г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А56-17167/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Кротова С.М., Сотова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: представитель Королева Е.В. по доверенности от 20.12.2019;
от ответчика: Авраменко С.Н. по паспорту;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-17167/2019, рассматриваемое по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по иску
общества с ограниченной ответственностью "Янтарь"
к Авраменко Светлане Николаевне
об обязании передать документы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Авраменко Светлане Николаевне (далее - ответчик, Авраменко С.Н.) об обязании передать Обществу оригиналы следующих документов:
1. договоры: N 7650 от 28.12.2015, N 129 от 16.06.2016, N 16-001 от 12.01.2016, N 1 от 19.08.2016, N ПС/19505/16 от 01.02.2016, N 2178/16-П от 4.08.2016, N ПС/14581/17 от 01.02.2017, N 48-С2/16 от 07.11.2016, N 16/02/24-1 от N АС00-002609 от 08.11.2016, N 1689R от 04.03.2016, N 22/СО от 6.09.2016, N 7925-220716 от 22.07.2016, N 3 от 17.01.2017, N 08382 от 01.05.2016, N 3 от 02.04.2016, N 16-028 от 18.05.2016, N 16/070 от 23.05.2016, N 2/200307 от 20.03.2017, а также контракты N 4-17 от 20.03.2017, N 3-17 от 20.03.2017, N 7-17 от 20.03.2017.
2. входящие и исходящие первичные документы от следующих контрагентов: ООО "АВТОЛИГА+", ООО "КОМПАНИЯ "ТЕНЗОР", АО "ТАНДЕР", ООО "КОПИ СЕРВИС", АО"ФРЕЙТЛИНК", ООО "КОРУС КОНСАЛТИН СНГ", ЗАО "Калуга Астрал", ООО "КС-СЕРВИС", ЗАО "СОВЕТНИК", ООО "Ленинград ПРИНТ", ЗАО "ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК", ООО "Леруа Мерлен Восток", ИП Гамоненко Василий Александрович, ООО "МЕДИА-МАРКТ-САТУРН", ИП Катаргин Сергей Геннадьевич, ООО "М-ЛОГИСТИК", ПП Кузьмичев Виктор Анатольевич, ООО "О.Л.К.", ИП Малышев А.С., ООО "ОФИСМА СПБ", ИП Плятерович Ирина Александровна, ООО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Астрал СПб", ООО "ПЭК", ООО "БАЙКАЛ СЕРВИС", ООО "РА Мегагрупп", ООО "БИ ЛОДЖИСТИК", ООО "Тест-С.-Петербург", ООО "ВЕСЕЛЫЙ ВОДОВОЗ", ООО "ТИПОГРАФИЯ МИХАИЛА ФУРСОВА", ООО "Горизонт", ООО "ТНТ ЭКСПРЕСС УОРЛДУАИД (СНГ)", ООО "ДНС-ЦФО", ООО "ХВАЛОВСКАЯ", ООО "ДРЕВПРОМТАРА", ООО "ХЭДХАНТЕР", ООО "ИКЕА ДОМ", ООО "Яндекс", ООО "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", ООО "Полимер Снаб", ООО "КанцПроф СПб", ООО "Производственная фирма "ДАР", ООО "КНС Нева".
3. учредительные документы ООО "Янтарь": решение об учреждении Общества, устав Общества, утвержденный учредителями (участниками) Общества, а также внесенные в устав Общества, утвержденный учредителями (участниками) Общества, и зарегистрированные в установленном порядке изменения; протокол (протоколы) собрания учредителей Общества, содержащий решение о создании Общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал Общества, а также иные решения, связанные с созданием Общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию Общества; документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящееся на его балансе.
3. документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бума Общества за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
4. протоколы общих собраний участников Общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) Общества, коллегиального исполнительного органа Общества и ревизионной комиссии Общества за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
5. списки аффилированных лиц Общества; за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
6. заключения ревизионной комиссии (ревизора) Общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля, за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
7. иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом Общества, внутренними документами Общества, решениями общего собрания участников Общества, совета директоров (наблюдательного совета) Общества и исполнительных органов Общества, за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
8. первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения Общества за период с 10.03.2017 по 17.10.2018, в том числе:
9. информационная система бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета за периоде 10.03.2017 по 17.10.2018;
10. бухгалтерские балансы за период с 10.03.2017 по 17.10.2018 с приложениями к ним и пояснительными записками;
11. отчет о прибылях и убытках за период с 10.03.2017 по 17.10.2018 с приложениями;
12. аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
13. документация по учету труда и его оплаты за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
14. документация по учету основных средств и нематериальных активов за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
15. документация по учету кассовых операций за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
16. документация по учету материалов за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
17. документация по учету результатов инвентаризации за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
18. документация по учету работ по капитальному строительству и ремонтно-строительных работ за период с 10.03.2017 по 17.10.2018;
19. документация по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения;
20. документация по безналичным расчетам;
21. выписки по счетам в банках;
22. отчет об изменениях капитала;
23. отчет о движении денежных средств;
24. регистры бухгалтерского учета;
25. ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений;
26. ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС;
27. ведомость учета затрат на производство;
28. ведомость учета денежных средств и фондов;
29. ведомость учета расчетов и прочих операции;
30. ведомость учета реализации;
31. ведомость учета расчетов с поставщиками;
32. ведомость учета оплаты;
33. книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности;
34. ведомость учета расчетов и прочих операций;
35. первичные учетные документы, применяемые для оформления хозяйственных операций, в том числе электронные;
36. акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами;
37. формы внутренней бухгалтерской отчетности;
38. документы инвентаризации и оценки имущества организации;
39. заключения службы внутреннего аудита, ревизоров, иные документы системы внутреннего контроля организации;
40. правила соблюдения порядка документооборота;
41. сметы расходов и отчеты об их исполнении;
42. справка об обязательствах организации, в т.ч. по платежам в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по кредитам и займам;
43. калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг);
44. документы по оплате труда работников;
45. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, в том числе:
46. учетная политика бухгалтерского учета Общества;
47. учетная налоговая политика организации;
48. налоговая отчетность;
49. акты аудиторских, налоговых и иных проверок;
50. отчетность по обязательным страховым взносам;
51. Акты аудиторских, налоговых и иных проверок;
52. Положения, инструкции, приказы и другие нормативные документы по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности;
53. Книги и журналы регистрации: доверенностей, приходных и расходных кассовых документов, товарно-материальных ценностей, требующих взвеса тары, учета полученных и выданных счетов-фактур, покупок и продаж, банковских чековых книжек;
54. Документы по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь за 2015-2017 года;
55. Документы по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, в т.ч. материалы, переданные в необходимых случаях в следственные и судебные органы за 2015-2017 года;
56. Методические рекомендации, указания, разъяснения руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности;
57. внутренние документы Общества;
58. положения о филиалах и представительствах Общества;
59. Приказ о принятии учетной политики и саму учетную политику;
60. Печати и штампы организации;
61. Банковские карты, выданные Обществу;
62. Сведения об основных видах деятельности предприятия;
63. Расшифровку кредиторской задолженности с указанием сумм, периода их возникновения и адресов кредиторов;
64. Сведения о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;
65. Сведения о займах и кредитах;
66. Расшифровку дебиторской задолженности с указанием сумм, периода их возникновения и адресов кредиторов;
67. Перечень имущества (здания, сооружения, транспорт, земельные участки, машины и оборудование и пр.), в т.ч. объектов незавершенного строительства;
68. Документы, подтверждающие права на имущество и основания их постановки на учет, в т.ч. свидетельства о праве собственности;
69. Сведения о наличии акций, облигаций и иных ценных бума третьих лиц;
70. Перечень запасов, готовой продукции, остатков в незавершенном производстве;
71. Сведения об обременении имущества перед третьими лицами (имущество в залоге, имущество, переданное в аренду);
72. Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество предприятия (судебные споры, исполнительные листы, решения судов, действия судебных исполнителей, перечень арестованного имущества);
73. Сведения о фактической численности работников предприятия, о бывших работниках предприятия, сведения персонального состава работников, а также сведения о месте их постоянного или временного проживания для надлежащего их уведомления, а так же сведения о численности работников на дату от 18.01.2016, а также сведения о сумме задолженности перед указанными лицами с подтверждающими документами на указанную дату;
74. Сведения о выданных доверенностях;
75. Сведения об организации и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально-ответственных лицах с предоставлением соответствующих приказов;
76. Договорная база предприятия за весь период деятельности;
77. Результаты ежегодной инвентаризации с 2017 года по настоящее время;
78. Договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности;
79. Материалы судебных процессов - уголовных, административных, гражданских (с 2017 года по настоящее время)
80. Электронные базы данных
81. Печати, штампы товарные и материальные и иные ценности
82. Иные документы Общества, которые хранились у Авраменко С.Н.
Также истец просил присудить денежные средства на случай неисполнения судебного акта по истребованию документов со стороны Авраменко С.Н. в пользу ООО "Янтарь" по истечении 5 (пяти) календарных дней с момента вынесения такого судебного акта об истребовании документов в виде установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 7 (семь) календарных дней просрочки 100 000 руб., за вторые 7 (семь) календарных дней просрочки 200 000 руб. и далее увеличивая каждые 7 (семь) календарных дней стоимость дня просрочки на 15 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано
Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указало, что судом первой инстанции не было учтено, что документы, истребуемые истцом, отличаются от тех, что указаны в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу N A56-65045/2017, и могли быть только у Авраменко С.Н., поскольку ответчик являлась директором Общества с 10.03.2017 по 17.10.2018.
Также податель жалобы указал на неполное выяснение судом обстоятельств наличия у Авраменко С.Н. документов, имеющих значение для дела, и недоказанность факта их отсутствия у ответчика со ссылкой на их хищение, а также необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайства истца об отложении судебного заседания для возможного урегулирования спора и выяснения содержания оставшихся у Авраменко С.Н. документов.
Кроме того, Общество полагает, что ответчик не доказал факт передачи истребуемых документов, при этом судом не исследована инвентаризационная опись по акту инвентаризации N 1 от 22.10.2018, подтверждающая какие документы находятся в Обществе, а какие документы отсутствуют.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлены основания для безусловной отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N36), в случае, если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 АПК РФ об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании от 18.07.2019 истцом было подано ходатайство об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ (л.д. 232-236), согласно которому истец просил увеличить размер неустойки на случай неисполнения судебного акта, а также просил истребовать у ответчика следующие документы:
1. договор поставки с N 17-15 от 31.03.2017 и N КП/2017-06/28 от 28.06.2017 со всеми дополнительными соглашениями, актами, товарными накладными, свидетельствами, документами, подтверждающими исполнение договора в том числе:
- подлинники спецификаций и транспортных накладных к ним;
- товарно-транспортные накладные, подтверждающие, откуда и каким образом спорный товар вывозился, а также в каком месте производилась отгрузка товара Поставщиком оспариваемых товаров в адрес ООО "ТЛЦ", ООО "ТЛЦ" в адрес ООО "Янтарь";
- договоры с транспортными компаниями, осуществляющими перевозку спорного товара;
- счета, выставленные ООО "ТЛЦ" об оплате спорного товара ООО "Янтарь", а также документы, подтверждающие получение данных счетов ООО "Янтарь";
- Уведомление в ООО "Янтарь" о готовности товара к отгрузке, а также документы, подтверждающие факт получения такого уведомления ООО "Янтарь";
- Акт сверки между ООО "Янтарь" и ООО "ТЛЦ" по поставленному товару;
- Документы, подтверждающие какой-либо из способов доставки товара в адрес ООО "ТЛЦ";
- Сведения о местонахождении товара по договорам поставки, его последующей реализации с приложением подтверждающих документов;
- Сведения о хранении товара в ООО "Янтарь" и дальнейшей реализации с подтверждающими документами.
2. договор на оказание юридических услуг от 01.08.2017 N 10-17 с индивидуальным предпринимателем Костенок Александрой Сергеевной со всеми актами, со всеми дополнительными соглашениями, документами, подтверждающими исполнение договора.
3. трудовой договор с Авраменко С.Н. N 11 от 20.03.19 и допсоглашение к нему от 29.12.17, приказ о назначении на должность 7/17 от 20.03.2019, иные дополнительные соглашения к трудовому договору, табели учета рабочего времени за период с 10.03.2017 по 17.10.2018, сведения об оплате труда Авраменко С.Н. и нанятых ей работников за период с 10.03.2017 по 17.10.2018, сведения об оплате страховых взносов, НДФЛ за период с 10.03.2017 по 17.10.2018.
4. документы и сведения, признанные отсутствующими в Обществе по результатам инвентаризации, изложенной в справке о результатах инвентаризации документов в ООО "Янтарь" в связи со сменой генерального директора Общества по состоянию на 22.10.2018.
Между тем, материалы дела, в том числе обжалуемое решение от 16.12.2019, не содержат какого-либо процессуального решения суда первой инстанции о принятии или отклонении уточненных исковых требований Общества, в связи с чем, суд апелляционной инстанции, констатировав наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, применительно к положениям пункта 27 Постановления N 36, определением от 04.03.2020 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, удовлетворил ходатайство Общества об уточнении исковых требований от 18.07.2019 (т.1, л.д. 232-236), отложил рассмотрение дела на 31.03. 2020 года в 16 час. 00 мин.
Обществу было предложено представить уточненный перечень документов по пункту 85 уточненных исковых требований (л. д. 236), сторонам предписано провести сверку по наличию в Обществе документов, истребуемых истцом с определением места проведения сверки.
Определением от 26.03.2020 во исполнение Постановления Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808 дата судебного разбирательства была изменена на 29.04.2020 на 9 час. 50 мин.
Определением от 29.04.2020 во исполнение постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 29.04.2020 N 822 дата судебного разбирательства была изменена на 20.05.2020 на 16 час. 10 мин.
Определением от 19.05.2020 в связи с нахождением судьи Черемошкиной В.В. в отпуске в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена на судью Кротова С.М. Рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании 20.05.2020 представитель истца доводы искового заявления поддержал, заявил повторное ходатайство об истребовании у ответчика содержания посылки РПО N 1901213018107 (в части документов, касающихся ООО "Янтарь"), указал о необходимости обязания ответчика представить документы по смене генерального директора.
Ответчик против удовлетворения иска и ходатайства истца об истребовании возражал виду вскрытия истцом посылки, представил дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, согласно которым истек шестимесячный срок хранения отправления, заверенную следователем копию реестра переданных 08.05.2018 в Следственный Комитет оригиналов документов, в котором указаны практически все истребуемые от ответчика договоры.
Согласно пункту 4 статьи 66 АПК РФ арбитражный суд вправе истребовать доказательство от лица, у которого оно находится, по ходатайству лица, участвующего в деле и не имеющего возможности самостоятельно получить это доказательство. При этом суд учитывает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, и вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства.
Рассмотрев повторное ходатайство Общество об истребовании у ответчика содержания посылки РПО N 1901213018107 (в части документов, касающихся ООО "Янтарь"), руководствуясь статьей 66, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела и возражения ответчика, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, установлено следующее.
Общество зарегистрировано 05.03.2015 за ОГРН 1157847074945. Директором Общества с 17.10.2018 является Павлова О.А.
Ответчик являлась директором Общества с 10.03.2017 по 17.10.2018. Ранее в период с 05.03.2015 по 10.03.2017 директором Общества являлась Павлова О.А.
Истец обратился в суд, указывая, что ответчицей после прекращения своих полномочий не были переданы документы Общества вновь избранному директору.
Возражая против удовлетворения иска, ответчица указала, что истребуемыми документами не располагает, поскольку учредительные документы находятся в Обществе, часть документов, в том числе, внутренние документы Общества, а также первичные документы и документы учетной политики, не были ею получены при вступлении в должность от Павловой О.А., в связи с чем Обществом указанные документы были истребованы у Павловой О.А. в судебном порядке, после восстановления ею части документов, в том числе созданных в электронном виде, часть документов, в том числе, договоры и первичные документы за период 2017-2018 гг. были похищены из автомобиля сына ответчицы.
По результатам сверки 18.03.2020 представителями сторон составлен акт по уточненным требованиям.
В редакции ответчика указано о представлении договоров, товарно - транспортных накладных по почте, договора оказания юридических услуг с ИП Костенок, трудового договора Авраменко С.Н. от 20.03.N 11 с дополнительным соглашением, табеля учета рабочего времени, сведений об оплате рабочего времени Авраменко С.Н. и нанятых работников, сведений о страховых взносов, НДФЛ, что подтверждается почтовой описью с указанием пунктов описи вложения в посылку, договоров, товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, актов сверок по сделок с ООО "ТЛЦ" в рамках дел А56- 160968/2018 и А56-52859/2019, предоставлении документов по отгрузке и покупке товаров, услуг, отчетности по НДФЛ, РСВ, 6 НДФЛ, СЗВМ, СЗВМ - стаж в электронном виде, возможности её восстановления путем направления запроса в налоговый орган по запросу действующего генерального директора Общества.
Со стороны представителя истца в Акте содержится указание на неполучение от ответчика, кроме указанного Акта, иных документов, отсутствие в Обществе документов, указанных в описи почтового отправления, находящегося на ответственном хранении в ОПС по месту отправления.
К материалам дела приобщены объяснения ответчика с приложением Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 января 2020 г. по делу N 2-2007/2019, Приказа N 1 от 01.10.2018 г. об очередном оплачиваемом отпуске с 04.10.2018 г. по 31.10.2018 г., Акт сверки от 18.03.2020.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца и ответчика, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст.50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество с ограниченной ответственностью обязано хранить предусмотренные указанной статьей документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которых оно основывает свои требования и возражения.
По требованию об истребовании документов Общество должно доказать факт нахождения документов у ответчика в период исполнения полномочий и после окончания полномочий, ответчик - факт передачи документов новому директору Общества с указанием на объективную возможность реализации данной процедуры и предоставлением сведений об их местонахождении (хранении).
В соответствии с ответом нотариальной палаты Санкт-Петербурга от 14.12.2018, при засвидетельствовании 09.10.2018 подписи Павловой О.Л. на заявлении о смене генерального директора Общества нотариусу был представлен, в том числе, действующий устав Общества.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу N А56-65045/2017 удовлетворены требования Общества к Павловой О.А. о предоставлении документов Общества:
1. Документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящееся на его балансе;
2. Внутренние документы Общества: протоколы общих собраний участников Общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) Общества, коллегиального исполнительного органа Общества и ревизионной комиссии Общества за 2015-2017 гг.; списки аффилированных лиц Общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) Общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
3. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения Общества, в том числе:
информационная система бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета на 2015-2017 гг.;
бухгалтерские балансы за 2015-2017 гг. с приложениями к ним и пояснительными записками;
отчет о прибылях и убытках за 2015-2017 гг. с приложениями;
аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации за 2015-2017 гг.;
документация по учету труда и его оплаты за 2015-2017 гг.;
документация по учету основных средств и нематериальных активов за 2015-2017 гг.;
документация по учету кассовых операций за 2015-2017 гг.;
документация по учету материалов за 2015-2017 гг.; документация по учету результатов инвентаризации за 2015-2017 гг.;
документация по учету работ по капитальному строительству и ремонтно-строительных работ;
документация по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения;
документация по безналичным расчетам;
выписки по счетам в банках за 2015-2017 гг.;
отчет об изменениях капитала за 2015-2017 гг.;
отчет о движении денежных средств за 2015-2017 гг.;
регистры бухгалтерского учета за 2015-2017 гг.;
ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений за 2015-2017 гг.;
ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям за 2015-2017 гг.;
ведомость учета затрат на производство за 2015-2017 гг.;
ведомость учета денежных средств и фондов за 2015-2017 гг.;
ведомость учета расчетов и прочих операций за 2015-2017 гг.;
ведомость учета реализации за 2015-2017 гг.;
ведомость учета расчетов с поставщиками за 2015-2017 гг.;
ведомость учета оплаты за 2015-2017 гг.;
книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности за 2015-2017 гг.;
ведомость учета расчетов и прочих операций за 2015-2017 гг.;
первичные учетные документы, применяемые для оформления хозяйственных операций, в том числе электронные за 2015-2017 гг.;
акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами за 2015-2017 гг.;
формы внутренней бухгалтерской отчетности за 2015-2017 гг.;
документы инвентаризации и оценки имущества организации за 2015 - 2017 гг.;
заключения службы внутреннего аудита, ревизоров, иные документы системы внутреннего контроля организации за 2015-2017 гг.;
правила соблюдения порядка документооборота на 2015 г. - 2017 г.;
сметы расходов и отчеты об их исполнении за 2015-2017 гг.г.;
справка об обязательствах организации, в т.ч. по платежам в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам за 2015-2017 гг.;
калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) за 2015-2017 гг.;
документы по оплате труда работников за 2015-2017 гг.
4. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, в том числе:
учетная политика бухгалтерского учета Общества за 2015-2017 гг.;
учетная налоговая политика организации за 2015-2017 гг.;
налоговая отчетность за 2015-2017 гг.;
акты аудиторских, налоговых и иных проверок.
отчетность по обязательным страховым взносам за 2015-2017 гг.;
5. Положения, инструкции, приказы и другие нормативные документы по
бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.
6. Книги и журналы регистрации: доверенностей, приходных и расходных кассовых документов, товарно-материальных ценностей, требующих взвеса тары, учета полученных и выданных счетов-фактур, покупок и продаж, банковских чековых книжек.
7. Документы по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь за 2015-2017 гг.
8. Документы по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, в т.ч. материалы, переданные в необходимых случаях в следственные и судебные органы за 2015-2017 гг.
9. Методические рекомендации, указания, разъяснения руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.
10. Печати и штампы организации.
11. Документы, послужившие основанием для перечисления денежных средств со счетов ООО "Янтарь" в подотчет Павловой О.А., Путиловой В.М., Комиссаровой Н.В., Павлову А.А., Павлову А.Н., Шахиной С.Н.
12. Оригиналы договора займа N 1 от 17.03.2016 г. с Шумилиным А.А. с актом приема-передачи денежных средств от 17.03.2016 г.
13. Оригинал приходного кассового ордера N 9 от 17.03.2016 г. на сумму 1 385 312,50 рублей.
14. Оригиналы договора займа N 1 от 25.07.2016 г. с Беловитовой О.Ю. с актом приема-передачи денежных средств от 25.07.2016 г.
15. Оригинал приходного кассового ордера N 30 от 25.07.2016 г. на сумму 2 100 000,00 рублей.
16. Оригиналы договора займа N 2 от 05.08.2016 г. с Беловитовой О.Ю. с актом приема-передачи денежных средств от 05.08.2016 г.
17. Оригинал приходного кассового ордера N 32 от 05.08.2016 г. на сумму 3 000 000,00 рублей.
18. Оригиналы договора займа N 1 от 04.04.2016 г. с Виноградовой М.О. с актом приема-передачи денежных средств от 04.04.2016 г.
19. Оригинал приходного кассового ордера N 14 от 04.04.2016 г. на сумму 385 000,00 рублей.
20. Оригиналы договора займа N 2 от 02.05.2016 г. с Виноградовой М.О. с актом приема-передачи денежных средств от 02.05.2016 г.
21. Оригинал приходного кассового ордера N 21 от 02.05.2016 г. на сумму 800 000,00 рублей.
22. Оригиналы договора займа N 1 от 21.04.2016 г. с Бугаевой Р.Д. с актом приема-передачи денежных средств от 21.04.2016 г.
23. Оригинал приходного кассового ордера N 18 от 21.04.2016 г. на сумму 600 000,00 рублей.
24. Оригиналы договора займа N 2 от 20.07.2016 г. с Бугаевой Р.Д. с актом приема-передачи денежных средств от 20.07.2016 г.
25. Оригинал приходного кассового ордера N 29 от 20.07.2016 г. на сумму 1 000 000,00 рублей.
26. Оригиналы договора займа N 1 от 01.12.2015 г. с Савченко Т.Н. с актом приема-передачи денежных средств от 01.12.2015 г.
27. Оригинал приходного кассового ордера N 76 от 01.12.2015 г. на сумму 762 000,00 рублей.
28. Оригиналы договора займа N 2 от 02.04.2016 г. с Савченко Т.Н. с актом приема-передачи денежных средств от 02.04.2016 г.
29. Оригинал приходного кассового ордера N 13 от 02.04.2016 г. на сумму 523 000,00 рублей.
30. Кассовые книги ООО "Янтарь", в которых отражалось поступление денежных средств от Шумилина А.А., Беловитовой О.Ю., Виноградовой М.О., Бугаевой Р.Д. и Савченко Т.Н., по указанным выше договорам займа.
31. Оригинал Договора поставки от 12.01.2017 г. N 3/2017 со всеми приложениями;
32. Оригинал товарной накладной N 3 от 13.01.2017 г. к Договору поставки от 12.01.2017 г. N3/2017;
33. Оригиналы заявок на поставку товаров, направленных ООО "Янтарь" в адрес ООО "Гермес", в рамках Договора поставки от 12.01.2017 г. N 3/2017;
34. Документы в отношении транспортных средств, которые осуществили самовывоз товаров в рамках Договора поставки от 12.01.2017 г. N 3/2017 (товарно-транспортные накладные, путевые листы, договоры с транспортными компаниями).
35. Документы, подтверждающие разгрузку данных транспортных средств в адрес покупателей или на склад ООО "Янтарь".
36. Договор на оказание бухгалтерских услуг N 21 от 01.07.2015 г., заключенный между ООО "Янтарь" и ООО "Евросервис" (ИНН 7811386380) со всеми приложениями и актами.
37. Оригиналы всех договоров с приложениями и исполнительной документацией, которые были заключены между ООО "Янтарь" и ИП Пчелкин, ИП Захаров, ООО "Старт" и ООО "Модуль".
38. Все договоры со всеми приложениями и исполнительной документацией, которые были заключены между ООО "Янтарь" и следующими контрагентами: 1) ООО "АВТОТРЕЙСЕР" ИНН 7817055070 2) ООО "АТЛАНТ" ИНН 7806181490 3) ООО "БРИЗ" ИНН 7810849356 4) ООО "ГЕРМЕС" ИНН 7816337347 5) ООО "ГРАНД" ИНН 7816530968 6) ООО "ЕВРОСЕРВИС" ИНН 7811386380 7) ООО "ИЗУМРУД" ИНН 7806205430 8) ООО "КАСКАД" ИНН7810478119 9) ООО "КВАРЦ" ИНН 7816316107 10) ООО "КЕДР" ИНН 7816329160 11) ООО "ЛАГЕРТА" ИНН 781117530 12) ООО "МАЛАХИТ" ИНН 7819030794 13) ООО "МЕДРЕСУРС" ИНН 7813454927 14) ООО "НЕФРИТ" ИНН 7806205398 15) ООО "НИКА" ИНН 7842042974 16) ООО "НОВОТЭКС" ИНН 7839032824 17) ИП Савченко Татьяна Николаевна ИНН 470600551799 18) ООО "СТАРТ" ИНН 7805471485 19) ООО "СТИМУЛ" ИНН 7816459962 20) ООО "УЮТ" ИНН4703089793 21) ООО "ЦИТРИН" ИНН 7802529338 22) ООО "БФ Групп" ИНН 6319721819 23) ООО "КОМФОРТКИНГ ДИСТРИБЬЮШН" ИНН 7801572130 24) ИП Неввонен Иван Иванович ИНН 470322291374 25) ИП Павлова Оксана Александровна 26) ООО "ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ" ИНН 7810826937 27) ООО "Развитие" ИНН 7806092240
39. Договор займа N 1 от 01.11.2016 г. между ООО "Янтарь" (Заемщик) и Павловой О.А. (Займодавец);
40. Дополнительное соглашение N 1 от 12.11.2016 г. к Договору займа N 1 от 01.11.2016 г. между ООО "Янтарь" (Заемщик) и Павловой О.А. (Заимодавец);
41. Приходный кассовый ордер N 89 от 01.11.2016 г. с основанием: "получение возмездного займа по договору займа N 1 от 01.11.2016 г.
42. Договор займа N 1 от 10.01.2017 г. между ООО "Янтарь" (Заемщик) и Павловой О.А. (Заимодавец);
43. Дополнительное соглашение N 1 от 25.01.2017 г. к Договору займа N 1 от 10.01.2017 г. между ООО "Янтарь" (Заемщик) и Павловой О.А. (Заимодавец);
44. Приходный кассовый ордер N 2 от 10.01.2017 г. с основанием: "получение возмездного займа по договору займа N 1 от 10.01.2017 г.";
45. Авансовый отчет Павловой О.А. N 74 от 21.04.2016 г. со всеми приложениями;
46. Авансовый отчет Павловой О.А. N 107 от 16.07.2016 г. со всеми приложениями;
47. Авансовый отчет Павловой О.А. N 148 от 21.10.2016 г. со всеми приложениями;
48. Авансовый отчет Павловой О.А. N 149 от 27.10.2016 г. со всеми приложениями;
49. Авансовый отчет Павловой О.А. N 150 от 01.11.2016 г. со всеми приложениями;
50. Авансовый отчет Павловой О.А. N 151 от 03.11.2016 г. со всеми приложениями;
51. Авансовый отчет Павловой О.А. N 157 от 12.11.2016 г. со всеми приложениями;
52. Авансовый отчет Павловой О.А. N 158 от 14.11.2016 г. со всеми приложениями;
53. Авансовый отчет Павловой О.А. N 159 от 23.11.2016 г. со всеми приложениями;
54. Авансовый отчет Павловой О.А. N 165 от 08.12.2016 г. со всеми приложениями;
55. Авансовый отчет Павловой О.А. N 168 от 12.12.2016 г. с со всеми приложениями;
56. Авансовый отчет Павловой О.А. N 174 от 30.12.2016 г. со всеми приложениями;
57. Авансовый отчет Павловой О.А. N 3 от 24.01.2017 г. со всеми приложениями.
Постановлением от 22.10.2018 исполнительное производство в отношении Павловой О.А. было окончено.
Как указывает ответчик и не оспаривает истец, исполнительное производство окончено на основании обращения Общества в лице вновь избранного директора Павловой О.А. в службу судебных приставов об исполнении исполнительного документа в полном объеме.
В дальнейшем истец представлял документы Общества в иные органы, включая суды, в том числе те, которые были в посылке, вскрытой истцом.
В частности, в рамках дела N А56-160968/2018 ООО "Янтарь" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "Торгово-логистический центр" о признании недействительным договоров поставки от 31.03.2017 N 17-15 и от 28.06.2017 N КП/2017-06-28 или в рамках дела по банкротству ООО "Янтарь", что свидетельствует о том, что документы находятся в распоряжении Общества, а не у ответчика.
Таким образом, часть истребуемых по настоящему делу документов, а именно - устав в действующей редакции, документы учетной политики, иные истребованные по делу N А56-65045/2017 документы находятся в Обществе.
В справке о результатах инвентаризации документов в ООО "Янтарь" в связи со сменой генерального директора Общества по состоянию на 22.10.2018 г. в числе отсутствующих документов числится, например, Устав ООО "Янтарь" от 25.02.2015 г., в то время как, данный Устав (подлинник) предоставлялся учредителем Общества Павловой О.А. нотариусу Маринос М.С., на основании которого 09.10.2018 г. были внесены изменения в ЕГРЮЛ (том 1, л.д. 113 - Ответ нотариальной палаты Санкт-Петербурга N 03-5115 от 14.12.2018.).
Суду не представлено доказательств того, что вновь назначенный генеральный директор общества предпринял какие-либо меры по восстановлению документации.
Общество хранит документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа (ст. 50 в редакции Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" на 2017 г.), т.е. по месту жительства Истца по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 8, корп. 6, кв. 27(Т.1. л.д. 220). Обратного не доказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 января 2020 г. по делу N 2-2007/2019 установлено, что 20 марта 2017 г. между ООО "Янтарь" и Авраменко С.Н. заключен трудовой договор N 11, в соответствии с которым истец принята на должность генерального директора.
Согласно Приказу N 1 от 01.10.2018 г., не оспоренному и не отмененному в установленном законом порядке, Авраменко С.Н. находилась в очередном оплачиваемом отпуске с 04.10.2018 г. по 31.10.2018 г.
То, что отпуск в период с 04 октября 2018 г. по 31 октября 2018 г. не был согласован Авраменко С.Н. в установленном порядке с единственным учредителем Общества, правового значения по делу не имеет, поскольку не опровергает факт отсутствия ответчика на работе в указанный период.
Таким образом, все документы, связанные с Обществом, находились по месту регистрации Общества по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 8, корп. 6, кв. 27 (Т.1. л.д. 220), к ним был свободный доступ для директора Общества - Павловой О.А., поскольку этот адрес является местом жительства последней, при этом ответчик в период с 04.10.2018 г. по 31.10.2018 г. отсутствовал на рабочем месте, а 17.10.2018 г. Авраменко С.Н. была уволена.
Вновь избранный директор Общества Павлова О.А. обратилась с требованием о предоставлении документов только лишь 15 февраля 2019 г, т.е. спустя 4 месяцев с момента увольнения ответчика 17.10.2018 г.
В подтверждение отсутствия у ответчика иных истребуемых документов Авраменко С.Н. представлена копия постановления об отказе в возбуждения уголовного дела по факту кражи из принадлежащего ее сыну автомобиля 3 коробок из-под ноутбуков, в которых находились документы Общества.
Согласно отзыву и пояснениям ответчика, в указанных коробках находились восстановленные документы Общества - папки "покупки 2017-2018", "продажи 2017-2018", "касса 2017-2018", "авансовые отчеты 2017-2018", "учредительные документы", "договоры 2017-2018", "приказы 2017-2018", "акты выполненных работ 2017-2018", "банковские выписки".
В нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не опровергнуто указанные доводы ответчика.
Как пояснил ответчик, в связи с несогласием с увольнением и невозможностью пользоваться документами, Авраменко С.Н. предприняты меры по восстановлению необходимых документов (для суда и иных органов) в т.ч., созданные в электронном виде.
Таким образом, объективная возможность предоставить данные документы у ответчика отсутствовала, за исключением тех, которые могли быть восстановлены за счет других источников.
В дальнейшем ответчиком были предприняты действия по передаче истцу имеющихся у него часть восстановленных им документов.
Так, телеграммой от 17 июля 2019 г. ответчик уведомил истца о передаче имеющихся в наличии документов Общества с 29.07.2019 г. - 31.07.2019 г. (том 1. л.д. 95), однако истец не предпринял каких-либо действий по получению данных документов.
Протокольным определением суд первой инстанции обязал ответчика передать 5 сентября 2019 г. документы по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 8, корп. 6, кв. 27 по месту юридического адреса ООО "Янтарь" том 1. л.д. 98)
Извещением генеральный директор Общества Павлова О.А. отказалась от передачи (сверки) ответчиком документов 5 сентября 2019 г. по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 8, корп. 6, кв. 27 ввиду отсутствия согласия членов семьи Павловой О.А. (том 1, л.д. 220, 221), при этом иного места передачи документов не определила.
07 сентября 2019 г. ответчик направил почтой истцу почтовой посылкой (бандеролью) с описью вложения имеющиеся у ответчика документы (включая по пункту 85 уточненных исковых требований (л.д. 236)) по юридическому адресу Общества (6 кг. 50 гр.). Опись содержит все необходимые реквизиты, почтовый штемпель с датой, вес соответствует, указанному в почтовой квитанции, имеется подпись проверяющего опись (том 1, л.д. 100, 101).
Истцом была получена данная посылка, она была им вскрыта (том 1, л.д. 226-228), что подтверждает факт того, что посылка с документами была выдана (вручена) истцу согласно описи вложения.
Истец распорядился полученной им посылкой по своему усмотрению, возвратив ее предприятию связи, что подтверждается Актом от 9 октября 2019 г. (том 1. л.д. 226-228)
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")
Поскольку, по мнению ответчика, имеется риск изъятия истцом при вскрытии документов, ответчик считает обратное получение посылки нецелесообразным.
11.03. 2020 г. Общество не явилось на сверку в помещение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в рекреации на 2-ом этаже напротив 215 зала и не представило уточненный перечень документов по пункту 85 уточненных исковых требований (л.д. 236).
При повторной сверке 18.03.2020 в 10 час. 00 мин. в помещении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в рекреации на 2-ом этаже напротив 215 зала истцом и ответчиком был составлен Акт сверки, подписанный сторонами 18.03.2020 г., в котором ответчик указал всю необходимую и достоверную информацию, касающуюся требуемых документов.
Таким образом, ответчик, действуя добросовестно, предпринял все необходимые действия по передаче документов Обществу.
При этом, Обществом не доказан факт нахождения у Ответчика требуемых документов как в период исполнения им полномочий, так и после окончания полномочий.
В уточненных требованиях (п. 85, л.д. 236) истец делает ссылку на документы и сведения, признанные отсутствующими в Обществе по результатам инвентаризации, изложенной в справке о результатах инвентаризации документов в ООО "Янтарь" в связи со сменой генерального директора Общества по состоянию на 22.10.2018 г.
Каких-либо конкретных документов в п. 85 истец не указал.
Согласно данной справке инвентаризация документов в ООО "Янтарь" проводилась по месту жительства Павловой О.А. и юридического адреса Общества - г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 8, корп. 6, кв. 27, в отсутствие Ответчика, при этом реальная возможность передачи (сверки) документов по данному адресу с участием ответчика отсутствовала ввиду отсутствия согласия на это со стороны членов семьи Павловой О.А. (Т. 1. л.д. 220, 221), а также в связи с тем, что Ответчик был уволен 17.10.2018 г.
Действительно, материально ответственные лица не являются членами инвентаризационных комиссий, как это следует из положений п. 2.10 Методических указаний, но, тем не менее, присутствие ответчика при проверке фактического наличия документов обязательно.
Кроме того, согласно заверенной следователем копии реестра переданных 08.05.2018 в Следственный Комитет Обществом были переданы оригиналы документов, в том числе практически все истребуемые от ответчика договоры.
На основании изложенного следует, что уточненные исковые требования от 18.07.2019 (т.1, л.д. 232-236) не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы, понесенные истцом при уплате государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе, подлежат оставлению за истцом.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2019 по делу N А56-17167/2019 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17167/2019
Истец: ООО "ЯНТАРЬ"
Ответчик: Авраменко С. Н