город Омск |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А46-20909/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3792/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-20909/2019 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Олега Николаевича (ИНН 550601291127, ОГРНИП 317554300103270, Омская обл., Омский р-н, с. Розовка, ул. Черлакская, д.2А) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, 644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д.56), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Ленинского административного округа г. Омска (644020, г. Омск, пр. Маркса, д.62), о признании недействительными уведомлений о приостановлении государственной регистрации от 06.09.2019 NКУВД-001/2019-10662630/1, от 23.09.2019 NКУВД-001/2019-10662630/2,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Бобровник Юлия Александровна (по доверенности N 130 от 16.03.2020 сроком действия по 31.12.2020);
от индивидуального предпринимателя Орлова Олега Николаевича - Шишова Светлана Владимировна (по доверенности N 55АА 2241222 от 24.09.2019 сроком действия три года);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Орлов Олег Николаевич (далее - ИП Орлов О.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо), в котором просил:
- признать недействительным решение Управления Росреестра по Омской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 228-ФЗ (далее - Федеральный закон N 228-ФЗ), выраженное в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 06.09.2019 N КУВД-001/2019-10662630/1 в части необходимости для кадастрового учёта получения разрешения на реконструкцию изменяемого объекта и решение, содержащееся в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 23.09.2019 N КУВД-001/2019-10662630/2, принятые Управлением Росреестра по Омской области по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.08.2019 N МРС-0136/2019-210665-1;
- признать недействительным решение Управления Росреестра по Омской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона N 228-ФЗ по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.08.2019 N МРС-0136/2019-210665-1 и обязать Управление Росреестра по Омской области осуществить государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером 55:36:170101:3582 по заявлению Орлова О.Н. от 29.08.2019 N КУВД001/2019-11605592/2 (N МРС-0136/2019-210665-1) о государственном кадастровом учете.
Определением суда от 10.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ленинского округа г. Омска (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-20909/2019 требования ИП Орлова О.Н. удовлетворены. Признаны недействительными решение Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона N 228-ФЗ по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.08.2019 N МРС-0136/2019-210665-1 и по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 29.08.2019 N МРС-0136/2019-210665-1 и обязать Управление Росреестра по Омской области осуществить государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером 55:36:170101:3582 по заявлению Орлова О.Н. от 29.08.2019 N КУВД001/2019-11605592/2 (N МРС-0136/2019-210665-1) о государственном кадастровом учете.
В качестве способа восстановления права на Управление Росреестра по Омской области возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером 55:36:170101:3582 по заявлению Орлова О.Н. от 29.08.2019 N КУВД001/2019-11605592/2 (N МРС-0136/2019-210665-1) о государственном кадастровом учете.
Этим же судебным актом с Управления в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Определением Арбитражного суда Омской области от 22.05.2020 судом исправлена опечатка, указано на то, что с Управления в пользу предпринимателя подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что порядок перевода жилого помещения в нежилое здание жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрен; в компетенцию администраций округов г. Омска не входят полномочия по изменению функционального назначения здания (переводу жилого здания в нежилое); изменение функционального назначения здания является следствием его реконструкции и должно регламентироваться законодательством о градостроительной деятельности.
Управление Росреестра по Омской области оспаривает выводы суда о том, что в ходе работ по изменению функционального назначения не были затронуты несущие конструкции, поскольку из технического плана проектной документации, а также экспертного заключения N 6327-3 следует, что в ходе проведения работ были раскрыты оконные проемы, выполнено устройство дверных проемов в ограждающих конструкциях здания (в том числе наружных и внутренних несущих стенах).
Управление указывает, что на момент проведения правовой экспертизы документов по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2410 имел вид разрешенного использования "для размещения домов индивидуальной жилой застройки", что не соответствует назначению спорного жилого дома.
Податель жалобы также ссылается на то, что суду были представлены скриншоты объявлений о продаже спорного объекта, датируемые 2017-2018 годами, в которых спорный объект именуем как "нежилой", что свидетельствует о том, что назначение объекта было изменено до получения соответствующих разрешений.
06.04.2020 от Управления Росреестра по Омской области поступили дополнения к апелляционной жалобе, согласно которым заинтересованное лицо указывает, что судом первой инстанции неправомерно взыскана с Управления в пользу предпринимателя государственная пошлина в размере 3 000 руб., в то время как абзацем 2 пункта 3 части 1 статьи 333.21 НК РФ определено, что при подаче заявлений физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 руб.
В письменном отзыве на жалобу предприниматель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Управления поддержаны доводы жалобы. Представитель предпринимателя высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу (с учетом дополнений), письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ИП Орлову О.Н. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом по адресу: ул. Машиностроительная угол Литейная, д. 76/26, площадью 760 кв. м, кадастровый (условный) номер 55-55-01/120/2008-348, количество этажей: 2, год постройки - 2008, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации права 55-55-01/120/2008-348, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.04.2011 (том 1, л. д. 27), а также выпиской из ЕГРН от 07.11.2016 (том 1, л. д. 47).
Жилой дом расположен по адресу: ул. Машиностроительная - угол Литейная, д. 76/26 на земельном участке с кадастровым номером 55:36:170109:2410 площадью 1 457 кв.м, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки), расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки Ж1-447.
В целях обеспечения возможности использования жилого дома как нежилого здания выполнена перепланировка и переустройство в соответствии с разработанной ЗАО "Омскстройпроект" документацией "Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по адресу: ул. Машиностроительная угол Литейная, д. 76/26 с целью перевода в нежилое помещение - офис" (том 1, л. д. 56-81).
Постановлением Администрации города Омска N 378-П от 27.04.2017 земельному участку с кадастровым номером 55:36:170109:2410 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования: для размещения административных зданий и офисов коммерческой организации (том 1, л. д. 48-49).
На основании распоряжения администрации Ленинского административного округа города Омска от 23.04.2019 N 243 произведен перевод жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером 55:36:170101:3582 в нежилое (том 1, л. д. 50-51).
После выполненных работ по перепланировке и переустройству согласно акту приемки в эксплуатацию от 01.07.2019 объект принят в эксплуатацию комиссией по Ленинскому административному округу города Омска (том 1, л. д. 54).
29.08.2019 Орлов О.Н. обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2019- 11605592 о государственном кадастровом учёте изменений характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:170101:3582.
С заявлением представлен технический план, подготовленный в связи с изменением характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:170101:3582 по состоянию на 26.08.2019 (том 2, л. д. 74-95).
Управлением по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте от 29.08.2019 N КУВД-001/2019-11605592/2 (N МРС-0136/2019-210665-1) вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 06.09.2019 N КУВД-001/2019-10662630/1 в отношении здания с кадастровым номером 55:36:170101:3582, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная угол ул. Литейная, дом 76/26 (далее - Объект) (том 1, л. д. 18-19).
Указанное решение обусловлено необходимостью в целях кадастрового учёта изменений сведений об Объекте получения разрешения на реконструкцию объекта с кадастровым номером 55:36:170101:3582 в связи с его переводом из жилого в нежилое помещение, а также рядом причин технического характера.
В целях устранения причин приостановления кадастрового учёта Объекта заявителем 18.09.2019 подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана здания от 16.09.2019, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:170101:3582 (том 2, л. д. 109-116).
По результату рассмотрения представленных заявителем дополнительных документов 23.09.2018 регистратором принято решение о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учёта от 23.09.2019 N КУВД-001/2019-10662630/2 (том 1, л. д. 20).
Регистратором Управления Росреестра по Омской области Кривоноговой М.Ю. в уведомлениях о приостановлении кадастрового учёта указывалось на необходимость в целях осуществления кадастрового учёта изменений характеристик объекта недвижимости: жилого дома с кадастровым номером 55:36:170101:3582 получения разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного здания в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определён порядок изменения назначения помещений, но действующим законодательством не определён порядок изменения назначения здания, а также указано на изменение оконных и дверных проёмов здания и расположение здания на земельном участке с кадастровым номером 55:36:170109:2410 с видом разрешённого использования "для размещения домов индивидуальной жилой застройки".
Не согласившись с указанными решениями, в порядке статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2019 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", 20.09.2019 Орлов О.Н. обратился с заявлением об оспаривании решения о приостановлении в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Омской области (далее - Апелляционная комиссия) (том 1, л. д. 21-22).
По результатам рассмотрения обозначенного заявления Апелляционной комиссией принято решение об отклонении заявления Орлова О.Н. об обжаловании решения о приостановления N 246 от 24.10.2019 (далее - Решение) (том 1, л. д. 24-26).
В основу Решения положены те же основания, что указывались в решении о приостановлении государственного кадастрового учёта, а также отмечено несоответствие представленного заявления о государственном кадастровом учёте прилагаемым к нему документам и отступов от границы смежного земельного участка до Объекта градостроительным регламентам.
Полагая, что указанные решения нарушают права и законные интересы Орлова О.Н., последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Заявление ИП Орлова О.Н. удовлетворено судом первой инстанции, что явилось поводом для обращения Управления в суд апелляционной инстанции с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентированы Федеральным законом N 218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в силу положений Закона о государственной регистрации недвижимости понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
На основании части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов не допускается, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости или иными федеральными законами.
В соответствии с решением Управления от 06.09.2019 N КУВД-001/2019-10662630/1 о приостановлении действий по государственному кадастровому учету, а также в соответствии с решением Управления от 23.09.2019 N КУВД-001/2019-10662630/2 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, основанием для принятия данных решений послужили выводы Управления Росреестра по Омской области о необходимости заявителем получения разрешения на реконструкцию объекта с кадастровым номером 55:36:170101:3582 в связи с его переводом из жилого в нежилое помещение, а также рядом причин технического характера.
В частности, Управлением указано, что технический план содержит назначение здания "нежилое", наименование "офис", тогда как по сведениям ЕГРН наименование вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2410 "для размещения домов индивидуальной жилой застройки".
Кроме того, Управление указало, что по заявлению собственника объекта недвижимости возможно изменение только основных сведений об объекте недвижимости, к числу которых назначения здания и его наименование не относится, указанные данные изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления.
По мнению Управления Росреестра по Омской области, действующим законодательством предусмотрена возможность перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение только в отношении помещений, как одного из видов объектов недвижимости. Здание не относится к нежилым помещениям, поскольку нежилое помещение являет собой самостоятельный вид объекта недвижимости, который является частью здания. В связи с указанным, с целью эксплуатации здания в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод в эксплуатацию данного здания в порядке, предусмотренном статьями 51, 55 ГрК РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает позицию Управления Росреестра по Омской области ошибочной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
При этом частью 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесены жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Частью 2 статьи 16 ЖК РФ дано легальное определение жилого дома, каким в силу поименованной статьи признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Так, учитывая буквальное и системное толкование приведенных норм, суд апелляционной инстанции заключает, что жилой дом наряду с иными предусмотренными жилищным законодательством объектами является зданием, относясь одновременно к одному из видов жилых помещений.
Пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ объектом индивидуального жилищного строительства называется отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
При этом понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положения глав 3 и 4 ЖК РФ, определяющие условия и порядок перевода жилого в нежилое помещение и нежилого в жилое помещение, а также переустройства и перепланировки жилого помещения, распространяют свое действие на жилые дома, являющиеся одним из видов жилых помещений. Жилищным законодательством не предусмотрено исключений для осуществления процедуры перевода жилых в нежилые помещения в отношении жилых домов, являющихся одним из видов жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Как было выше сказано, согласно решению Омского городского совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок и находящийся на нем жилой дом, принадлежащие заявителю, расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки Ж1-447.
Для указанной зоны размещение административных зданий и офисов коммерческой организации относится к условно разрешенным видам использования.
Из материалов дела следует, что в целях обеспечения возможности использования жилого дома как нежилого здания выполнена перепланировка и переустройство в соответствии с разработанной ЗАО "Омскстройпроект" документацией "Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по адресу: ул. Машиностроительная угол Литейная, д. 76/26 с целью перевода в нежилое помещение - офис" (том 1, л. д. 56-81).
Постановлением Администрации города Омска N 378-П от 27.04.2017 земельному участку с кадастровым номером 55:36:170109:2410 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования: для размещения административных зданий и офисов коммерческой организации (том 1, л. д. 48-49).
Из представленного в материалы дела экспертного заключения N 6327-3 следует, что заявителем в процессе изменения объекта осуществлены следующие работы:
- раскрыты оконные проемы в наружных стенах с устройством перемычек (помещения 8 и 9, этаж 1);
- выполнен демонтаж подоконной части для устройства дверного проема (помещение 7, этаж 1);
- между помещениями 1, 3, 6 выполнено устройство дверных проемов в несущей стене с усилением (этаж 1);
- между помещениями 2 и 7 заложен дверной проем (этаж 1);
- между помещениями 1 и 2 заложен дверной и оконный проем (этаж 1);
- в помещении 3 заложен дверной проем и проем ворот (этаж 1);
- между помещениями 1 и 2, 5 и 6, 2 и 5 демонтированы ненесущие перегородки (этаж 1);
- в помещениях 1 и 7 выгорожены помещения санузлов (этаж 1);
- в помещении 2 возведена ненесущая перегородка с целью образования изолированных помещений 5 и 6 (этаж 1);
- в помещении 3 возведена ненесущая перегородка с целью образования изолированных помещений 3 и 4 (этаж 1);
- выполнен монтаж металлических крылец (этаж 1);
- между помещениями 1 и 8, 4 и 7 выполнено устройство дверных проемов в несущей стене с усилением (этаж 2);
- в помещении 4 раскрыт дверной проем в наружной стене с устройством перемычки и усиления (этаж 2);
- между помещениями 2 и 8 заложен дверной проем (этаж 2);
- в помещении 2 возведены ненесущие перегородки с целью зонирования на помещения 7, 9, 12 (этаж 2);
- в помещении 2 выполнено устройство санузла (этаж 2).
В результате обследования эксперт пришел к выводу о том, что фактическое состояние объекта соответствует разработанной ЗАО "Омскстройпроект" документации "Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по адресу: ул. Машиностроительная угол Литейная, д. 76/26 с целью перевода в нежилое помещение - офис", выполненные работы соответствуют строительным нормам и правилам, не снижают несущую способность конструкции здания, не нарушают работу инженерных коммуникаций, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, не создают угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся в здании (том 1, л. д. 92-113).
На основании распоряжения администрации Ленинского административного округа города Омска от 23.04.2019 N 243 произведен перевод жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером 55:36:170101:3582 в нежилое (том 1, л. д. 50-51).
Доводы Управления о том, что в компетенцию администраций округов г. Омска не входят полномочия по изменению функционального назначения здания (переводу жилого здания в нежилое), отклоняются апелляционным судом, поскольку указанное распоряжение не оспорено в установленном законом порядке.
После выполненных работ по перепланировке и переустройству согласно акту приемки в эксплуатацию от 01.07.2019 объект принят в эксплуатацию комиссией по Ленинскому административному округу города Омска (том 1, л. д. 54).
Акт приемки в эксплуатацию от 01.07.2019 в силу части 9 статьи 23 ЖК РФ подтверждает окончание процедуры перевода помещения и является основанием использования переведенного жилого дома в качестве нежилого объекта.
В жилом доме, принадлежащем заявителю, в связи с его переводом в нежилое помещение были выполнены работы по перепланировке и переустройству для обеспечения возможности его использования в качестве нежилого помещения.
Согласно положениям статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Правила N 170 применяются в части, не противоречащей ГрК РФ и ЖК РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в спорном жилом доме выполнены работы исключительно по изменению конфигурации помещений, установке отопительного оборудования, электрооборудования и осветительных приборов, монтаж пожарной и охранной сигнализации, что соответствует понятиям перепланировки и переустройства жилого помещения, предусмотренным статьей 25 ЖК РФ, а также изменено функциональное назначение помещений в связи с переводом жилого дома в нежилое помещение.
Согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу статьи 51 ГрК РФ реконструкция осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании разрешения на строительство и представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Действующее правовое регулирование спорных правоотношений не предусматривает правила, в соответствии с которым изменение функционального назначения жилого дома (объекта капитального строительства) возможно только в результате реконструкции, равно как не включает запрета на изменение функционального назначения (перевод) жилого помещения (жилого дома), являющегося объектом капитального строительства, в нежилое помещение в соответствии с процедурой, предусмотренной главой 3 ЖК РФ.
В настоящем случае в результате перевода жилого помещения (жилого дома), принадлежащего заявителю, в нежилое помещение с выполнением его перепланировки и переустройства, изменения параметров объекта капитального строительства (жилого дома), его частей не произошло (не изменились его высота, количество этажей, площадь и объем).
Обстоятельства того, что в ходе работ было выполнено устройство дверных проемов в несущей стене с усилением не являются основанием для вывода о реконструкции объекта капитального строительства, поскольку указанные действия подпадают под указанное в пункте 14 статьи 1 ГрК РФ исключение (улучшающие показатели несущих строительных конструкций объекта капитального строительства).
Перевод жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение и выполненные в целях обеспечения использования жилого дома как нежилого здания работы по перепланировке и переустройству жилого дома, реконструкцией объекта капитального строительства не являются.
Изложенное подтверждается проектной документацией "Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по адресу: ул. Машиностроительная угол Литейная, д. 76/26 с целью перевода в нежилое помещение - офис", разработанной ЗАО "Омскстройпроект", а также экспертным заключением N 6327-3.
Проектные решения в настоящем случае не предусматривают изменений объекта капитального строительства и его частей, затрагивающих конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, превышающих предельные параметры строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Ввиду того, что произведенные перепланировка и переустройство жилого дома не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на основании пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство в настоящем случае не требуется. Следовательно, не требуется и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, обязанность по предоставления указанных документов на предпринимателя возложена быть не может.
Ссылки подателя жалобы относительно того, что на момент проведения правовой экспертизы документов по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2410 имел вид разрешенного использования "для размещения домов индивидуальной жилой застройки", что не соответствует назначению спорного жилого дома, не принимается судом во внимание, так как Постановлением Администрации города Омска N 378-П от 27.04.2017 земельному участку с кадастровым номером 55:36:170109:2410 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования: для размещения административных зданий и офисов коммерческой организации.
Ссылки Управления на скриншоты объявлений о продаже спорного объекта, датируемые 2017-2018 годами, согласно которым спорный объект именуем как "нежилой", что, по мнению заинтересованного лица, свидетельствует о том, что назначение объекта было изменено до получения соответствующих разрешений, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные обстоятельства правомерность отказа Управления не обосновывают.
На основании изложенного обжалуемые решения Управления противоречат положениям действующего законодательств и нарушают права Орлова О.Н. как собственника объекта недвижимости, в силу чего правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Доводы подателя жалобы относительно того, что судом первой инстанции неправомерно взыскана с Управления государственная пошлина в размере 3 000 руб., отклоняются судом, так как определением Арбитражного суда Омской области от 22.05.2020 судом исправлена опечатка, указано на то, что с Управления в пользу предпринимателя подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
Судебная коллегия полагает, что удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводов, подтвержденных материалами дела и указывающих на допущенные судом нарушения норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей апелляционной жалобы не распределяются в связи с освобождением Управления от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-20909/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20909/2019
Истец: Индивидуальный предприниматекль Орлов Олег Николаевич, ИП Орлов Олег Николаевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: АО Адмистрация Ленинского г. Омска