Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2020 г. N Ф08-6858/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А63-18924/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бумага-С" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601961029)- Синегубовой Л.В. (доверенность от 03.02.2020 N 1), в отсутствие заинтересованных лиц - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486), администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бумага-С" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.02.2020 по делу N А63-18924/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бумага-С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет), администрации города Ставрополя (далее - администрация), о признании незаконным отказа 03.09.2019 N 08/15-6918с в выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами: 26:12:010209:207, 26:12:010209:215, 26:12010209:2016, об обязании администрацию города Ставрополя выдать обществу разрешение на использование земельных участков с кадастровыми номерами: 26:12:010209:207, 26:12:010209:215, 26:12010209:2016 с целью размещения элементов благоустройства: покрытия и других элементов благоустройства согласно представленной схеме, сроком на 20 лет.
Решение от 04.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку исходя из представленной обществом схемы, основную часть испрашиваемых земельных участков будет занимать покрытие, предназначенное для парковки автомобилей, остальные элементы благоустройства используются как вспомогательные и дополнительные к парковке. Поскольку парковка автомобилей и автомобильная стоянка не являются элементами благоустройства, а являются объектами благоустройства, предназначенными для обслуживания здания за пределами предоставленных для этого земельных участков и без предоставления земельного участка, отказ комитета в выдаче соответствующего разрешения соответствует действующему законодательству. Заявления о предоставлении испрашиваемых земельных участков для размещения автомобильной стоянки или парковки автомобилей на общих основаниях, предусмотренных ЗК РФ, обществом не подавались.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что элемент благоустройства как покрытие не является декоративным элементом, а предполагает его использование для передвижения. Судом не учтено, что испрашиваемые земельные участки имеют вид разрешенного использования для содержания благоустроенной территории, парковки автотранспорта и под гостевую автостоянку, следовательно, к данным участкам должны применяться требования по благоустройству, указанные в ст. 24 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской думы от 23.08.2017 г. N 127 (далее - Правила благоустройства г. Ставрополя), согласно которым обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадках автостоянок: 1) покрытие площадок должно быть аналогичным покрытию транспортных проездов; 2) сопряжение покрытия площадки с проездом выполняется в одном уровне без укладки бортового камня; 3) разделительные элементы на площадках выполняются в виде разметки (белых полос), озелененных полос (газонов). Из данной статьи следует, что к элементам благоустройства города Ставрополя относятся покрытия площадок аналогичные покрытию транспортных проездов, предназначенные для стоянки транспорта, что соответствует покрытию дорог из асфальтобетона, указанное в схеме. Также указанные в Схеме элементы благоустройства - элементы озеленения, ограждения и ограждающие устройства, уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, осветительное оборудование, покрытие для тротуаров полностью соответствуют требованиям ст.ст. 14,15,18,24,28 Правил благоустройства г. Ставрополя. Следовательно, все элементы благоустройства, указанные в Схеме соответствуют предполагаемым к размещению объектам видам объектов, утвержденных п. 4 Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 и отказ в предоставлении услуги на основании подпункта 4 п. 20 Административного регламента администрации г. Ставрополя по предоставлению услуги "Согласование размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (утвержден постановлением администрации г. Ставрополя от 12.02.2019 г. 3310) является незаконным. Общество полагает, что указанные в схеме элементы благоустройства не могут препятствовать использованию земельных участков в соответствии с их видами разрешенного использования, схема составлена с учетом вида разрешенного использования земельных участков: для содержания благоустроенной территории и парковки автотранспорта и под гостевую автостоянку (без права капитального строительства), включает в себя места для парковки и дополнительные элементы благоустройства к ней.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08 августа 2019 года общество в порядке статьи 39.36 ЗК РФ обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010209:207, 26:12:010209:215, 26:12:010209:216 согласно прилагаемой схеме, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, в целях размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), а именно для размещения элементов благоустройства территории, сроком на 20 лет.
Решением от 03.09.2019 N 08/15-6918с комитет отказал обществу в предоставлении муниципальной услуги "Согласование размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", поскольку элементы благоустройства могут препятствовать использованию земельных участков в соответствии с их видами разрешенного использования.
Полагая, что данное решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 Постановления N 1300 к таким видам объектов отнесены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Правил благоустройства к объектам благоустройства города Ставрополя относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные площадки, площадки отдыха; площадки для выгула и (или) дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно части второй названной статьи к элементам благоустройства города Ставрополя относятся в том числе: элементы озеленения; покрытия; ограждения и ограждающие устройства; водные устройства; уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; игровое и спортивное оборудование; осветительное оборудование; рекламные конструкции; малые архитектурные формы и городская мебель; некапитальные нестационарные сооружения.
Как следует из пункта 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
Пунктом 38 статьи 1 названного Кодекса предусмотрено, что под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с пунктами 4 и 12 Постановления N 1300 элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, а также проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Приказом N 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (далее - Методические рекомендации).
Согласно подпунктам 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций площадки автостоянок относятся к объектам благоустройства, а не к его элементам.
Кроме того, решение Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 N 127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, согласно статье 6 Правил площадки автостоянок относятся к объектам благоустройства, а не к его элементам.
Таким образом, парковка (автостоянка), предполагаемая к размещению обществом, не может быть отнесена к элементам благоустройства и представляет собой отдельный объект благоустройства, для размещения которого необходимо предоставление земельного участка.
Как следует из предоставленной вместе с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:010209:207, 26:12:010209:215, 26:12:010209:216 согласно прилагаемой схеме, на схеме указано размещение покрытий, а именно: покрытий дорог из асфальтобетона и покрытие тротуаров и площадок, покрытие имеет разметку для парковки автомобилей, в т.ч. для парковки автомобилей маломобильными группами населения, помимо покрытия на указанных земельных участках планируется установка других элементов благоустройства: элементов озеленения, осветительного оборудования, урн и мусорного контейнера, ограждений - в виде бортового камня, дорожных знаков и дорожной разметки.
То есть, исходя из представленной обществом схемы, основную часть испрашиваемых земельных участков будет занимать покрытие, предназначенное для парковки автомобилей, остальные элементы благоустройства используются как вспомогательные и дополнительные к парковке.
Поскольку парковка автомобилей и автомобильная стоянка не являются элементами благоустройства, а являются объектами благоустройства, предназначенными для обслуживания здания за пределами предоставленных для этого земельных участков и без предоставления земельного участка, отказ комитета в выдаче соответствующего разрешения соответствует действующему законодательству.
Согласно подпункту 4 пункта 20 Постановления администрации от 12.02.2019 N 310 "Об утверждении административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Согласование размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" основанием для отказа в предоставлении услуги является несоответствие предполагаемых к размещению объектов видам объектов, которые утверждены постановлением N 1300 (в данном деле, несоответствие пункту 4 постановления N 1300).
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 названного Кодекса.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности определен статьей 39.11 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Заявления о предоставлении испрашиваемых земельных участков для размещения автомобильной стоянки или парковки автомобилей на общих основаниях, предусмотренных ЗК РФ, обществом не подавались.
Учитывая изложенное, правовые основания для предоставления муниципальной услуги "Согласование размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" у комитета отсутствовали.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований отказано обоснованно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны не неверном понимании норм действующего законодательства и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.02.2020 по делу N А63-18924/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18924/2019
Истец: ООО "БУМАГА-С"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6858/20
28.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-880/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18924/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18924/19