г. Москва |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А40-272016/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.В. Захаровой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Дорогобуж" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2020 года, принятое судьей Ю.Ю. Лакоба, в порядке упрощенного производства по делу N А40-272016/19,
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Дорогобуж"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Дорогобуж" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 190 684 руб. 21 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 21.10.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.02.2020 иск удовлетворен частично.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 04.02.2020 изменить и принять новый судебный акт, отказав истцу во взыскании 7 442 руб. 28 коп., поскольку требования на эту сумму были заявлены истцом ранее и рассмотрены в рамках другого дела, а остальные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что суд первой инстанции необоснованно отказывая в части исковых требований, применил п. 6.3 правил доставки грузов.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От ответчика поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 при непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений по проверке только части судебного акта до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, до начала судебного разбирательства возражения по проверке только части судебного акта не заявлены, законность и обоснованность решения проверяется апелляционным судом только в обжалуемой части.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 04.02.2020 не имеется на основании следующего.
Из материалов дела следует, что в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ответчик, являясь перевозчиком, нарушил нормативный срок доставки вагонов, перечисленных истцом в расчете искового заявления.
Факт просрочки доставки вагонов подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Согласно расчету истца размер пени за просрочку доставки вагонов составил 190 684 руб. 21 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия, с требованием об оплате пени за нарушение срока доставки грузов в соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положением статей 309, 310, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что факт нарушения, ответчиком сроков доставки вагонов подтвержден материалами дела, а также с учетом того, что пени по накладным ЭД841508, ЭД965722, ЭД974763 в размере 7 442 руб. 28 коп., не подлежат взысканию поскольку требования были ранее заявлены грузополучателем - ПАО "Дорогобуж", и приняты к рассмотрению Арбитражным судом г. Москвы в рамках дел N А40-272199/2019, NА40-271996/2019, NА40-272098/ 2019, а также с учетом того, что размера заявленной к взысканию пени на общую сумму 97 657 руб. 33 коп. не подлежит взысканию, в связи с наличием оснований для увеличения срока доставки на основании п. 6.3 правил доставки грузов, удовлетворил заявленные требования частично, при этом также применив положение ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизив размер взыскиваемых пеней до 60 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 6.3 Правил доставки грузов предусмотрено, что срок доставки увеличивается на все время задержки, в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Порядок расследования причин отцепки грузового вагона установлен Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утв. Президентом Комитета по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов 05.02.2013 (далее - Регламент).
Согласно п. 1.6 Регламента, неисправность грузового вагона определяется осмотрщиком вагонов вагонного депо при техническом обслуживании. Перевод вагона в неисправные, осуществляется по кодам неисправностей, указанных в классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" от 01.12.2005 (К ЖА 2005) с изменениями по состоянию на 14.03.2013 (далее - Классификатор К ЖА 2005), введённый в действие приказом Минтранса Российской Федерации от 23.12.2013 N 481.
Классификатор К ЖА 2005 для распределения причин возникновения неисправностей грузового вагона применяет цифровой код, характеризующий причину, а именно:
1 - технологическая - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО;
2 - эксплуатационная - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации;
3 - повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона.
Технологическая и эксплуатационная неисправности могут возникнуть в любой момент следования вагона, в связи с чем, сам факт принятия вагона в перевозке не может подтверждать того обстоятельства, что неисправность должна быть выявлена ответчиком еще до принятия вагона к перевозке.
Таким образом, причины неисправностей вагонов могут быть как технологические и эксплуатационные (Классификатор К ЖА 2005 05), так и связанные с нарушением ответчиком установленных правил и условий эксплуатации вагона.
В этой связи в каждом конкретном случае подлежат оценке документы по отцепке и ремонту каждого вагона.
С учетом изложенного, отнесение неисправностей к эксплуатационным либо технологическим должно осуществляться в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом обстоятельств выявления неисправностей, предшествующих этому событий объективного состояния грузовых вагонов на момент выявления.
Ответчиком в материалы дела предоставлены дорожные ведомости с соответствующими отметками; акты общей формы на начало/окончание задержки, а также итоговые акты общей формы; уведомления формы ВУ-23-М, ВУ-36; первичный акт осмотра; расчетно-дефектные ведомости; дефектные ведомости формы ВУ-22-М; акты выполненных работ, подтверждающие отсутствие вины перевозчика в возникших неисправностях.
Данные документы, являются надлежащим доказательством того, что неисправности спорных вагонов носили эксплуатационный (либо технологический) характер, то есть возникли по независящим от перевозчика причинам, так и того, что в силу положений Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", ПТЭ и Правил исчисления сроков доставки, имелись законные основания для продления сроков доставки согласно п. 6.3. Правил доставки грузов.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины по апелляционной жалобе возлагается на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 февраля 2020 года по делу N А40-272016/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272016/2019
Истец: ПАО "ДОРОГОБУЖ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"