г. Владимир |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А11-10045/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.05.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.02.2020 по делу N А11-10045/2019,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Голенкова Сергея Сергеевича (ИНН 330503141340, ОГРНИП 316332800088492) об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области от 31.05.2019 N 22.
В судебном заседании принял участие Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области - Давыдова Е.П. по доверенности от 09.01.2020 N 02-07/7 сроком действия до 31.12.2020.
Индивидуальный предприниматель Голенков Сергей Сергеевич, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области (далее - Инспекция, административный орган) в отношении индивидуального предпринимателя Голенкова Сергея Сергеевича (далее - Предприниматель, Голенков С.С.), осуществляющего деятельность по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Мира, 2, 214, проведена проверка по вопросу сдачи в полном объеме в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет и использованию специальных банковских счетов для осуществления расчетов за проверяемый период с 01.01.2018 по 16.11.2018.
В качестве оснований для проведения проверки налоговым органом указано поручение от 14.05.2019 N 16, а также статья 7 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н, статья 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), часть 7 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
По результатам проверки Инспекцией выявлено нарушение, выразившееся в неиспользовании платежным агентом - Голенковым С.С. специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов.
Выявленное нарушение отражено в акте проверки порядка использования специальных банковских счетов от 27.05.2019 N 5.
Усмотрев в деянии Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 27.05.2019 составило в отношении Голенкова С.С. протокол об административном правонарушении N 22.
По итогам рассмотрения материалов дела административным органом 31.05.2019 вынесено постановление N 22 о привлечении Голенкова С.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 31.05.2019 N 22.
Решением от 04.02.2020 Арбитражный суд Владимирской области оспоренное постановление признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что Предприниматель при приеме платежей от физических лиц за реализованные товары в пользу общества с ограниченной ответственностью "СДЭК-Регион" является платежным субагентом и обязан выполнять требования Федерального закона N 103-ФЗ. В то же время расчеты, осуществляемые между Голековым С.С. с физическими лицами по оплате доставки товара, не попадают по действие Федерального закона N 103-ФЗ.
Инспекция утверждает, что Голенков С.С., являясь платежным агентом (субагентом), принимающим платежи у физических лиц за отправления, в нарушение положений Федерального закона N 103-ФЗ не открыл специальный банковский счет.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения, также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Предпринимателя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с частью 14 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ).
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017, разъяснено, что лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом и не может быть привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Из положений Федерального закона N 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Согласно статье 1 Федерального закона N 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.
Таким образом, действие Федерального закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Предпринимателем заявлен вид экономической деятельности - деятельность курьерская. По данному виду деятельности Голенков С.С. является плательщиком упрощенной системы налогообложения.
По состоянию на 14.05.2019 Предприниматель имеет расчетный счет N 40802810302270005924, открытый в публичном акционерном обществе Банка "ФК ОТКРЫТИЕ", дата открытия - 23.08.2016.
Между Голенковым С.С. (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью "СДЭК-Регион" (далее - ООО "СДЭК-Регион") (клиент) заключен договор возмездного оказания услуг от 18.08.2016. N РФЗ-504-504, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию клиента оказать следующие услуги:
- осуществлять доставку отправлений (товаров, грузов, корреспонденции и т.д.) третьим лицам (получателям) либо выдачу отправлений получателям со склада исполнителя;
- по поручению клиента от своего имени принимать наличные денежные средства за доставленные отправления от получателей, а клиент обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Исполнитель обязан производить зачисление на свой банковский счет денежных средств, поступивших от получателей в виде наложенного платежа ежедневно, в день получения соответствующих сумм от получателей, в размере 100% от суммы принятых платежей. Также исполнитель обязан перечислять клиенту на банковский счет денежные средства, поступившие от получателей в виде наложенного платежа не позднее дня, следующего за днем получения соответствующих сумм от получателей, в размере 100% от суммы принятых платежей.
Вознаграждение исполнителя за прием от получателей наложенного платежа за доставленные отправления составляет 1% от размера принятых исполнителем от получателя наличных денежных средств в качестве наложенного платежа.
Пунктом 4.5 договора установлено, что исполнитель дает согласие клиенту в бесспорном (безакцептном) порядке списывать со специального банковского счета исполнителя суммы наложенного платежа в случае задолженности по их перечислению свыше трех календарных дней после наступления срока платежа.
Инспекция пришла к выводу, что исходя из вышеприведенных условий договора Предприниматель является платежным субагентом (агентом), а ООО "СДЭК-Регион" - платежным агентом (поставщиком), так как Предприниматель в рамках данного договора с ООО "СДЭК-Регион" обязан от своего имени принимать наличные денежные средства за доставленные отправления от получателей за определенное вознаграждение.
Кроме того, между Голенковым С.С. (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью "ТД АСКОНА" ИНН 3305051742, обществом с ограниченной ответственностью "Фирма ЦИКЛ" ИНН 3305014229, индивидуальным предпринимателем Морозовой Е.В. ИНН 330573П4397, индивидуальным предпринимателем Парамоновой М.Н. ИНН 330506386437, индивидуальным предпринимателем Фатахтиновой О.А. ИНН 330508664312, обществом с ограниченной ответственностью "366 дней" ИНН 3305720383, индивидуальным предпринимателем Дурандиной Л.А. ИНН 771770155087, обществом с ограниченной ответственностью "Аскона-Век" ИНН 3305037917, обществом с ограниченной ответственностью "Инструментальный Мир" ИНН 3305057840, индивидуальным предпринимателем Паниным А.Е. ИНН 330575695806, обществом с ограниченной ответственностью "Ковалло" ИНН 3305710120, индивидуальным предпринимателем Куревлевой Н.В. ИНН 330573228570, индивидуальным предпринимателем Горбуновым В.А. ИНН 330572848807, индивидуальным предпринимателем Почхуа М.М. ИНН 330503558783, индивидуальным предпринимателем Ильюхиным М.О. ИНН 330501383055. обществом с ограниченной ответственностью "Траектория" ИНН 7707338615, индивидуальным предпринимателем Кокуриным СМ. ИНН 330502814890, обществом с ограниченной ответственностью "ТехБай" ИНН 7723679965. индивидуальным предпринимателем Хмелевским А.П. ИНН 333410395563, обществом с ограниченной ответственностью "ХИЛДИНГ АНДЕРС РУС" ИНН 5029192897, обществом с ограниченной ответственностью "Русская Ферма" ИНН 3305720104, индивидуальным предпринимателем Смирновой Т.Р. ИНН 330505617681, индивидуальным предпринимателем Отдельновым ЕЕ. ИНН 330572447820. индивидуальным предпринимателем Семаевым Д.А. ИНН 582601062779, индивидуальным предпринимателем Имамиевым А.Р. ИНН 330574403391, индивидуальным предпринимателем Киреевой О.А. ИНН 330570796102, индивидуальным предпринимателем Старостиным Е.В. ИНН 773119572484, индивидуальным предпринимателем Малковой Е.В. ИНН 330506275399, индивидуальным предпринимателем Кривушиным А.В. ИНН 3305570988069, индивидуальным предпринимателем Кузнецовым В.Е. ИНН 330501760360, обществом с ограниченной ответственностью "ДД-Тюнинг" ИНН 3305792250, индивидуальным предпринимателем Николаевой Н.Г. ИНН 330574646820, индивидуальным предпринимателем Ореховой Ю.Ю. ИНН 330504652605 (клиенты) заключены договоры возмездного оказания курьерских услуг.
В соответствии с перечисленными договорами исполнитель обязуется по заданию клиентов оказать следующие услуги:
- осуществлять прием, доставку (вручение) отправлений (письменная корреспонденция, посылки, а также иные вложения документарного и недокументарного характера) третьим лицам (получателям) либо выдачу отправлений получателям со склада исполнителя;
- принимать наличные денежные средства за доставленные отправления клиентов (стоимость реализованного клиентом получателю товара) от получателей, а клиент обязуется принять оказанные услуги и оплатить.
Исследовав указанные договоры возмездного оказания курьерских услуг, Инспекция также пришла к выводу, что Голенков С.С. является платежным агентом, а вышеперечисленные клиенты - поставщиками.
В ходе проверки Инспекция выявила, что согласно анализу принятых платежей по счету 76 за период с 15.04.2019 по 14.05.2019 сумма принятых Предпринимателем платежей наличными денежными средствами по деятельности платежного агента в рамках вышеперечисленных договоров составила 2 558 381 руб. 96 коп.
Полученные от физических лиц денежные средства по деятельности платежного агента в рамках вышеперечисленных договоров на специальный банковский счет Голенкова С.С. не зачислялись в виду его отсутствия.
При вынесения постановления от 31.05.2019 N 22 Инспекции сочла, что в нарушение частей 14, 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ Голенков С.С. как платежный агент (субагент) в период с 15.04.2019 по 14.05.2019 не исполнил обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет.
Между тем, анализ представленных в материалы дела договоров свидетельствует о том, что в рамках рассматриваемых договоров осуществляемая Предпринимателем деятельность, помимо приема от получателей наличных денежных средств за доставленные отправления, включает прием и доставку отправлений (товаров, грузов, корреспонденции и т.д.) третьим лицам (получателям) либо выдачу отправлений получателям со склада исполнителя.
При этом курьерская деятельность является для Предпринимателя основной.
Следовательно, Голенков С.С. не может быть признан платежным агентом, на которого распространяется действие Федерального закона N 103-ФЗ, поскольку в рамках указанных договоров оказывает иные услуги, помимо приема наличных денежных средств за доставленные отправления.
Отсутствие в рассматриваемом случае у Предпринимателя статуса платежного агента свидетельствует об отсутствии в его действиях нарушений требований частей 14, 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 31.05.2019 N 22.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению кА противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.02.2020 по делу N А11-10045/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10045/2019
Истец: Голенков Сергей Сергеевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Владимирской области