Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 августа 2020 г. N Ф03-2976/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
28 мая 2020 г. |
А73-20460/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 09.12.2019
по делу N А73-20460/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1172724005398, ИНН 2705000941)
к Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - истец, Управление ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - заявитель, ответчик, Министерство ЖКХ) о возмещении убытков в сумме 20 687 126 руб. 16 коп., образовавшихся в результате разницы в тарифах на оплату тепловой и электрической энергии, поставляемой населению Николаевского муниципального района Хабаровского края, взысканных с истца в пользу МУП "Теплосервис" и МУП "Энергетик" судебными актами по делам: N А73-7236/2018; А73-21238/2018; А73-21236/2018; А73-21234/2018.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2019 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Министерство ЖКХ, не согласившись с решением суда, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец является лицом, на которого возложена обязанность возмещать убытки энергоснабжающим организациям при применении регулируемых тарифов, в том числе, на тепловую энергию. Заявитель указывает, что в спорные периоды для МУП "Теплосервис" и МУП "Энергетик" отсутствовали утверждённые тарифы, ввиду чего, субвенции из бюджета края для них не были предусмотрены.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ЖКХ Администрации района просит судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, уведомлённых надлежащим образом, в соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением суда по делу N А73-7236/2018 с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района в пользу муниципального унитарного предприятия "Теплосервис" взысканы убытки в сумме 5 549 493 руб. 90 коп. (разница в тарифах на тепловую энергию за период октябрь - декабрь 2017 г.). Тепловая энергия поставлялась населению Красносельского сельского поселения.
Решением суда по делу N А73-21238/2018 с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района в пользу муниципального унитарного предприятия "Теплосервис" взысканы убытки в сумме 2 737 772 руб. 19 коп. (разница в тарифах на тепловую энергию за период январь 2018 г. - 12.02. 2018 г.). Тепловая энергия поставлялась населению Красносельского сельского поселения.
Решением суда по делу N А73-21236/2018 с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района в пользу муниципального унитарного предприятия "Энергетик" взысканы убытки в сумме 6 675 821 руб. 88 коп. (разница в тарифах на электрическую энергию за период ноябрь 2017 г. - 25.01.2018 г.). Электрическая энергия поставлялась населению Константиновского, Оремифского, Озерпахского, Пуирского сельских поселений.
Решением суда по делу N А73-21234/2018 с Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района в пользу муниципального унитарного предприятия "Энергетик" взысканы убытки в сумме 5 724 038 руб. 19 коп. (разница в тарифах на тепловую энергию за период октябрь 2017 г. - 16.03.2018 г.). Электрическая энергия поставлялась населению Константиновского, Озерпахского, Пуирского сельских поселений.
Ссылаясь на то обстоятельство, что возмещение разницы в тарифах является расходным обязательством края, истец обращается с настоящим требованием в арбитражный суд.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222).
Согласно статье 3 указанного закона возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края, и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр.
Согласно пункту 1 Постановления N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, представляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядка.
В силу пункта 2.2. Порядка перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
Согласно пункту 2.4 Порядка по итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно разделу 2 Порядка, утвержденного Постановлением N 35-пр, расчет плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края. Расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Таким образом, из содержания нормативно правовых актов следует, что обязанность возмещению убытков, вызываемых применением тарифов ниже экономически обоснованных для теплоснабжающих организаций, возложена на Хабаровский край, исполняется указанная обязанность посредством передачи государственных полномочий органам местного самоуправления с одновременным перечислением субвенция для их осуществления.
Применительно к положениям ч. 2 ст. 69 АПК РФ, ввиду того, что ответчик не являлся участвующим в деле лицом, судебные акты по делам N N А73-7236/2018; А73-21238/2018; А73-21236/2018; А73-21234/2018 не имеют для ответчика преюдициального значения, однако, подлежат исследованию наряду с иными доказательствами по делу в порядке ст. 71 АПК РФ.
Заявителем не оспаривается фактическое наличие статуса у МУП Энергетик" и МУП "Теплосервис" теплоснабжающих организаций, факт несения убытков от применения тарифов и наличие оснований для их возмещения органом местного самоуправления, который был уполномочен на это в соответствии с действующим законодательством.
Доводы заявителя сводятся об отсутствии оснований для взыскания убытков, ввиду того, что выделение субвенций для возмещения расходов, возникших на основании судебных актов, не предусмотрено, равно как и выделение субвенций для МУП Энергетик" и МУП "Теплосервис" в спорный период.
Однако, отсутствие предусмотренных в бюджете Хабаровского края Министерством ЖКХ расходов на возмещение убытков указанным лицам, как и отсутствие запланированных субвенций для муниципального образования, которым фактически понесены указанные расходы ввиду осуществления полномочий государственных органов (либо подлежат несению с учетом вступивших в законную силу судебных актов), не освобождает Хабаровский край в лице Министерства ЖКХ возместить указанные убытки, причинённые отсутствием финансирования на делегированные полномочия.
Доводы заявителя о том, что бюджет Николаевского муниципального района обладает средствами на возмещение расходов, несмотря на отсутствие указанной субвенции, плановые субвенции как обязательства исполняются краевым бюджетом, а, следовательно, муниципальное образование может изыскать средства на возмещение потерь - противоречат принципам целевого и адресного характера бюджета применительно к ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подлежат отклонению.
Ввиду изложенного, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 09.12.2019 по делу N А73-20460/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20460/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2976/20
28.05.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-204/20
09.12.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-20460/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-20460/19