г. Тула |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А23-2468/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Семенихиной Виктории Владимировны, ответчика - Городской Думы городского поселения "Город Малоярославец", третьего лица - администрации муниципального образования Городское поселение "Город Малоярославец", извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семенихиной Виктории Владимировны на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.10.2019 по делу N А23-2468/2019 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Семенихина Виктория Владимировна (Калужская область, Малоярославецкий район, с. Маклино, ОГРНИП 309401119400047, ИНН 401102769380) (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Городской Думы городского поселения "Город Малоярославец" (Калужская область, г. Малоярославец ОГРН 1064011004870, ИНН 4011017250) (далее - ответчик, дума) от 22.11.2018 N 364 в части исключения из схемы-таблицы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" нестационарного торгового объекта, расположенного вблизи дома 29 по улице Российских газовиков города Малоярославец Калужской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Городское поселение "Город Малоярославец" (Калужская область, г. Малоярославец, ОГРН 1024000693364, ИНН 4011006450).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.10.2019 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ИП Семенихина Виктория Владимировна просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу Городская Дума городского поселения "Город Малоярославец", администрация муниципального образования Городское поселение "Город Малоярославец", опровергая доводы жалобы, просят в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, решением Городской Думы городского поселения "Город Малоярославец" от 23.04.2015 N 539 утверждена схема-таблица размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" (далее - схема).
В действующей схеме предусмотрено место размещения нестационарного объекта - г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29 (продукты) - пункт 20.
Между администрацией муниципального образования Городское поселение "Город Малоярославец" и ИП Семенихиной В.В. 01.03.2016 заключен договор N 2 на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29.
Пунктом 4.1 указанного договора срок его действия установлен до 22.04.2017.
Письмом от 16.03.2017 N 702 администрация уведомила предпринимателя о необходимости принятия мер по приведению НТО в соответствие с действующими правовыми актами с соблюдением пожарных и санитарно-эпидемиологических правил.
Дополнительным соглашением от 26.05.2017 N 1 к договору от 01.03.2016 N 2 изменен пункт 4.1 договора, срок действия договора продлен до 01.11.2017 с целью предоставления ИП Семенихиной В.В. срока для проведения НТО, расположенного по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29, в соответствие с действующими требованиями нормативно-правовых актов МО ГП "Город Малоярославец".
Также с данной целью дополнительным соглашением от 21.12.2017 N 2 к договору от 01.03.2016 N 2 изменен пункт 4.1 договора, срок действия договора указан до 01.06.2018, согласован порядковый номер НТО в схеме - пункт 26, а также дополнительным соглашением от 01.06.2018 N 3 к договору от 01.03.2016 N 2 изменен пункт 4.1 договора, срок действия договора указан до 01.11.2018, согласован порядковый номер НТО в схеме - пункт 25.
В связи с обращением ИП Семенихиной В.В. (от 04.04.2018 вх. N 1330) в адрес Администрации МО ГП "Город Малоярославец" о выдаче подтверждения соответствия НТО, расположенного по адресу: г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29, требованиям порядка размещения НТО на территории МО ГП "Город Малоярославец" комиссия по НТО при администрации МО ГП "Город Малоярославец" произвела осмотр данного НТО, по результатам которого составлен акт осмотра НТО от 26.04.2018, согласно которому данный НТО не соответствует пункту 2 статьи 20 Правил землепользования и застройки МО ГП "Город Малоярославец", утвержденных решением Городской Думы от 28.02.2017 N 173. НТО находится в опасной зоне - был сход снега с крыши многоэтажного дома, что подтверждается актом, составленным ООО УК "Союз" от 30.03.2018. Управляющая компания не может производить уборку снега с кровли многоэтажного жилого дома в связи с близко расположенным НТО.
ИП Семенихиной В.В. необходимо решить вопрос о безопасном размещении НТО и место установки торгового объекта согласовать с жителями многоквартирного жилого дома в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Правил землепользования и застройки МО ГП "Город Малоярославец".
В связи с этим администрацией МО ГП "Город Малоярославец" в адрес предпринимателя направлено письмо от 03.05.2018 N 1586 с предложением рассмотреть вопрос о расположении НТО в безопасном месте, также обращено внимание на то, что при размещении объекта вблизи многоквартирного дома в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Правил землепользования и застройки МО ГП "Город Малоярославец" требуется согласование с жителями многоквартирного жилого дома.
Решением Городской Думы городского поселения "Город Малоярославец" 22.11.2018 принято решение N 364, в том числе и об исключении из схемы-таблицы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" нестационарного торгового объекта (пункт 25), расположенного вблизи дома 29 по улице Российских газовиков города Малоярославец Калужской области (пункт 1.2).
Письмом от 10.12.2018 N 5188 администрация МО ГП "Город Малоярославец" уведомила предпринимателя о принятом Городской Думой городского поселения "Город Малоярославец" решении от 22.11.2018 N 364, указав, что НТО не соответствует пункту 2 статьи 20 Правил землепользования и застройки МО ГП "Город Малоярославец", утвержденных решением Городской Думы от 28.02.2017 N 173 и требованием демонтировать НТО.
Также предпринимателю предложено рассмотреть возможность размещения ее НТО в иных указанных в письме свободных местах.
Не согласившись с принятым решением от 22.11.2018 N 364 в части исключения из схемы-таблицы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" нестационарного торгового объекта, расположенного вблизи дома 29 по улице Российских газовиков города Малоярославец Калужской области, ИП Семенихина В.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 381-ФЗ его целью является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу пункта 2 части 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Из пункта 15 части 1 статьи 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что после принятия Федерального закона N 381-ФЗ единственным правовым основанием размещения нестационарных торговых объектов в силу пункта 2 части 3 статьи 17 Закона должна была явиться схема их размещения, утвержденная органом местного самоуправления в соответствующем порядке.
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Городской Думы городского поселения "Город Малоярославец" от 18.12.2014 N 508 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории МО ГП "Город Малоярославец" (далее - Порядок N 508).
В соответствии с пунктом 8.1 Порядка N 508 при размещении и эксплуатации НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственник НТО обязан соблюдать правила пожарной безопасности согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также выполнять требования по содержанию и благоустройству НТО, места его размещения и прилегающей территории согласно правилам благоустройства МО ГП "Город Малоярославец" (пункт 8.4 Порядка N 508).
Решением Городской Думы городского поселения "Город Малоярославец" от 23.04.2015 N 539 утверждена схема-таблица размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец".
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что место нахождения нестационарного объекта, в котором ИП Семенихиной В.В. осуществляется предпринимательская деятельность, согласно адресному ориентиру: г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29, включено в схему размещения НТО.
Между администрацией муниципального образования Городское поселение "Город Малоярославец" и ИП Семенихиной В.В. заключен договор от 01.03.2016 N 2 на размещение НТО по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29.
С учетом дополнительного соглашения от 01.06.2018 N 3 к договору от 01.03.2016 N 2 срок действия договора установлен до 01.11.2018.
Пунктом 3.2.9 договора от 01.03.2016 N 2 предусмотрено, что ИП Семенихина В.В. обязана при прекращении договора в 3-дневный срок обеспечить демонтаж и вывоз объекта с места его размещения.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем, ИП Семенихина В.В. с заявлением о продлении срока действия договора от 01.03.2016 N 2, равно как и с заявлением о заключении нового договора на размещение НТО по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29, в связи с истечением срока действия договора от 01.03.2016 N 2 - 01.11.2018, в администрацию не обращалась.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что 01.11.2018 срок действия договора от 01.03.2016 N 2 на размещение НТО по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29, истек.
Кроме того, в соответствии с пунктом 36 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В силу части 1 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 N 947 с 26.09.2017 введен в действие абзац 2 пункта 74 Правил противопожарного режима, в соответствии с которым временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается представленными в материалы дела актом осмотра нестационарного торгового объекта (осмотр проведен по определению судебной коллегии от 03.02.2020) от 05.03.2020, составленного должностными лицами администрации и заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Малоярославецкого района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калужской области Недорезовым Е.П. (т. 2, л. д. 70), фототаблицами (т. 2, л. д. 72 - 75), письмом отдела надзорной деятельности и профилактической работы Малоярославецкого района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калужской области (т. 2, л. д. 71), что противопожарный разрыв между временным сооружением - нестационарным торговым объектом по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Российских газовиков, вблизи дома 29, и многоквартирным жилым домом по данному адресу составляет 1,2 м. При этом стена многоквартирного жилого дома N 29 по ул. Российских газовиков г. Малоярославец Калужской области, обращенная непосредственно к нестационарному торговому объекту, не является противопожарной.
Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ИП Семенихина В.В. в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представила.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения Городской Думы городского поселения "Город Малоярославец" от 22.11.2018 N 364 в части исключения из схемы-таблицы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" нестационарного торгового объекта, расположенного вблизи дома 29 по улице Российских газовиков города Малоярославец Калужской области.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы индивидуальный предприниматель Семенихина Виктория Владимировна по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Калужского отделения N 8608/24 от 13.11.2019 уплатила государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, то на основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 350 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.10.2019 по делу N А23-2468/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семенихиной Виктории Владимировны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Семенихиной Виктории Владимировне (Калужская область, Малоярославецкий район, с. Маклино, ОГРНИП 309401119400047, ИНН 401102769380) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 350 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Калужского отделения N 8608/24 от 13.11.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2468/2019
Истец: Семенихина Виктория Владимировна
Ответчик: Городская Дума городского поселения Город Малоярославец, Городская Дума муниципального образования Город Малоярославец Калужской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ "ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ"