г. Тула |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А68-12650/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тульское жилищное хозяйство" (г. Тула, ОГРН 1137154017934, ИНН 7107543500) - Деева С.В. (по доверенности от 09.01.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тульское жилищное хозяйство" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.01.2020 по делу N А68-12650/2019 (судья Андреева Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тулжилхоз" (далее - общество, заявитель, ООО "Тулжилхоз") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Косударственной жилищной инспекции Тульской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 20.08.2019 N 741.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.01.2020 по делу N А68-12650/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что ООО "Тулжилхоз" не является управляющей организацией для многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Гагарина, д. 8 и г. Тула, п. Косая Гора, ул. Зеленая, д. 2, т.к. жители данных домов в соответствии со статьей 164 ГК РФ сами непосредственно осуществляют управление этими домами, а ООО "Тулжилхоз" действует как подрядная организация по выполнению работ по содержанию этих домов. Между ООО "Тулжилхоз" и собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Гагарина п. Косая Гора г. Тула заключен договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества от 01.08.2013 N б/н-38/8Г на основании решения собрания собственников помещений многоквартирного дома, протокол от 01.07.2013.
Податель жалобы считает, что тариф на содержание и ремонт жилых помещений, расположенных по адресам: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Гагарина, д. 8 и г. Тула, п. Косая Гора, ул. Зеленая, д. 2 с 01.01.2019 не уменьшался, а плата за вывоз твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, работ по содержанию мест накопления ТКО перераспределена между разделам 1 и 2 Приложения N 1 и между подпунктами раздела 3 Приложения 1 этого договора в пределах денежных средств, поступивших от собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с условиями договора.
Общество обращает внимание на то, что указать, как именно перераспределялись спорные денежные средства в связи с исключением услуг по вывозу ТКО во исполнение договоров управления невозможно, так как неоднократно указанно в заявлении ООО "Тулжилхоз" не является управляющей организацией для данных домов и договора управления с собственниками помещений указанных домов не заключало.
Заявитель также указывает на то, что тариф на содержание и ремонт жилых помещений, расположенных по адресам: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Гагарина, д. 8 и г. Тула, п. Косая Гора, ул. Зеленая, д. 2, повышался ООО "Тулжилхоз" в рамках заключенных договоров, основания для проведения перерасчета жителям МКД отсутствуют.
Обращает внимание на то, что ООО "Тулжилхоз" не является управляющей организацией для указанных многоквартирных домов и не может выступать инициатором общего собрания. Для изменений условий указанных договоров собственники данных МКД в ООО "Тулжилхоз" не обращались, собрания собственников помещений МКД по этому вопросу не проводились.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не направила.
В судебном заседании представитель общества поддержал свою позицию по делу.
Представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области от 06.08.2019 N 1051 в отношении ООО "Тулжилхоз" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что между ООО "Тулажилхоз" и собственниками жилых помещений многоквартирного дома (далее - МКД) N 8 по ул. Гагарина, п. Косая Гора, г. Тула, а также между ООО "Тулажилхоз" и собственниками жилых помещений МКД N 2 по ул. Зеленая, п. Косая Гора, г. Тула заключены договоры на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества N б/н - 38/8Г от 01.08.2013 и N б/н - 6/23 от 22.09.2014 соответственно.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников МКД N 2 по ул. Зеленая, п. Косая Гора, г. Тула принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД в размере 13,06 руб. за 1 кв.м общей площади помещений в месяц. На основании приложения N 1 к заключенному договору N б/н - 6/23 от 22.09.2014 в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД в благоустройство и обеспечение санитарного состояния МКД и придомовой территории, в том числе организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов заложена плата в размере 05 руб. 61 коп. за 1 кв.м. Однако размер платы за услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД составлял на 01.01.2019 - 14 руб. 37 коп., а с 01.03.2019 - 15 руб. 82 коп.
Собственниками помещений МКД N 8 по ул. Гагарина, п. Косая Гора, г. Тула размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД не утвержден протоколом общего собрания. Размер платы за услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за период с 01.10.2014 по 01.01.2019 изменился с 12 руб. 87 коп. до 17 руб. 26 коп.
С учетом названных обстоятельств инспекция пришла к выводу о нарушении ООО "Тулажилхоз" требований части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) и части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки инспекцией выдано предписание ООО "Тулажилхоз" N 741 от 20.08.2019, обязывающее в срок до 21.10.2019, исключить плату за вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), крупногабаритных отходов, работ по содержанию мест накопления ТКО по МКД: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Гагарина, д.8 и г. Тула, п. Косая Гора, ул. Зеленая, д. 2 из применяемого тарифа; осуществить перерасчет жителям дома N 2 по ул. Зеленая п. Косая Гора г. Туле по услуге "содержание жилого помещения" за период с 01.10.2014 по настоящее время, исходя из протокола собрания собственников помещений МКД (13,06 руб. за кв.м); осуществить перерасчет жителям дома N 8 по ул. Гагарина п. Косая Гора г. Туле по услуге "содержание жилого помещения" за период с 01.08.2013 по настоящее время, исходя из протокола собрания собственников помещений МКД.
Не согласившись с данным предписанием, ООО "Тулажилхоз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 ЖК РФ, Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493).
Таким образом, инспекция наделена полномочиями на вынесение оспариваемого предписания, и требования закона по организации и проведению внеплановой проверки инспекцией соблюдены.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленных данному органу полномочий, с соблюдением требований, предъявленных к процедуре проведения мероприятий контроля (надзора).
Из части 1 статьи 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) следует, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу положений части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Из части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ следует, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения, начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Из материалов дела усматривается, что между ООО "Тулажилхоз" и собственниками жилых помещений МКД N 8 по ул. Гагарина, п. Косая Гора, г. Тула заключен договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества N б/н - 38/8Г от 01.08.2013.
Собственниками помещений МКД N 8 по ул. Гагарина, п. Косая Гора, г. Тула размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД протоколом общего собрания не утвержден.
Однако размер платы за услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за период с 01.10.2014 по 01.01.2019 изменился с 12 руб. 87 коп. до 17 руб. 26 коп.
Согласно материалам дела между ООО "Тулажилхоз" и собственниками жилых помещений МКД N 2 по ул. Зеленая, п. Косая Гора, г. Тула заключен договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества N б/н - 6/23 от 22.09.2014.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников МКД N 2 по ул. Зеленая, п. Косая Гора, г. Тула принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД в размере 13 руб. 06 коп. за 1 кв.м общей площади помещений в месяц.
На основании приложения N 1 к договору N б/н - 6/23 от 22.09.2014 в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД в благоустройство и обеспечение санитарного состояния МКД и придомовой территории, в том числе организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов заложена плата в размере 05 руб. 61 коп. за 1 кв.м.
Размер платы за услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД составляли на 01.01.2019 - 14 руб. 37 коп., а с 01.03.2019 - 15 руб. 82 коп.
В ходе проверки жалоб граждан на необоснованность выставляемых сумм инспекция пришла к выводу о нарушении заявителем требований части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ и части 7 статьи 156 ЖК РФ, в связи с чем выдала предписание.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выданное предписание является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Тульской области N 101 от 22.03.2018 утвержден порядок заключения соглашения между Правительством Тульской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области 28.04.2018 заключило соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тульской области.
При этом постановлением комитета Тульской области по тарифам от 28.11.2018 N 42/1 утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тульской области на 2019.
С 01.01.2019 региональными операторами по обращению с ТКО на территории Тульской области выбраны общество с ограниченной ответственностью "Хартия" и общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ", предельные единые тарифы на услуги указанных региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тульской области также начали действовать с 01.01.2019.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер платы за содержание и ремонт помещения подлежит уменьшению в части, т.е. на размер платы, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых жителям спорных МКД с 01.01.2019.
Таким образом, начиная с 01.01.2019, заявитель должен был исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов, поскольку с указанного периода времени услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой. С 01.01.2019 данная услуга заявителем не оказывалась.
Из материалов дела следует, что возражая против положений предписания, заявитель сослался на тот факт, что не является управляющей организацией, а заключил с собственниками жилых помещений спорных МКД договора оказания услуг.
Заявитель также ссылался на пункт 2.3.7 договора на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества N б/н - 38/8Г от 01.08.2013 и пункт 3.3.6 договора N б/н - 6/23 от 22.09.2014, которыми установлено, что исполнитель (ООО "Тулжилхоз") оставляет за собой право перераспределить денежные средства между содержанием общего имущества МКД, техническим обслуживанием и ремонтом общих коммуникаций МКД, обслуживанием и ремонтом внутридомового инженерного оборудования, благоустройством и обеспечением санитарного состояния МКД и придомовой территории на свое усмотрение в пределах денежных средств поступивших от собственников помещений МКД, согласно утвержденного тарифа.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание вышеуказанные доводы, поскольку доказательств перераспределения спорных денежных средств, либо появления дополнительных работ и услуг в связи с исключением услуг по вывозу ТКО, во исполнение договоров управления заявителем не представлено.
Таким образом, требование пункта 1 спорного предписания инспекции об исключении платы за вывоз ТКО, крупногабаритных отходов, работ по содержанию мест накопления ТКО по МКД правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса.
Законодателем установлен единственный способ установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений (в том числе, размер всех ее составляющих) - это решение общего собрания собственников.
В свою очередь, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с положениями части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и изменения условий договора управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 45 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников МКД N 2 по ул. Зеленая, п. Косая Гора, г. Тула принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД в размере 13 руб. 06 коп. за 1 кв.м общей площади помещений в месяц. На основании приложения N 1 к договору N б/н - 6/23 от 22.09.2014 в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД в благоустройство и обеспечение санитарного состояния МКД и придомовой территории, в том числе организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов заложена плата в размере 5, 61 за 1 кв.м. Однако, размер платы за услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД составлял на 01.01.2019 - 14 руб. 37 коп., а с 01.03.2019 - 15 руб. 82 коп.
Собственниками помещений МКД N 8 по ул. Гагарина, п. Косая Гора, г. Тула размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД не утвержден протоколом общего собрания. Размер платы за услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за период с 01.10.2014 по 01.01.2019 изменился с 12 руб. 87 коп. до 17 руб. 26 коп.
Исходя из анализа положений ст.ст.39, 45 - 48, 156 и 158 ЖК РФ основным способом управления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает права потребителя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2017 N 306-КГ17-6962 по делу N А49-10717/2016).
Внесение изменений в договор управления многоквартирным домом без проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме противоречит требованиям вышеуказанных норм законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требование пункта 2 спорного предписания инспекции о перерасчете жителям МКД по услуге содержания жилья с момента заключения договоров управления до настоящего времени законным и обоснованным.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Законом N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Результат проверки оформляется актом.
На основании статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительским кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Тульской области, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 29.12.2014 N 723, Инспекция является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 1 Положения).
В свою очередь, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к: содержанию общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 2 пункта 4.1 Положения); выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт 9 пункта 4.1 Положения).
Учитывая, что инспекцией в ходе проверки установлены нарушения ООО "Тулажилхоз" требований действующего законодательства, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что инспекцией правомерно выдано оспариваемое предписание. Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Ссылки подателя жалобы на то, что ООО "Тулжилхоз" не является управляющей организацией для многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Гагарина, д. 8 и г. Тула, п. Косая Гора, ул. Зеленая, д. 2, тариф повышался обществом в рамках заключенных договоров, в связи счем основания для перерасчета жителям МКД отсутствуют, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неправильном применении вышеназванных норм права.
Таким образом, общество как лицо, ответственное за содержание общего имущества многоквартирных домов, обязано принять предусмотренные меры, направленные на соблюдение требований законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы общество по платежному поручению от 03.03.2020 N 9044 уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, то на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.01.2020 по делу N А68-12650/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тульское жилищное хозяйство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тульское жилищное хозяйство" (300910, Тульская область, г. Тула, поселок Западный 2-й, ул. Грибоедова, д. 6 А, оф. 2, ОГРН 1137154017934, ИНН 7107543500) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченной по платежному поручению от 03.03.2020 N 9044.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12650/2019
Истец: ООО "Тульское жилищное хозяйство", ООО "Тулжилхоз"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Тульской области
Третье лицо: Деев Сергей Викторович
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1671/20
28.01.2020 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-12650/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-12650/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-12650/19