г. Москва |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А41-79143/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от БФ социальной поддержки "СИМ": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от АО "МОСОБЛГАЗ": Бауман А.Л., представитель по доверенности от 09.01.2020;
от ООО "Небоскреб": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу БФ социальной поддержки "СИМ" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2020 года по делу N А41-79143/19, принятое по исковому заявлению БФ социальной поддержки "СИМ" к Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа, АО "МОСОБЛГАЗ", третье лицо: ООО "Небоскреб" о прекращении,
УСТАНОВИЛ:
БФ социальной поддержки "СИМ" обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа с иском о признании соглашения N 3 от 19.08.2019 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского района и АО "Мособлгаз" по установлению публичного сервитута недействительным и прекращении действия публичного сервитута (с учетом принятого судом отказа от исковых требований к АО "МОСОБЛГАЗ").
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.02.2020 года по делу N А41-79143/19 в удовлетворении исковых требований БФ социальной поддержки "СИМ" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, БФ социальной поддержки "СИМ" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что обжалуемое решение ограничивает права Фонда на распоряжение принадлежащим ему имуществом, делает невозможным использования земельного участка по целевому назначению; решение вынесено с существенным нарушением норм права, суд не применил закон, подлежащий применению, судом не изучены существенные обстоятельства имеющие значение для правильного рассмотрения дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель АО "МОСОБЛГАЗ" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители БФ социальной поддержки "СИМ", Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа, ООО "Небоскреб", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя третьего лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Благотворительному фонду на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, дер. Таширово, п/л "Метеор".
Указанный земельный участок был предоставлен на основании Постановления Администрации Наро-фоминского района от 30.05.2018 г. N 1322, которое было предварительно согласованно предоставление Благотворительному фонду социальной поддержки "Соучастие и милосердие" земельного участка площадью 35 581 кв.м с видом разрешенного использования "туристическое обслуживание".
14.09.2019 г. земельный участок был поставлен Заявителем на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N 50:26:0110315:2. На данном участке находятся более 20 объектов недвижимого имущества, принадлежащего Заявителю, которые использовались под пионерский лагерь, по сущетву земельный участок является единым объектом недвижимости.
19.08.2019 года Комитет по управлению имуществом заключил соглашение N 13 с АО "Мособлгаз" об установлении сервитута для прокладки газопровода высокого давления в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:26:0110315:2, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, с.п. Ташировское, у д. Таширово.
Указанный земельный участок является смежным с земельным участком на котором расположены объекты недвижимости Истца.
По мнению истца, газопровод является особо опасным производственным объектом и относиться к III классу опасности, что делает невозможным использование земельного участка и находившихся на нем зданий под детский лагерь спорта и отдыха и для туристического обслуживания населения. Истец также лишается возможности использовать принадлежащий ему комплекс недвижимого имущества и земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и несет убытки.
Истец, полагая, что установление публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110315:2 не соответствует целям использования, указанным в пункте 1 статьи 39.37 Земельного Кодекса Российской Федерации и препятствует использованию принадлежащих ему объектов недвижимости, обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что комитет по управлению имуществом имел право распоряжаться земельным участком, в том числе заключать соглашение по установлению сервитута, поскольку сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110315:2 установлен в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации "Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут может быть срочным или постоянным (п. 4 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Пункт 1 ст. 274 ГК РФ оговаривает примерный перечень случаев, предполагающих установление сервитута, а также вводит критерии оценки иных потребностей, при наличии которых собственник недвижимости может требовать предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом.
Из указанной нормы права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.
Благотворительный фонд утверждает, что установление публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110315:2 не соответствует целям использования, указанным в пункте 1 статьи 39.37 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем Заявитель ошибочно определяет вид установленного сервитута, называя его публичным, а также основание его установления, ссылаясь на нормы Главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации "Установление публичного сервитута в отдельных целях".
Вопреки доводам Заявителя сервитут установлен на основании главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации "Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Как следует из пункта 1.1, 1.3 Соглашения от 19.08.2019 N 13 об установлении сервитута, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа и АО "Мособлгаз", земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110315:2 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.11.2019 данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110315:2 отсутствуют.
Согласно статье 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
Между ООО "Небоскреб" (заявитель) и АО "Мособлгаз" (исполнитель) заключен договор от 03.03.2016 N 00/1403-4171-15 о подключении, по условиям которого исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) котельной с максимальным часовым расходом газа 175,26 м /час, для теплоснабжения базы отдыха, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0080615:1 по адресу: Московская обл., Наро-Фоминский район, с.п. Ташировское, у д. Таширово, база отдыха "Костер", участок N 1 к сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с пунктом 2.1.4 договора от 03.03.2016 N 00/1403-4171-15 о подключении исполнитель обязан выполнить условия настоящего договора при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения на землях, находящихся в частной собственности у третьих лиц, с обязательным получением письменного согласия собственника земельного участка, на котором планируется строительство сетей газораспределения.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
-органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
-органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
-органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
Следовательно, на территории Московской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории соответствующего муниципального образования, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Московской области от 26.12.2018 N 242/2018-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" и порядком предоставления государственной услуги "Установление сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" на территории Наро-Фоминского городского округа, утвержденным постановлением Администрации Наро-Фоминского городского округа от 15.05.2019 N 1002, органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по установлению сервитута, публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Московской области от 26.12.2018 N 242/2018-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", при реализации государственных полномочий, установленных данным законом, органы местного самоуправления обязаны представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
На основании статей 39.23 и 39.25 Земельного Кодекса Российской Федерации АО "Мособлгаз" обратилось 19.04.2019 в Администрацию с заявлением об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110315:2.
Рассмотрев обращение АО "Мособлгаз", Администрация письмом от 24.05.2019 направило в ответ для ознакомления и подписания соглашение об установлении сервитута.
Согласно пункту 1.6 соглашения от 19.08.2019 N 13 об установлении сервитута земельный участок предоставляется АО "Мособлгаз" для размещения объекта "Газопровод высокого давления Р > 0,6 Мпа" по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, с.п. Ташировское, у д. Таширово в рамках исполнения договора о подключении от 03.03.2016 N 00/1403-4171-15.
Таким образом, сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110315:2 установлен в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации "Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Также Заявитель ссылается на пункт 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного ПрезидиумомВерховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, согласно которому сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
Однако, согласно имеющемуся в деле экспертному заключению от 06.06.2017 (л.д.75-81), на земельные участки, общей площадью 3652-м., расположенные на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровых кварталах: 50:26:0080615, 50:26:0110314, 50:26:0110315, 50:26:0110304, оформлено разрешение на размещение газопровода высокого давления Р<0,6 МПа, по адресу: Московская область, Наро-Фоминский р-н, с.п. Ташировское, у д. Таширово.
Вид разрешенного использования - для строительства газопровода. Газопровод высокого давления прокладывается от места присоединения к существующему газопроводу высокого давления Р<0,6 МПа Д=200 мм (проложенному к д. Таширово) по незастроенной территории до границы земельного участка с кадастровым номером N 50:26:0080615:1, с установкой заглушки на ПК6+19,5 (для технологического присоединения).
Согласно выводам, изложенным в данном заключении, проектная документация и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства "Газопровод высокого давления Р<0,6 МПа по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, сельское поселение Тапшровское, у д. Тапшрово" соответствуют требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
При этом согласно схеме N 1 (л.д.52-54), на которой желтой линией выделена проектируемая трасса газопровода, фиолетовой линией выделен газопровод, проложенный в обход земельного участка с кадастровым номером 50:26:0110315:2, строительство газопровода по второму варианту имеет следующие естественно- искусственные препятствия: трасса попадает в прибрежную полосу реки Нара; прохождение трассы вблизи участка с кадастровым номером 50:26:0080804:103 для размещения военных и гражданских захоронений; при пересечении автодороги "Нара-Таширово-МБК" трасса попадает на сооружение моста; параллельное прохождение газопровода в полосе отвода автодороги "Нара-Таширово-МБК" не соответствует выданным ГБУ МО "Мосавтодор" техническим условиям.
Утверждение Фонда о том, что он лишается возможности использовать принадлежащий ему комплекс недвижимого имущества и земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и несет убытки, подлежит отклонению, поскольку в нарушение положений ст. ст. 65, АПК РФ, Заявителем апелляционной жалобы не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие возможности использовать земельный участок с кадастровым номером 50:26:0110315:2 в соответствии с разрешенным видом использования.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2020 года по делу N А41-79143/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79143/2019
Истец: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ "СОУЧАСТИЕ И МИЛОСЕРДИЕ"
Ответчик: АО "МОСОБЛГАЗ", КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ НАРО-ФОМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: ООО "небоскреб"