Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2020 г. N Ф07-8919/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А05-12701/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 марта 2020 года по делу N А05-12701/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" (до изменения наименования - общество с ограниченной ответственностью "РВК-центр") (ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 52, помещение 11, офис 1122; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - управление) об отмене постановления от 20.08.2019 N 794/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что судом первой инстанции не исследованы доказательства, представленные управлением на предмет их относимости и допустимости. Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что в случае установления вины общества административное правонарушение следует квалифицировать по статье 14.7 КоАП РФ, является несостоятельным.
Общество отзыве на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, в целях рассмотрения поступившего из прокуратуры города Архангельска обращения гражданина, проживающего в квартире N 286 многоквартирного дома N 112 по улице Воскресенской в городе Архангельске, государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее - инспекция) на основании распоряжения от 20.02.2019 N ОК-06/01-15/594 провела в отношении общества внеплановую документарную проверку соблюдения требований законодательства к порядку определения размера платы за водоснабжение и водоотведение.
По результатам проверки составлен акт от 20.03.2019 N ОК-06/07-01/133.
В ходе проверки инспекцией установлено, что исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению для потребителей, проживающих в указанном многоквартирном доме, является общество.
Квартира N 286 в указанном многоквартирном доме оборудована индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения. В связи с этим расчет платы за водоснабжение и водоотведение должен быть произведен исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Как установила инспекция, в январе 2019 года общество произвело начисление платы за услуги по водоснабжению и водоотведению по квартире N 286 названного дома, определив объем холодного водоснабжения исходя из норматива потребления коммунальной услуги с повышающим коэффициентом, а объем компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - исходя из фактического объема, определенного по показаниям индивидуального прибора учёта горячего водоснабжения.
Инспекция в акте от 20.03.2019 N ОК-06/07-01/133 указала, что данный метод расчета противоречит требованиям действующего законодательства.
Материалы проверки инспекция направила в управление с сопроводительным письмом от 15.05.2019 N 01-34/3580 для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Управление определением о вызове от 14.06.2019 N 29-00-04/04-6101-2019 известило общество о необходимости явки законного представителя 05.07.2019 к 15 час 00 мин для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Копия определения направлена обществу заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно копии уведомления о вручении заказное письмо получено обществом 21.06.2019.
В назначенное время главный специалист-эксперт управления Макина И.А. составила в отношении общества протокол от 05.07.2019 N 794/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Как указано в протоколе, общество при наличии сведений об объеме потребленной воды согласно показаниям индивидуальных приборов учета неправомерно исчислило плату за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение за январь 2019 года исходя из нормативов потребления холодной воды и ее стоков, применив при этом повышающий коэффициент при исчислении платы за холодное водоснабжение, и предъявило такую плату в платежном документе за январь 2019 года и тем самым допустило иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Протокол направлен обществу 09.07.2019 и получен им 15.07.2019.
Определением от 16.07.2019 N 794/2019 управление назначило рассмотрение дела об административном правонарушении на 20.08.2019 в 11 час 15 мин в помещении управления. Копия определения направлена обществу по его юридическому адресу 16.07.2019 заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно копии почтового конверта заказное письмо обществу не вручено, возвращено организацией почтовой связи по истечении срока хранения корреспонденции.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и других материалов дела об административном правонарушении должностным лицом управления принято постановление от 20.08.2019 N 794/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу об отсутствии состава вмененного обществу правонарушения.
Апелляционная инстанция не может согласиться с таким выводом суда ввиду следующего.
Часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42 данных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Из материалов дела следует, что рассматриваемая квартира оборудована индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды.
Следовательно, объем коммунального ресурса для расчета размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, предоставленные потребителю в названном жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, должен определяться исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период.
Вопреки этим требованиям, общество неправомерно произвело начисление потребителю платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение с 20.12.2019 по 31.12.2019 исходя из нормативов потребления, применив при этом повышающий коэффициент при исчислении платы за холодное водоснабжение, а также неправомерно исчислило плату за холодное водоснабжение и водоотведение за январь 2019 года исходя из нормативов потребления холодной воды и ее стоков, применив при этом повышающий коэффициент при исчислении платы за холодное водоснабжение и предъявило такую плату в платежном документе за январь 2019 года.
В связи с этим управление заключило, что обществом совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
С выводом суда о том, что вмененное заявителю нарушение не является нарушением установленного порядка ценообразования не является, согласиться нельзя.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий, перечисленных в указанной статье, в том числе и в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно и в ином нарушении установленного порядка ценообразования.
Субъектом правонарушения является лицо, обязанное соблюдать установленный порядок ценообразования.
В рассматриваемом случае при начислении обществом платы за коммунальную услугу в нарушение установленного Правилами N 354 порядка применен расчет платы, не основанный на нормах действующего законодательства в отношении с гражданами-потребителями коммунальных услуг, что свидетельствует об ином нарушении установленного порядка ценообразования. Расчет цены на коммунальные услуги также относится к процессу ценообразования. В данном случае общество нарушило установленный порядок ценообразования, рассчитав плату за водоснабжение и водоотведение исходя из норматива потребления коммунальной услуги, а не из показаний приборов учета в соответствии с Правилами N 354.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено нарушение порядка расчеты платы за коммунальные ресурсы, что является самостоятельным видом нарушения порядка ценообразования, не связанным с завышением или занижением тарифов на коммунальные услуги.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2017 N 309-АД17-8658, постановлениях Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 по делу N А05-5223/2018, от 08.07.2019 по делу N А05-3929/2018.
Ссылка общества и суда первой инстанции на судебную практику подлежит отклонению, поскольку по соответствующим спорам установлены обстоятельства, не аналогичные обстоятельствам настоящего дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 этого же постановления при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет (статья 2.2 КоАП РФ).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение вмененного ему административного правонарушения, в материалы дела не предъявлено.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего валютного законодательства, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенных управление пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, управлением не допущено.
Наличие оснований для проведения в рассматриваемом случае проверки в отношении общества следует из фактических обстоятельств дела и положений пункта 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Оценив все обстоятельства в совокупности, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено.
Также суд учитывает, что наказание назначено обществу в размере ниже минимальной суммы штрафа, предусмотренной положениями КоАП РФ. Оснований для его дополнительного снижения не имеется.
Ввиду изложенного требования общества не подлежали удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, а апелляционная жалоба управления - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 марта 2020 года по делу N А05-12701/2019 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области от 20.08.2019 N 794/2019 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12701/2019
Истец: ООО "РВК-центр"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8919/20
26.05.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2782/20
06.03.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12701/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12701/19