27 мая 2020 г. |
Дело N А38-8347/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.05.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.02.2020 по делу N А38-8347/2019,
принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Профи" финансовых санкций в сумме 9500 руб.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью "Сервис-Профи" (далее - Общество) в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее - Учреждение) 15.10.2018 представлены сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М за сентябрь 2018 года на 51 застрахованное лицо.
После установленного срока Общество по электронным каналам связи направило в адрес Учреждения дополняющую форму N СЗВ-М за сентябрь 2018 года с указанием сведений в отношении 15 застрахованных лиц.
По результатам проверки дополнительных сведений составлен акт от 06.03.2019 N 010S18190000694, в котором зафиксирован факт нарушения Обществом законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и вынесено решение от 11.04.2019 N 010S19190001123 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление сведений в виде штрафа в размере 7500 руб.
В адрес Общества было направлено требование от 07.05.2019 N 010S01190001136 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, Обществом в Учреждение 15.01.2019 представлены сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М за декабрь 2018 года на 62 застрахованное лицо.
Общество 21.01.2019 по электронным каналам связи направило в адрес Учреждения дополняющую форму N СЗВ-М за декабрь 2018 года с указанием сведений в отношении 3 застрахованных лиц.
По результатам проверки дополнительных сведений составлен акт от 28.01.2019 N 010S18190000251, в котором зафиксирован факт нарушения Обществом законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и вынесено решение от 28.02.2019 N 010S19190000661 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений в виде штрафа в размере 1000 руб.
Обществу направлено требование от 21.03.2019 N 010S01190000746 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Обществом в Учреждение 06.05.2019 представлены сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М за апрель 2019 года на 65 застрахованных лиц.
В дальнейшем Общество 17.05.2019 по электронным каналам связи направило в адрес Учреждения дополняющую форму N СЗВ-М за апрель 2019 года с указанием сведений в отношении 2 застрахованных лиц.
По результатам проверки дополнительных сведений составлен акт от 20.05.2019 N 010S18190002077, в котором зафиксирован факт нарушения Обществом законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и вынесено решение от 04.07.2019 N 010S19190002497 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений в виде штрафа в размере 1000 руб.
Обществу направлено требование от 23.07.2019 N 010S01190002304 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку в добровольном порядке Общества не уплатило финансовые санкции, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций в общем размере 9500 руб.
Решением от 12.02.2020 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что дополнительное представление страхователем сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц, а дополнительным представлением новых сведений.
Учреждение считает, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности только в случае, если уточнения представлены им в отношении застрахованных лиц, сведения на которых за данный отчетный период были ранее представлены и приняты Учреждением.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральный закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений является нарушением действующего законодательства, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В рассматриваемом случае Учреждение за несвоевременное представление сведений на 19 застрахованных лиц привлекло Общество к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 9500 руб.
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом действующим законодательством срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму NСЗВ-М, не установлен.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункту 39 Инструкции N 766н).
Финансовые санкции не подлежат применению и в том случае, когда страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются (абзац 3 пункта 39 Инструкции N 766н).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, первоначально сведения по форме N СЗВ-М за сентябрь и декабрь 2018 года, за апрель 2019 года представлены Обществом в установленный срок, в дальнейшем ошибки в представленных сведениях выявлены и исправлены страхователем самостоятельно путем представления дополняющих форм. Тем самым Обществом выполнены условия, предусмотренные пунктом 39 Инструкции N 766н, что является основанием для освобождения от ответственности в виде финансовой санкции.
Уведомление об устранении ошибок в сведениях по форме N СЗВ-М за декабрь 2018 года направлено Учреждением в адрес Общества 16.01.2019 в отношении одного застрахованного лица (л.д.19), исправленные сведения Обществом представлены 21.01.2019 (л.д.20-21), то есть в соответствии с Инструкцией N 766н.
Учреждение полагает, что поскольку сведения на 19 застрахованных лиц, указанных в дополняющих формах, не были ранее представлены в Учреждение и приняты им, то пункт 39 Инструкции N 766н (в редакции от 01.10.2018) не подлежит применению.
Однако, изложенный довод Учреждения обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в противном случае страхователь лишается возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах.
Изменения пункта 39 Инструкции N 766н (Приказ Минтруда России от 14.06.2018 N 385н) в части указания на выявление ошибок в ранее представленных и принятых пенсионным фондом сведениях не изменяют положений статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ о наличии у страхователя как права на уточнение сведений о застрахованных лицах, так и права на дополнение сведений о застрахованных лицах.
Воля законодателя в сфере пенсионного законодательства направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Учреждением, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за рассматриваемые периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за соответствующий период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Взыскание финансовой санкций может быть осуществлено только при наличии законно установленной ответственности, требование о взыскании штрафа должно быть обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования ввиду отсутствия законных оснований для взыскания штрафных санкций размере 9500 руб.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона и противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учреждение от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.02.2020 по делу N А38-8347/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-8347/2019
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ
Ответчик: ООО Сервис-Профи