г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А56-109578/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Сапрыкина К.А. по доверенности от 19.02.2020
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4631/2020) Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-109578/2019, принятое
по заявлению Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области
к УФАС по Ленинградской области
3-е лицо: МУП "Ритуал"
об оспаривании предупреждения
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области (ОГРН: 1064702000010, адрес: 187403, Ленинградская обл., г. Волхов, пр-кт Кировский, д. 32; далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 06.09.2019 N Пд105/9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие по оказанию бытовых услуг "Ритуал" МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (ОГРН: 1024700531096, адрес: 187403, Ленинградская обл., г. Волхов, ул. Пирогова, д. 4Б; далее - МУП "Ритуал", третье лицо).
Решением от 26.12.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что в ее действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В судебном заседании представитель УФАС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Администрация и МУП "Ритуал", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Постановлением от 25.12.2015 N 2936 Администрация утвердила порядок деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Постановление N 2936) (л.д.9-16).
Постановлением от 09.02.2016 N 280 Администрация наделила МУП "Ритуал" статусом специализированной службы МО город Волхов по вопросам похоронного дела (далее - Постановление N 280) (л.д.17).
По результатам рассмотрения заявления о нарушении требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) Управление усмотрело в действиях (бездействии) Администрации признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 3 статьи 15 Закона N135-ФЗ, выразившиеся в наделении третьего лица (МУП "Ритуал") функциями, относящимися к функциям органов местного самоуправления.
Управление выдало Администрации предупреждение от 06.09.2019 N Пд105/9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (л.д.6-8).
Управление на основании статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ предупредило Администрацию о необходимости прекращения вышеуказанных действий (бездействий), путем внесения изменений (с учетом действующего законодательства) в Постановление N2936 от 25.12.2015.
Не согласившись с предупреждением, Администрация оспорила его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для его удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N8-ФЗ), погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ в гарантированный перечень услуг по погребению входит: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые возлагаются обязанности по осуществления погребения умерших.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации N 280 МУП "Ритуал" наделен статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, с целью организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения Волховского муниципального района Ленинградской области.
Частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В силу пункта 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ предупреждение должно содержать нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение.
Как следует из материалов дела, в оспариваемом предупреждении Управлением указано на наличие в действиях Администрации признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ. Поводом для вынесения Администрации предупреждения послужил факт принятия Администрацией Постановления N2936.
К функциям предприятия Приложением N 2 к Постановлению N 2936, в том числе, отнесены:
- пункт 2.2, 2.3 определение места захоронения с учетом возможности исполнения волеизъявления;
- пункт 2.5, 2.6 оформление и выдача согласования осуществления иным лицом на осуществление захоронения;
- пункт 5.1, 5.2 согласование всех работ на общественном кладбище, связанных с установкой надмогильных сооружений и оград;
- пункт 5.6 осмотр памятника, материалов и инструментов, необходимых на выполнение работ;
- пункт 5.10 обязательная регистрация установки памятников и иных надгробных сооружений;
- пункт 5.14 согласование демонтажа старых надмогильных сооружений (л.д.12-16).
Таким образом, на переданных в ведение Предприятия муниципальных кладбищах МУП "Ритуал" осуществляет указанные функции, носящие контрольно- распорядительный характер.
Действительно, Законом о погребении предусматривается возможность для органов местного самоуправления создать специализированную службу. Вместе с тем, Закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших, в то время как вышеназванные пункты Постановления N 2963 расширяют круг полномочий такой организации, предоставляя ей контрольно- распорядительные функции, рынок по оказанию которых является конкурентным.
Законом о погребении установлено, что лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.
В этой связи, закрепленные Приложением N 2 к Постановлению N 2936 функции являются элементами организации работы кладбища, то есть контрольно-распорядительной функцией, выполнение которой в силу статьи 18 Закона о погребении относится к компетенции органов местного самоуправления.
Предоставление МУП "Ритуал" права осуществлять контрольно-распорядительные полномочия в отношении мест захоронений и передача ему в пользование земель кладбищ, обеспечивает предприятию преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).
Основанием для выдачи предупреждения является установление антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, указанных в пункте 1.2 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" (далее - Порядок выдачи предупреждения) в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то есть проверке подлежит фактическое наличие таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3.5 Порядка.
Иных негативных последствий в случае невыполнения предупреждения, кроме возможности возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательство не содержит. Предупреждение выдается, как уже было установлено выше, только лишь при наличии признаков антимонопольного нарушения.
Так как такие признаки Управлением были установлены, выдача предупреждения соответствовала вышеприведенным положениям Закона N 135-ФЗ и Порядка.
При этом, арбитражный суд не подменяет собой антимонопольный орган, не рассматривает антимонопольное дело, не устанавливает наличие в действиях лица, которому выдано предупреждение, фактов нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, оснований полагать, что оспариваемым актом нарушаются права и законные интересы заявителя, что является необходимым условием для признания такого акта недействительным, в силу положений статей 198 и 201 АПК РФ, не имеется.
Доводы жалобы основаны на неправильном применении и толковании положений Закона о защите конкуренции, в связи с чем отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2019 года по делу N А56-109578/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109578/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: МУП "Ритуал" МО г. Волхов, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ