшить затраты и отразить в КС.
Вместе с тем, Комитет не ссылается на условия Соглашения и Порядка предоставления субсидии, устанавливающих обязанность ответчика проконтролировать реализацию демонтированных объектов с целью уменьшения суммы затрат на вновь построенный объект с отражением указанной суммы в актах (КС).
Комитет также указывает на необоснованные расходы по арендной плате на основании договора от 26.02.2018 N ЗАР/2018 и об отсутствии необходимости использования арендованных площадей "Сибур Арена" в полном объеме.
Вместе с тем, как пояснил представитель ответчика и не опровергнуто Комитетом, действительно, необходимости арендовать все помещения для производства работ не имелось, однако, таковы были условия арендодателя, который не соглашался заключить договор на иных условиях.
Комитетом не оспаривается, что договор аренды был подписан и исполнен, в связи с чем оснований для признания данных расходов нецелевыми не имеется.
Действительно, частично денежные средства были перечислены порядным организациям и отчетные документы представлены поле завершения 2018 года, вместе с тем, освоение денежных средств и оформление подтверждающих документов носило длительный характер, все денежные средства были перечислены подрядным организациям, осуществляющим строительство объектов, то есть затраты носили целевой характер, иное Комитетом в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 проведен успешно, международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA 2018) письмом от 14.08.2018 б/н сообщила АНО "Оргокомитет-2018" о соответствии временной инфраструктуры требованиям FIFA, определенным в "Руководстве по нормативным требованиям к стадионам", данный факт не оспаривается Комитетом.
Таким образом, цели бюджетного финансирования были достигнуты.
Апелляционная коллегия также обращает внимание на то обстоятельство, что обращаясь в суд с рассматриваемым иском, Комитет не обосновал свои требования также по размеры, учитывая, что претензии предъявлены к оформлению части документов и в отношении определенного вида работ, услуг, однако к возврату в бюджет заявлен весь объем выделенной Субсидии, несмотря на отсутствие замечаний к ряду работ и документов.
При таких обстоятельствах следует признать правильным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, как не обоснованных ни по праву, ни по размеру, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2019 года по делу N А56-57956/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по строительству - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
П Председательствующий
Л.В. Зотеева
С Судьи
Н.И. Протас
Е.А. Сомова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57956/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
Ответчик: АНО "Арена-2018"