г. Саратов |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А12-295/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Антоновой О.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болаткалиевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Солонского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2020 года по делу N А12-295/2020
по исковому заявлению администрации Солонского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН: 1053457065100, ИНН: 3417004973)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074), межмуниципальному отделу по городу Урюпинску, Урюпинскому и Нехаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
о признании права собственности на недвижимое имущество,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Солонского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация, истец) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра, ответчик), межмуниципальному отделу по городу Урюпинску, Урюпинскому и Нехаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - межмуниципальный отдел Росреестра, ответчик) с исковым заявлением о признании права собственности на сооружение - автомобильную дорогу общего назначения шириной 6 м, протяженностью 0,23 км, с кадастровым номером 34:17:110001:1016, тип покрытия - асфальт, расположенную по адресу: Волгоградская область, Нехаевский район, с. Солонка, ул. Первомайская, назначение - транспортное, год ввода в эксплуатацию 1975.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.02.2020 года по делу N А12-295/2020 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области отменить как незаконное и необоснованное, указывает, что спорная автодорога является собственностью Солонского сельского поселения в силу закона, а потому имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Ответчики письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
От Управления Росреестра по Волгоградской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалам дела, постановлением администрации Солонского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 27.08.2018 N 33 утвержден перечень (реестр) автомобильных дорог местного значения Солонского сельского поселения, находящихся на балансе администрации Солонского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 10 Приложения к Постановлению в Перечень (реестр) муниципального имущества входит внутрипоселковая автодорога по ул. Первомайской в с. Солонка шириной 6 м, протяженностью - 0,23 км, тип покрытия - асфальт.
27.06.2019 администрация обратилась в межмуниципальный Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на сооружение - автомобильную дорогу общего назначения шириной 6 м, протяженностью - 0,23 км, тип покрытия - асфальт, расположенную по адресу: Волгоградская область, р-н Нехаевский, с. Солонка, ул. Первомайская, назначение: транспортное, год ввода в эксплуатацию по завершению строительства - 1975, кадастровый номер:34:17:110001:1016.
Согласно проведенной правовой экспертизе документов, представленных с заявлением, государственным регистратором выявлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации права собственности.
А именно, в представленном заявлении не указан документ-основание возникновения права муниципального образования Солонское сельское поселение Нехаевского муниципального района Волгоградской области на заявленный объект недвижимого имущества; в представленном пакете документов, отсутствовал документ, являющийся основанием для осуществления государственной регистрации права собственности на сооружение.
08.07.2019 истцу выдано уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД - 001/2019- 7805310/1 в связи отсутствием в Перечне прилагаемых к заявлению документов документа - основания возникновения права муниципального образования Солонское сельское поселение Нехаевского муниципального района Волгоградской области на заявленный объект недвижимого имущества, а 10.10.2019 выдано уведомление об отказе в государственной регистрации прав N КУВД-001/2019-7805310/3 на основании части 2 статьи 14 Закона о регистрации.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Из пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) следует, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 данного Закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
На основании пунктов 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Иск о признании права собственности - это внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
В качестве ответчика выступает лицо как заявляющее о своих правах на вещь, так и не заявляющее о таких правах, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, при избрании способа защиты заинтересованное лицо должно учитывать, что применение мер защиты осуществляется против лиц, нарушивших права истца.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Росреестра от 23.01.2017 N П/0027 Управление является юридическим лицом, осуществляющим функции в том числе, в сфере государственной регистрации прав и осуществлению государственного кадастрового учета. Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований.
Межмуниципальный отдел по городу Урюпинску, Урюпинскому и Нехаевскому районам Управления является территориальным отделом Управления, осуществляющим полномочия на территории Нехаевского и Урюпинского районов Волгоградской области.
Отдел не является юридическим лицом и не обладает процессуальной правоспособностью.
Управление выступает в качестве истца, ответчика, третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что право собственности истца ответчиками не оспаривается, претензий на указанное имущество не заявлялось и не заявляется, спор о праве в отношении указанного в исковом заявлении имущества между сторонами отсутствует. Доказательств нарушения прав истца ответчиками не представлено. Кроме того, межмуниципальный отдел Росреестра не является юридическим лицом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и установленных обстоятельствах.
В апелляционной жалобе истец указывает, что единственным способом защиты его права является признание за ним права собственности в судебном порядке.
Между тем, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения ответчиком прав и законных интересов истца.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
Ответчик - это сторона спора, имеющая материально-правовой интерес в его исходе, предположительно является нарушителем прав истца. Для того, чтобы выступить в качестве ответчика, лицо должно быть признано надлежащим.
Деятельность Росреестра как органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как усматривается из материалов дела, между истцами и Управлением Росреестра отсутствуют какие-либо материально-правовые отношения по поводу спорного имущества. Заявленный ответчик не имеет и не может иметь материальную заинтересованность в исходе дела, к спорным объектам недвижимости.
Учитывая изложенное, Управление Росреестра в рассматриваемом споре не может выступать в качестве ответчика, в связи с чем требования к нему не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона, в связи с чем не могут свидетельствовать о незаконности состоявшегося решения суда.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом судом первой инстанции учтено, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2020 года по делу N А12-295/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-295/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СОЛОНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НЕХАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО ГОРОДУ УРЮПИНСКУ, УРЮПИНСКОМУ И НЕХАЕВСКОМУ РАЙОНАМ)