г. Саратов |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А12-54/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Мобильные газотурбинные электрические станции" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 марта 2020 года по делу N А12-54/2020,
по иску акционерного общества "Мобильные газотурбинные электрические станции" (ИНН 7706627050, ОГРН 1067746865493) к департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (ИНН 3444080557, ОГРН 1023403444790),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мобильные газотурбинные электрические станции" (далее - истец, АО "Мобильные ГТЭС, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (далее - ответчик, Департамент) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 12 636 руб. 11 коп., расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Мобильные ГТЭС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, в обоснование требований истец ссылается на то, что АО "Мобильные ГТЭС" на праве собственности владеет мобильными газотурбинными электрическими станциями, перебазирование которых на территории Российской Федерации обусловлено потребностью энергосистем различных регионов и осуществляется на основании решений уполномоченных органов государственного управления.
Общество указывает, что в 2017 г. во исполнение поручения Правительства РФ истец осуществлял перебазирование мобильной ГТЭС с территории Республика Тыва на территорию Республики Крым.
Истец отметил, что перебазирование мобильной ГТЭС предполагало необходимость перемещение тяжеловесного негабаритного груза транспортным средством (тягачём) И ВЕКО АМТ 633910 гос. номер М337 АН77, с прицепом (трейлером) КОМЕТТО ZX 77 ВТ 7286.
Согласно п. 2 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства допускается только при наличии специального разрешения, выдаваемого уполномоченным органом.
Истец 28.07.2017 обратился к ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" с заявлением на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и негабаритных грузов. Данное заявление было получено уполномоченным органом 01.08.2017.
В соответствии с п. 6 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ N06
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации^ для получения указанного выше специального разрешения требуется:
- согласование в установленном порядке маршрута тяжеловесного транспортного средства;
- возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством.
Обязанность по согласованию маршрута транспортного средства пунктом 8 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ возложена на орган, осуществляющий выдачу спецразрешения.
В соответствии с указанной нормой закона ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" направило в адрес Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды г. Волгограда письмо от 03.08.2017 N уфа0026151-017 о согласовании проезда тяжеловесного транспорта Истца по дорогам общего пользования местного значения Волгограда.
Письмом от 09.08.2017 N КДБ/03-12642 Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды г. Волгограда (в настоящее время -
Департамент городского хозяйства г. Волгограда) уведомил ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" о том, что проезд большегрузным автомобильным транспортом по дорогам местного значения Волгограда будет согласован только при условии получения оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в размере 12 636 руб. 11 коп.
Платежным поручением от 16.08.2017 N 5591 истец перечислил денежные средства в сумме 12 636 руб. 11 коп. в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, по реквизитам, указанным в названным выше письме.
04 сентября 2017 года ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" выдало Истцу спецразрешение N 0533621 на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Данное разрешение содержит подробное описание разрешенного маршрута движения, с указанием федеральных, региональных дорог и дорог местного значения.
Установленный разрешенный маршрут движения не предусматривает возможность проезда по дорогами местного значения Волгограда и Волгоградской области.
В обоснование требований истец ссылается на то, что при организации перевозки истцом тяжеловесных грузов дорогам местного значения Волгограда и Волгоградской области не мог быть причинен вред. Соответственно, денежные средства, предварительно перечисленные в счет возмещения вреда при предварительном согласовании маршрута движения, подлежали возврату истцу.
Департамент обращения истца о возврате денежных средств в сумме 12 636,11 руб., уплаченных в счет возмещения вреда, который не был причинен в связи с изменением разрешенного маршрута движения, оставил без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии факта причинения вреда автомобильным дорогам (в связи с согласованием уполномоченным органом иного маршрута движения автотранспортного средства) не влечет возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в Уставе города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362.
В соответствии с Положением, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 N 55/1587, Департамент является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере дорожной деятельности в границах муниципального образования городской округ город- герой Волгоград.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Исходя из положений пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон N 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи.
Пунктом 1 статьи 31.1 Закона N 257-ФЗ определено, что движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Статьей 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения.
Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее-Правила).
Согласно пункта 3 Правил, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог местного значения по которым проходит маршрут движения транспортного средства организуется органами местного самоуправления.
Пунктом 4 Правил установлено, что размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанного применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее - Порядок), установлен Приказом Минтранса России от 05 июня 2019 г. N 167.
Согласно пункту 15 Порядка, согласование маршрута тяжеловесного транспортного средства осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут.
Согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проводится владельцами автомобильных дорог в течение четырех рабочих дней с даты поступления от уполномоченного органа запроса.
Заявка на согласование маршрута транспортного средства от 03.08.2017 N УФА0026151-017 была рассмотрена Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 N 55/1587 переименован в департамент городского хозяйства администрации Волгограда) и в адрес ФКУ Упрдор "Приуралье" направлено извещение от 09.08.2017 N КДБ/03-12642, с приложением расчета платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам Волгограда тяжеловесным транспортным средством.
Плата в счет возмещения вреда была рассчитана в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2017 N 53/1544 "Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по
автомобильным дорогам общего пользования местного значения в границах городского округа город-герой Волгоград".
Согласно платежного поручения от 16.08.2019 N N 5591 денежные средства в размере 12 636 руб. 11 коп. были перечислены АО "Мобильные ГТЭС". В свою очередь, информация о невозможности проезда тяжеловесного транспортного средства по изначально запланированному маршруту, в том числе по автомобильным дорогам Волгограда, от ФКУ Упрдор "Приуралье" в адрес Департамента не поступало.
Обязанность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого
автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, предусмотрена в пункте 2 части 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ. В соответствии с указанной нормой плата вносится до момента получения специального разрешения, что подразумевает под собой обращение заявителя за получением государственной услуги по выдаче специального разрешения и получение данного разрешения впоследствии.
Вышеуказанные Правила предусматривают возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, перечисленных в доход местного
бюджета, в порядке установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Между тем, ни положениями Федерального закона N 257-ФЗ ни Правилами N 934 не определен механизм возврата денежных средств, оплаченных в счет возмещения вреда, наносимого транспортным средством дорогам местного значения, в связи с неосуществлением перевозки тяжеловесного груза.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской
Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза.
Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз крупногабаритных и тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, не обладает таким необходимым для налоговых обязательств признаком, как индивидуальная безвозмездность, а последствием ее невнесения является отсутствие у собственника (владельца) большегрузного транспортного средства права на осуществление движения по соответствующим автомобильным дорогам. Кроме того, данная плата, поскольку она вносится не за совершение представителями публичной власти юридически значимых действий в отношении ее плательщиков, не может быть отнесена и к сборам в смысле Налогового кодекса Российской Федерации.
Как верно указал суд, в данном случае неосуществление АО "Мобильные ГТЭС" перевозки по автомобильным дорогам Волгограда не порождает на стороне Департамента неосновательного обогащения за счет истца в смысле, определенном статьей 1102 ГК РФ.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 марта 2020 года по делу N А12-54/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Мобильные газотурбинные электрические станции" (ИНН 7706627050, ОГРН 1067746865493) государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-54/2020
Истец: АО "МОБИЛЬНЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ПРИУРАЛЬЕ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА "
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3829/20
13.03.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-54/20
30.01.2020 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-54/20
13.01.2020 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-54/20