г. Чита |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А19-30624/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2020 года по делу N А19-30624/2019 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (ИНН 3808074898, ОГРН 1023801011959) о признании незаконными решений от 08.10.2019 г. N 048S19190023506, от 08.10.2019 г. N 048S19190023507,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (далее: ОАО "РЖД", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (далее: заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.10.2019 г. N 048S19190023506, от 08.10.2019 г. N 048S19190023507; с требованием обязать Пенсионный фонд устранить допущенные нарушения прав открытого акционерного общество "Российские железные дороги"; а также с требованием возместить ОАО "РЖД" расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.10.2019 г. N 048S19190023506, от 08.10.2019 г. N 048S19190023507. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2020 года по делу N А19-30624/2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления Пенсионного фонда, страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") в отношении застрахованных лиц, на которых ранее сведения не представлялись. Следовательно, дополняющая форма СЗВ-М была представлена в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, поэтому привлечение общества к ответственности является обоснованным.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.04.2020.
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении Восточно-Сибирской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа за отчетные периоды - февраль, март 2018 года.
По результатам проверки должностным лицом Пенсионного фонда составлены акты от 30.08.2019 г. N 048S18190022676, от 30.08.2019 г. N 048S18190022678 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В отношении ОАО "РЖД" вынесены решения о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленный срок сведений, а именно: решение от 08.10.2019 г. N 048S19190023506 за отчетный период март 2018 года в виде штрафа в размере 63 000 руб.; решение от 08.10.2019 г. N 048S19190023507 за отчетный период февраль 2018 года в виде штрафа в размере 500 руб.
Не согласившись с указанными решениями ОАО "РЖД" обратилось с жалобой в Отделение Пенсионного фонда (государственное учреждение) по Иркутской области. Рассмотрев жалобу общества Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области пришло к выводу об отсутствии оснований для отмены решений от 08.10.2019 г. N 048S19190023506, от 08.10.2019 г. N 048S19190023507.
Заявитель, полагая, что решения Пенсионного фонда о привлечении ОАО "РЖД" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", являются незаконными, необоснованными и нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Следовательно, срок представления сведений за февраль 2018 года - не позднее 15.03.2018 г., за март 2018 года - не позднее 16.04.2018 г. (с учетом выходных дней).
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исходная форма СЗВ-М за февраль 2018 года представлена обществом 12.03.2018 г., исходная форма СЗВ-М за март 2018 года представлена 12.04.2018 г., то есть в установленные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. сроки.
Дополняющие формы СЗВ-М за февраль, март 2018 года представлены заявителем 19.02.2019 г. в отношении застрахованного лица, сведения о котором не содержались в исходных формах СЗВ-М.
Расценив указанные действия страхователя как несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд пришел к выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 названного Федерального закона.
Указанная позиция Пенсионного фонда правомерно отклонена судом первой инстанции как ошибочная в связи со следующим.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, (далее: Инструкция) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что общество, обнаружив ошибки в сведениях, предоставленных за февраль, март 2018 года, самостоятельно устранило ее посредством направления дополняющих форм СЗВ-М до момента выявления такой ошибки Пенсионным фондом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14 июля 2003 года N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
При имеющемся правовом регулировании с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации суд полагает, что в случае, когда допущенные ошибки выявлены и устранены страхователем самостоятельно, то есть, до обнаружения этого Пенсионным фондом, оснований для привлечения к ответственности не имеется, поскольку лицо пользуется своим правом на исправление ошибок, установленным статьей 15 Федерального законаN 27-ФЗ от 01.04.1996 г.
Иной подход, по сути, лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что исходные сведения о застрахованных лицах за февраль, март 2018 года направлены обществом в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. срок, ошибка в изначально направленных сведениях самостоятельно выявлена и откорректирована ответчиком путем направления дополнительных сведений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г., за несвоевременное представление сведений, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2020 года по делу N А19-30624/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-30624/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Иркутска