г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А56-119931/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9520/2020) ООО "Арант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 по делу N А56-119931/2019, принятое
по заявлению ООО "Арант"
к Северо-Западному Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании действий, предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арант" (ОГРН: 1157847153397, адрес: 196240, Санкт-Петербург, ул. Костюшко, д. 88, кв. 44; далее - Общество, ООО "Арант", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 190316, Санкт-Петербург, наб.р. Фонтанки, д. 105, лит. Б; далее - Северо-Западное МУГАДН, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в издании распоряжения N 1681 от 07.10.2019 о проведении внеплановой документарной проверки, а также об оспаривании предписания от 31.10.2019 N 1681, распоряжения от 07.10.2019 N 1681.
Решением от 20.02.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в октябре 2019 года Управлением проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование транспортных средств.
07.10.2019 Управлением издано распоряжение N 1681 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Общества; цель проверки - контроль (надзор) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта; основание проверки - мотивированное представление от 03.10.2019 N 1238 по результатам анализа планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств.
18.10.2019, 31.10.2019 на основании распоряжения от 07.10.2019 N 1681 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, в ходе которой выявлены факты нарушения требований к тахографам; на транспортном средстве установлены цифровые тахографы без блока СКЗИ.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 31.01.2019 N 1681, согласно которому Обществу надлежало оснастить транспортные средства марки Universe space luxury, Sprinter, осуществляющие перевозки пассажиров, тахографами, отвечающими установленным требованиям (в соответствии с требованиями пункта 7д Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195; пункта 4е Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованием для перевозок более 8 человек (за исключением случае, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, пункта 1 Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213 "О требованиям к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы", приложения 1 пункта 2 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, утв. Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1996 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Обществу предписано в срок до 03.02.2020 устранить допущенные нарушения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий по изданию распоряжения, распоряжения и предписания.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Управление осуществляет функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта на основании Положения о Северо-Западном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утверждённого Приказом Ространснадзора от 27.06.2017 N ВБ-545фс и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.1 Приказа N ВБ-545фс, Управление осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом и в сфере дорожного хозяйства деятельность, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров.
На основании п. 6.5.7 Приказа N ВБ-545фс Управление также осуществляет в установленном порядке проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований.
Во исполнение государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры (далее - государственная функция), Министерством транспорта Российской Федерации издан Приказ от 28.12.2017 N 542 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры" (далее - Приказ N 542).
Исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
- принятие решения о проведении проверки или планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- проведение проверки или планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- оформление результатов и принятие мер по результатам проверки или планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Государственную функцию исполняют должностные лица Управления, территориальных органов, уполномоченные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 409 и постановлением Правительства Российской Федерации N 236 (п. 34 Приказа N 542).
Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (п. 68 Приказа N 542).
В целях систематизации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, при их осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) федерального государственного транспортного надзора, Приказом Ространснадзора от 11.02.2019 ВБ-91фс (ред. от 30.09.2019) "Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного транспортного надзора", утверждён перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного транспортного надзора федерального государственного транспортного надзора.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
02.10.2019 по адресу: Санкт-Петербург, пл. Искусств, д. 2, в ходе проведения рейдовых контрольно-надзорных мероприятий на основании Рейдового задания от 30.09.2019 N 15-л по Распоряжению 30.09.2019 N 15-л старшим государственным инспектором Северо-Западного МУГАДН выявлен факт перевозки пассажиров по Санкт-Петербургу в соответствии с заказ-нарядом от 30.09.2019 (фрахтовщик ООО "АРАНТ") на транспортном средстве марки UNIVERSE SPACE LUXURY г.р.з. B617TT 178 без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахограф): на автобусе установлен аналоговый тахограф ЕСТР без блока СКЗИ; допуск на международные автомобильные перевозки отсутствовал.
03.10.2019 по адресу: Санкт-Петербург, пл. Искусств, д. 2 в ходе проведения рейдовых контрольно-надзорных мероприятий на основании Рейдового задания от 30.09.2019 N 15-л по Распоряжению 30.09.2019 N 15-л старшим государственным инспектором Северо-Западного МУГАДН выявлен факт перевозки пассажиров по Санкт-Петербургу в соответствии с заказ-нарядом от 02.10.2019 (фрахтовщик ООО "АРАНТ") на транспортном средстве Мерседес-Бенц Спринтер г.р.з. М759ТЕ 05 без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахограф): на автобусе установлен аналоговый тахограф ЕСТР без блока СКЗИ, допуск на международные автомобильные перевозки отсутствовал.
По результатам плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств составлены Акты N 1236 от 02.10.2019 и N 1238 от 03.10.2019 (л.д.24-31), в которых отражены нарушения обязательных требований транспортного законодательства в сфере обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, допущенных Обществом, в связи с чем должностным лицом Северо-Западного МУГАДН составлены Мотивированные представления по результатам анализа планового (рейдового) осмотра транспортных средств N 1236 от 02.10.2019 и N 1238 от 03.10.2019 с предложением провести внеплановую документарную проверку в отношении Общества на основании подп. "а" п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Законом N 294-ФЗ.
Согласно подп. "а" п. 2 ч. 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Пунктом 44 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры", утверждённым Приказом N 542 (далее - Приказ N 542), установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Ространснадзора или территориального органа.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Управления, территориального органа в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Ространснадзора или территориального органа, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах действий в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя (п.п. 58, 59 Приказа N 542).
Проверки проводятся должностными лицами Управления и (или) территориального органа на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Ространснадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа (п. 24 Приказа N 542).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Управления, выраженные в издании Распоряжения N 1681 от 07.10.2019 о проведении в отношении ООО "Арант" внеплановой документарной проверки, осуществлены в пределах полномочий Управления и с соблюдений требований, установленных Приказом N 542, Законом N294-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортньк средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации данных положений Федерального закона 196-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации N 1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и МВД России издан приказ от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее - приказ N36) и приказ Минтранса России от 21.08.2013 N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" устанавливающий процедуры и этапы оснащения тахографами транспортных средств различных категорий и видов.
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации (абз. 2 п. 1 приказа N 36).
Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (абз. 3 п. 1 приказа N 36).
В соответствии с п. 77 Приказа N 542, должностными лицами Управления территориального органа выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание представляет собой акт должностного лица уполномоченного органа, содержит властное волеизъявление, выдано Управлением в рамках его компетенции.
В связи с тем, что в ходе проверки установлено, что тахографы не оснащены блоком СКЗИ, в выданном Обществу Предписании Управление правомерно предписало Обществу привести в соответствие положениям вышеуказанных подзаконных нормативных актов тахографы, подлежащих установке на транспортные средства марки.
При этом факт того, что тахографы не оснащены блоками СКЗИ, Обществом не оспаривался.
На основании части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ контролирующие органы обязаны выдать предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) об устранении нарушений, выявленных по результатам проведенной в его отношении проверки.
Следовательно, в направляемом юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) предписании контролирующий орган вправе требовать приведения в соответствие положениям указанных подзаконных нормативных актов тахографов, подлежащих установке на транспортное средство в силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Данный подход соответствует правовой позиции, содержащейся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N АКПИ15-585.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2020 года по делу N А56-119931/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арант" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Арант" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119931/2019
Истец: ООО "АРАНТ"
Ответчик: Северо-Западное Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта