Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2020 г. N Ф06-64927/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А57-9432/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области представитель Макаров А.А. по доверенности от 09 января 2020 года N 01-12/6,
- от публичного акционерного общества "Т Плюс" представитель Федина В.И., по доверенности от 12 февраля 2020 года,
- иные лица не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2020 года по делу N А57-9432/2019,
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946; ОГРН 1056315070350), Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия,
к Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439034991; ОГРН 1026401410067),г. Балаково,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1096439000943 ИНН 6439071023), город Балаково); Комитет по финансам администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401410078 ИНН 6439028959, адрес: 413864, Саратовская область, город Балаково, улица Трнавская, 12), Общество с ограниченной ответственностью "Промстандарт 2000" (ИНН 6439075797, 413865, Саратовская обл., г.Балаково, ул. Свердлова, д.23), Общество с ограниченной ответственностью "Чайка" (ИНН 6439088700, 413853, Саратовская обл., г.Балаково, ул. Красноармейская, д.32),
об обязании разработать и согласовать проект реконструкции группового бойлера,
провести реконструкцию группового бойлера, разработать и согласовать проект
реконструкции внутриквартальных тепловых сетей ГВС, провести реконструкцию
внутриквартальных тепловых сетей ГВС,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" ( далее- ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее- Администрация,)об обязании разработать и согласовать проект реконструкциигруппового бойлера, провести реконструкцию группового бойлера, разработать и согласовать проект реконструкции внутриквартальных тепловых сетей ГВС, провести реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей ГВС.
Истец заявил об уточнении исковых требований, в которых просил суд обязать муниципальное образование город Балаково в лице Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Балаково, ул. Факел Социализма, д.1А бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, произвести следующие действия:
- в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать проект реконструкции внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от группового бойлера, расположенного в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу г.Балаково, ул. Факел Социализма, д.1 до ввода в многоквартирный жилой дом N 1А по ул. Факел Социализма; группового бойлера, расположенного в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу г. Балаково, ул. Факел Социализма, д.1 в соответствии с техническими условиями ресурсоснабжающей организации и нормативными документами, выполнить следующие работы: установить повысительно-циркуляционные насосы в бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома; заменить горизонтальные водо-водяные теплообменники; установить в бойлерной контрольно-измерительные приборы и автоматику (в том числе узел учета тепловой энергии и теплоносителя на нужды ГВС); восстановить циркуляционные трубопроводы системы горячего водоснабжения в бойлерной между бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу г. Балаково, ул. Факел Социализма, д.1 до ввода в многоквартирный жилой дом N 1А по ул. Факел Социализма в г. Балаково.
- в соответствии с согласованным проектом в течение 9 (девяти) месяцев после согласования проекта провести реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения и группового бойлера, расположенного в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу г.Балаково, ул. Факел Социализма, д.1 с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения с циркуляцией от группового бойлера до жилого дома N 1А по ул. Факел Социализма в г. Балаково, а именно: установить повысительно-циркуляционные насосы в бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома; заменить горизонтальные водо-водяные теплообменники; установить в бойлерной контрольно-измерительные приборы и автоматику (в том числе узел учета тепловой энергии и теплоносителя на нужды ГВС); восстановить циркуляционные трубопроводы системы горячего водоснабжения в бойлерной между бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу г. Балаково, ул. Факел Социализма, д.1, до ввода в многоквартирный жилой дом N 1А по ул. Факел Социализма в г. Балаково.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований приняты к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2020 года по делу N А57-9432/2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу ПАО "Т Плюс" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб., расходы по проведению судебной экспертизы в размере 30000 руб. ПАО "Т Плюс" из федерального бюджета возвращена излишне оплаченная государственная пошлина в размере 21280 руб.
В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась администрация Балаковского муниципального района Саратовской области с апелляционной жалобой на решение суда, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела: положения пункта 2.2.4 договора не свидетельствуют о безусловной обязанности органа местного самоуправления в рамках спорного договора профинансировать выполнение работ в период нахождения данного имущества в пользовании истца, что свидетельствует о ничтожности данного пункта.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца просил в судебном заседании решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Советом депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области 29.11.2005 принято решение N 544 о передаче в безвозмездное пользование и техническое обслуживание ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (переименовано в ПАО "Т Плюс") распределительных и внутриквартальных сетей и центральных тепловых пунктов в г. Балаково.
15 декабря 2005 года между Балаковским муниципальным образованием в лице Комитета по управлению имуществом Балаковского муниципального образования (ссудодатель) и открытым акционерным обществом "Волжская ТГК" (ссудополучатель, ПАО "Т Плюс") заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 043-2005/С (далее - договор).
По условиям заключенного договора ссудодатель передал, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП в г. Балаково Саратовской области) согласно Приложению к договору. Имущество передано по актам приема-передачи согласно Перечню (Приложению) к Договору (пункты 1.1., 1.2. договора).
Согласно актам приема-передачи от 11 апреля 2006 года N 2406/389, N2406/390 и N2406/391 в эксплуатацию Ссудополучателю передано 74 центральных тепловых пункта (ЦТП), оборудование в ЦТП в количестве 512 наименований, теплотрассы горячего водоснабжения и отопления в количестве 1580 наименований.
Переданное ссудодателем имущество используется ссудополучателем для обеспечения надежного теплоснабжения в г. Балаково, недопущения перебоев в теплоснабжении потребителей, контроля за теплопотреблением и оперативно-диспетчерского управления (п.1.3. договора).
Разделом 2 договора определены права и обязанности сторон в отношении принятого ссудополучателем имущества.
Пунктом 2.2. договора предусмотрены обязанности ссудополучателя поддерживать переданное имущество в исправном состоянии, за свой счет производить его текущий и капитальный ремонт, нести расходы по его содержанию, получать лицензии и разрешения, если это требуется для осуществления деятельности, вести необходимую техническую и эксплуатационную документацию. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу энергии по внутриквартальным тепловым сетям, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов (п. 2.2.3. договора).
Работы по реконструкции, модернизации и техперевооружению финансируются за счет источников, указанных ссудополучателем дополнительно и проводятся в рамках плана модернизации, реконструкции и техперевооружения, который разрабатывается Ссудополучателем по условиям пункта 2.2.4. Договора.
На основании пункта 2.3.1. договора ссудополучатель вправе заключать договоры подряда, договоры оказания услуг, иные договоры с третьими лицами по своему выбору для целей эксплуатации, технического обслуживания и ремонта Имущества, за которое он несет ответственность перед Ссудодателем.
ПАО "Т Плюс" на правах ссудополучателя до настоящего времени обслуживает муниципальное имущество, принятое согласно актам приема-передачи от собственника - муниципального образования Балаковский муниципальный район.
Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом касается отношений по эксплуатации того имущества, которое передано в соответствии с актами приема-передачи, следовательно, в части участков трубопровода, которые отсутствуют и по какой-либо причине не передавались в эксплуатацию обществу обязанности возникают у собственника. По условиям договора безвозмездного пользования эксплуатирующая организация несет ответственность в части работ по капитальному и текущему ремонту только тех участков трубопровода и оборудования ЦТП, которые переданы согласно Приложению к нему.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что положения пункта 2.2.4 договора не свидетельствуют о безусловной обязанности органа местного самоуправления в рамках спорного договора профинансировать выполнение работ в период нахождения данного имущества в пользовании истца, апелляционный суд отклоняет, поскольку передача спорного имущества в безвозмездное пользование ПАО "Т Плюс" не свидетельствует о возникновении у пользователя спорного имущества обязанностей по модернизации, реконструкции и техническом перевооружении указанного имущества.
Апелляционным судом установлено, что пунктом 2.2.4 Договора стороны согласовали, что Ссудополучатель ежегодно обязан разрабатывать план модернизации, реконструкции и техперевооружения имущества, который содержит перечень, объем и стоимость выполнения работ и предоставлять Ссудодателю. Работы по модернизации, реконструкции и техперевооружению финансируются за счет источников, указанных Ссудодателем дополнительно.
В рамках исполнения пункта 2.2.4 Договора ПАО "Т Плюс" ежегодно предоставляет в Администрацию Балаковского муниципального района сведения об объектах теплосетевого хозяйства требующих реконструкции, переданных по договору безвозмездного пользования N 043-2005/с от 15.12.2005.
Так, с 2015 года по 2018 год между ПАО "Т Плюс" и Главой администрации Балаковского муниципального района Саратовской области согласовывалась "Инвестиционная программа Теплосетевой компании по г. Балаково", "Инвестиционная программа Саратовского филиала "ВолжскаяТГК" по г. Балаково" с указанием точного перечня работ и сметной стоимости.
Аналогичная программа представлена в адрес Администрации Балаковского района в 2020 году с указанием плана работ по модернизации, реконструкции и техперевооружения имущества на 2019-2043 г.г. с предложением проработать вопрос о заключении концессионного соглашения ввиду отсутствия у муниципалитета ресурса для выполнения необходимых мероприятий (Исх.N 51200-180525 от 11.02.2020).
Данная инвестиционная программа применима к взаимоотношениям между ресурсоснабжающей организацией и муниципальным образованием г. Балаково, в случае перехода на иную договорную конструкцию-концессионное соглашение, которое в настоящее время не заключено.
На необходимость проведения реконструкции теплосетевого имущества с целью улучшения качества горячего водоснабжения, в том числе в спорном доме, неоднократно указывалось в обращениях ПАО "T Плюс", адресованных главе администрации Балаковского муниципального района: от 09.03.2016 за N 512017-0190; от 13.10.2017 за N 51207-00-1237; от 15.06.2018 за N 51207-18-0581, от 12.09.2018 за N 51200-00-3175, от 30.10.2018 за N 51200-24-10177, от 22.11.2018 за N 51200-23-4015, от 25.12.2018 за N 51200- 24-12424. Однако данные обращения администрацией района оставлены без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства были предметом исследования в суде первой инстанции, вся переписка между сторонами имеется в материалах дела, за исключением инвестиционной программы на 2020-2043 год.
С учетом изложенного, ПАО "Т Плюс" надлежащим образом исполняет обязательства, как Ссудополучатель по договору безвозмездного пользования N 043-2005/с от 15.12.2005, своевременно предоставляет Ссудодателю информацию относительно технического состояния объектов теплоснабжения и разработанные в связи с этим планы модернизации, реконструкции и техперервооружения имущества, с примерным перечнем и стоимостью работ.
С учетом изложенного, ссылка Администрации на неисполнение ПАО "Т Плюс" п. 2.2.4 Договора несостоятельна, поскольку в вышеуказанных письмах ресурсоснабжающая организация неоднократно указывала о планах модернизации и реконструкции муниципального имущества с точным указанием адресов и объема работ.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.12.2005 N 043-2005/С, заключенным между Комитетом по управлению имуществом Балаковского муниципального образования (в соответствии с договором о замене стороны в обязательстве от 13.11.2009 - администрация муниципального образования город Балаково) и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания (в настоящее время ПАО "Т Плюс"), вышеуказанные трубопроводы были переданы в безвозмездное пользование ресурсоснабжающей организации.
В настоящее время собственником вышеуказанных сетей является муниципальное образование город Балаково.
Судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о том, что возложение обязанности по реконструкции оборудования ЦТП и сетей горячего водоснабжения только на собственника данных сетей приводит к фактическому уходу ресурсоснабжающей организации от собственных, установленных законом, обязанностей по обеспечению абонентов горячей водой надлежащего качества, руководствуясь следующим.
Материалы дела свидетельствуют, что полномочия собственника муниципального имущества муниципального образования город Балаково, в связи с ликвидацией администрации муниципального образования город Балаково в соответствии с Решением Собрания Балаковского муниципального района от 21 декабря 2016 года N 3/5-67 "Об утверждении Положения о "Об утверждении Положения о комитете по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области администрации Балаковского муниципального района Саратовской области" осуществляет Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В части доводов апеллянта о том, что выполнение работ должно обеспечиваться ссудополучателем надлежащим образом в рамках принятых на себя обязательств по договору за счет тарифа, установленного ПАО "Т плюс", суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N20.
Пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кроме того, 30 марта 1999 года был принят Федеральный Закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбулы которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09 зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 05 мая 2009 года под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22 мая 2009 года N 92.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09.
Таким образом, из приведенных норм права, а также норм, примененных судом, следует право "потребителя" на получение услуги "горячее водоснабжение" надлежащего качества.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом была назначена судебная теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Федерация Экспертов Саратовской Области".
В экспертном заключении от 12 июля 2019 года N 189 сделаны следующие выводы.
Существующая схема горячего водоснабжения от группового бойлера, расположенного в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: Саратовская область, город Балаково, ул. Факел Социализма, д. 1 до ввода в многоквартирный жилой дом 1 А по ул. Факел Социализма, г. Балаково, Саратовской области не соответствует требованиям строительных норм и правил, обеспечивающим бесперебойную подачи жителям указанного дома услуги горячего водоснабжения соответствующей температуры, требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения.
Параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного жилого дома N 1А по ул. Факел Социализма, г.Балаково, Саратовской области не соответствуют требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496- 09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Несоответствие температуры горячей воды нормативно-технической документации, указанной ранее, обусловлено несколькими основными причинами:
1) недостатками существующей тупиковой схемы внутри квартальных и внутридомовых сетей горячего водоснабжения, при которых происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствия водоразбора. Данная система наиболее рациональна и целесообразна только в местах непрерывного разбора горячей воды (бани, прачечные), либо подачи горячей воды по временному графику;
2) горизонтальные водо-водяные теплообменники, установленные в ЦТП не рассчитаны на подачу горячей воды с температурой не ниже 60 градусов в местах водоразбора.
Для обеспечения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Балаково, ул. Факел Социализма, 1 А бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими нормативным требованиям необходимо:
- установить повысительно-циркуляционные насосы в бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: Саратовская область, город Балаково, ул. Факел Социализма, д. 1;
- выполнить замену горизонтальных водоводяных теплообменников;
- установить в бойлерной контрольно-измерительные приборы и автоматику (в том числе узел учета тепловой энергии и теплоносителя на нужды ГВС);
- восстановить циркуляционные трубопроводы системы горячего водоснабжения в бойлерной, между бойлерной и Жилым домом, а также в самом Жилом
доме;
- установить в Жилом доме узел учета тепловой энергии и теплоносителя на нужды ГВС.
До выполнения вышеуказанных работ необходимо разработать и согласовать проектно- сметную документацию на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ЦТП до жилого дома, на реконструкцию ЦТП, а также на восстановление циркуляционного трубопровода в жилом доме.
Реконструкцию циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения, расположенного между ЦТП и жилым домом, а также в самом жилом доме, реконструкцию ЦТП, следует производить в соответствии с техническими условиями ресурсоснабжающей организации, нормативными документами, разработанной и согласованной проектной документацией.
Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения в жилом доме, от ЦТП до жилого дома, а также самого ЦТП могут быть определены только после составления проектно- сметной документации.
Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений принятых в проекте.
Судом выводы эксперта оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положены в основу судебного акта. Выводы судебной экспертизы апеллянтом не оспорены.
Как видно из материалов дела и пояснений ПАО "Т Плюс" (ранее - ОАО "Волжская ТГК"), общество обслуживает внутриквартальные тепловые сети, центральные тепловые пункты и групповые бойлера в г. Балаково Саратовской области (в том числе спорную теплотрассу) на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.12.2005 N 043-2005/С. Собственником вышеуказанных тепловых сетей и тепловых энергоустановок является муниципальное образование города Балаково. Из данного договора от 15.12.2005 N 043-2005/С и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданного трубопровода ЦТП, а также ЦТП не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статьи 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 1, 3 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденного решением Собрания Балаковского МР Саратовской области N 3/6-80 от 27.01.2017.
С учетом изложенного, арбитражный суд исходил из того, что ответчик в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключению теплотехнической экспертизы для подачи надлежащего качества горячего водоснабжения в спорный жилой дом обязан разработать и согласовать проект реконструкции внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от группового бойлера, расположенного в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу г.Балаково, ул. Факел Социализма, д.1 до ввода в многоквартирный жилой дом N 1А по ул. Факел Социализма; группового бойлера, расположенного в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу г. Балаково, ул. Факел Социализма, д.1 в соответствии с техническими условиями ресурсоснабжающей организации и нормативными документами, выполнить следующие работы: установить повысительно-циркуляционные насосы в бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома; заменить горизонтальные водо-водяные теплообменники; установить в бойлерной контрольно-измерительные приборы и автоматику (в том числе узел учета тепловой энергии и теплоносителя на нужды ГВС); восстановить циркуляционные трубопроводы системы горячего водоснабжения в бойлерной между бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу г. Балаково, ул. Факел Социализма, д.1 до ввода в многоквартирный жилой дом N 1А по ул. Факел Социализма в г. Балаково, а также провести реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения и группового бойлера, расположенного в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по адресу г.Балаково, ул. Факел Социализма, д.1 с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения с циркуляцией от группового бойлера до жилого дома N 1А по ул. Факел Социализма в г. Балаково, а именно: установить повысительно-циркуляционные насосы в бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома; заменить горизонтальные водо-водяные теплообменники; установить в бойлерной контрольно-измерительные приборы и автоматику (в том числе узел учета тепловой энергии и теплоносителя на нужды ГВС); восстановить циркуляционные трубопроводы системы горячего водоснабжения в бойлерной между бойлерной, расположенной в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу г. Балаково, ул. Факел Социализма, д.1, до ввода в многоквартирный жилой дом N 1А по ул. Факел Социализма в г. Балаково.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу указанной статьи администрация Балаковского муниципального района Саратовской области представляет интересы муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования, в связи с чем, обоснованно привлечена в качестве ответчика по предъявляемому требованию к муниципальному образованию, таким образом, суд считает, что истцом обоснованно предъявлены исковые требования к администрации муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является публично-правовое образование, а не его органы.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ответчиком по заявленным требованиям является муниципальное образование город Балаково в лице администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Таким образом, учитывая, что администрация Балаковского муниципального района Саратовской области несет обязанность по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного спорного имущества в безвозмездное пользование в силу закона, признаков злоупотребления истцом своим правом апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2020 года по делу N А57-9432/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9432/2019
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Администрация Балаковского МР, Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР, Комитет по финансам БМР СО, Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ "УЖКХ", ООО "Промстандарт 2000", ООО "Чайка"