Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2020 г. N Ф03-3143/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
28 мая 2020 г. |
А73-25025/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания": Панина Е.Г., представитель по доверенности от 30.12.2019 N 11, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания"
на решение от 11.03.2020
по делу N А73-25025/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания" (ОГРН 1072720002035, ИНН 2720035441, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным предписания главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - управление) от 05.11.2019 N П2019-03-1224 об устранении нарушений.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2020 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.03.2020 по делу N А73-25025/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) должностные лица органа, проводившего проверку, в случае выявления при ее проведении нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, обязаны выдать юридическому лицу, предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Согласно пункту 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации являются требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с поступившим обращением гражданина на основании распоряжения и.о. заместителя начальника управления от 22.10.2019 проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Хабаровский край, с. Черная речка, ул. 19 км., ДОС N 3. Распоряжение о проверке получено обществом.
По результатам проверки установлено, что общество допустило нарушение лицензионных требований, пунктов 3.7.1, 3.7.4 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно бетонное ограждение контейнерной площадки, находящейся в непосредственной близости к жилому дому расположенному по адресу: Хабаровский край, с. Черная речка, ул. 19 км., ДОС N 3 частично разрушено. На территории контейнерной площадки выявлено накопление бытового мусора, без переполнения контейнера.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 05.11.2019, который подписан и вручен представителю общества. При проведении проверки осуществлялась фотосъемка.
Предписанием управления от 05.11.2019 обществу предписано в срок до 05.12.2019, устранить выявленные в ходе проверки нарушения путем организации и проведения работ.
Не согласившись предписанием управления общество, обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество является юридическим лицом, которое осуществляет деятельность по управлению многоквартирным дом по адресу: Хабаровский край, с. Черная речка, ул. 19 км., ДОС N 3 на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и договора управления от 01.01.2008. Деятельность общества по управлению спорным домом регулируется нормами жилищного законодательства и договором управления.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя: сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Такие работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень N 290).
В соответствии с подпунктом д(2) пункта 11 Правил N 491, пунктом 26 (1) Минимального перечня N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
В случае если управление многоквартирным домом осуществляется посредством привлечения управляющей организации, надлежащее содержание общего имущества в таком доме обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16 Правил N 491).
В пункте 3.7.1 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
Согласно пункту 3.7.4 Правил N 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизация, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ.
Пунктом 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88) установлено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. N 64) для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
На основании приведенных норм законодательства работы по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок, вменяются управляющим компаниям вне зависимости от нахождения земельного участка, на котором они расположены, в собственности жильцов многоквартирного дома, поскольку данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, обязательные к исполнению юридическим лицом, оказывающим услуги населению.
Довод общества о том, что субъектом рассматриваемого нарушения является администрация сельского поселения, ввиду того, что указанной контейнерной площадкой пользуются в том числе и жильцы ближайших частных строений, не состоятелен и не подтвержден доказательствами.
Довод жалобы общества о том, что на момент проведения проверки не был вывезен вывоз ТБО, так как это было только начало рабочего дня отклоняется, поскольку общество не освобождается от обязанности в срок осуществлять уборку и содержание контейнерной площадки многоквартирного дома, так как именно общество, являясь управляющей организацией, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания жилищного фонда.
Следовательно, нарушение обществом требований законодательства при осуществлении функций по обслуживанию и содержанию указанного многоквартирного дома подтверждено материалами дела, обществом соответствующими доказательствами не опровергнуто.
Ссылка на применение судом в рассматриваемой ситуации правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/2010, не влияет на правильность выводов суда, сделанных по существу спора.
С учетом изложенного, обжалуемое предписание правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы общества, в связи с чем в удовлетворении требований обществу отказано.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2020 по делу N А73-25025/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания" (ОГРН 1072720002035, ИНН 2720035441) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 31.03.2020 N 376 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-25025/2019
Истец: ООО "МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Управляющая компания"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края