город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2020 г. |
дело N А32-50102/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.
при участии в онлайн заседании:
от заявителя: представитель Рыбалко Л.В. по доверенности от 26.12.2019, паспорт;
от органа: представитель Карнаухова В.В. по доверенности от 170 от 27.12.2019, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 по делу N А32-50102/2019
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к ответчику Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делам об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - заявитель, общество, ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ответчик, управление, административный орган, ЮМТУ Росстандарта) о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении от 11.10.2019 N 06-48-16/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа; от 02.09.2019 N 06-46-12/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 120 тыс. рублей штрафа и прекращении производства по делам об административных правонарушениях.
Решением от 18.02.2020 у удовлетворении требований ПАО "Кубаньэнерго" о признании незаконным постановления о наложении штрафа Южного межрегионального территориального управления Росстандарта от 11.10.2019 N 06-48-16/2018 о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа 150000 руб. отказано. В удовлетворении требований ПАО "Кубаньэнерго" о признании незаконным постановления о наложении штрафа Южного межрегионального территориального управления Росстандарта от 2.09.2019 N 06-46-12/2019 о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа 120000 руб. отказано. В части требований о прекращении производства по делам об административных правонарушениях N 7-06/48-37-2019-ЮЛ и N 7-06/34-827-2019-ЮЛ производство по делу в арбитражном суде прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Кубаньэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.02.2020. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суточные испытания не являются объективными и приниматься в качестве контрольных испытаний качества электрической энергии не могут. Результаты измерений по указанным причинам не могут быть признаны достоверными. Кроме того, обществом приняты все меры направленные на выполнение ранее выданного предписания по спорным точкам поставки электроэнергии, а также исполнены технические мероприятия по улучшению качества поставляемой электрической энергии. Совершение обществом правонарушений не доказано.
Представитель заявителя в судебном онлайн-заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "Кубаньэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.02.1993, ОГРН 1022301427268, ИНН 2309001660, адрес: 350033, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 2 А.
В адрес Краснодарского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта поступило обращение группы граждан, (вх. N 7.06/11-440-49 ж от 16.05.2019, N 7.06/11-532-49 ж от 07.06.2019, N 7.06/11-606-49 ж от 26.06.2019, N 7.06/11-680-49 ж от 12.07.2019), содержащее информацию о поставке (продаже) им некачественной электрической энергии по адресу Краснодарский край, г. Сочи, с. Верхнениколаевское, пер. Западный, ул. Мостовая, ул. Кузнечная, ул. Псебайская, ул. Николаевская в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
На основании приказа N 01-30/827 от 23.07.2019 заместителя руководителя ЮМТУ Росстандарта в отношении ПАО "Кубаньэнерго" проведена внеплановая, документарная проверка с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) и правил обязательного подтверждения соответствия (сертификации) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
По результатам контрольно-надзорных мероприятий составлен акт проверки 7.06.34-827 от 19.08.2019, из которого следует, что электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, реализуемой гражданам от ТП 10/0,4 кВ N 732 (ПАО "Кубаньэнерго") ПС 110/10 кВ "Кудепста" 2 сш; ТП 10/0,4 кВ N 49 (ПАО "Кубаньэнерго") ПС 110/10 кВ "Кудепста" 2 сш, а также о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, реализуемой гражданам от ТП 10/0,4 кВ N 732 (ПАО "Кубаньэнерго") ПС 110/10 кВ "Кудепста" 2 сш; ТП 10/0,4 кВ N 49 (ПАО "Кубаньэнерго") ПС 110/10 кВ "Кудепста" 2 сш не представлена.
19.08.2019 должностным лицом Краснодарского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта по данному факту в отношении ПАО "Кубаньэнерго" составлен протокол об административном правонарушении N 160, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель по доверенности N 119/10-1370 от 07.12.2018 Панченко С.В.
Начальником Краснодарского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта 02.09.2019 при участии представителя общества по доверенности Панченко С.В. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 7-06/34-827-2019-ЮЛ, в результате чего вынесено постановление N 06-46-12/2019 о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 120 000 руб. Копия постановления под роспись вручена Панченко С.В.
Также из материалов дела следует, что в период с 11.04.2019 по 28.06.2019 в отношении ПАО "Кубаньэнерго" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено, что обществом нарушены обязательные требования ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" п. 4.2.2 при поставке (продаже) электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц по договору оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" от 15.01.2014 N 407/30-5 ПАО "ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ" (ранее ОАО "Кубаньэнергосбыт") для реализации потребителям (гражданам, проживающим в г. Сочи, ул. Черноморская,) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям.
По результатам проведенной проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 28.06.2019 N 7-06/34-320, в котором зафиксированы нарушения ПАО "Кубаньэнерго" обязательных требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, выдано предписание от 28.06.2019 N 45 об устранении нарушений, возбуждены дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Кубаньэнерго" N 88 от 06.05.2019.
В отношении ПАО "Кубаньэнерго" был составлен протокол об административном правонарушении N 194 от 30 сентября 2019 г. по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в присутствии представителя по доверенности Панченко С.В.
Начальником Краснодарского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта 11.10.2019 при участии представителя общества по доверенности Панченко С.В. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 7-06/48-37-2019-ЮЛ, в результате чего вынесено постановление N 06-48-16/2019 о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 руб. Копия постановления под роспись вручена Панченко С.В.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, общество обратилось с заявлением об их оспаривании.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу условий части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для деда.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения по части 1 указанной статьи состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами ответственности являются граждане, юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2010 года N 3053, ЮМТУ Росстандарта осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).
В силу статей 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Как следует из материалов проверки, в рассматриваемом случае продавалась несертифицированная электрическая энергия (товар), а не коммунальная услуга.
Таким образом, предметом проверки является товар, подлежащий обязательной сертификации.
Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 184-ФЗ закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно пункту 1.1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к электрической энергии устанавливаются ГОСТ 32144-13 и постановлением Правительством Российской Федерации от 01.12.2009 года N 982, которым утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Рассматриваемое правонарушение непосредственно посягает на общественные отношения, охраняемые как Федеральным законом N 184-ФЗ, так и соответствующими ГОСТами.
То есть электрическая энергия, которая ПАО "Кубаньэнерго" реализуется гражданам для личных нужд, должна удовлетворять требованиям по безопасности, регламентированным ГОСТ 32144-13, и соответствие этим требованиям должно быть подтверждено третьей стороной (компетентной и независимой) путем сертификации.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии На основании части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц установлены пунктами 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенным в действие Приказом Росстандарта от 22 июля 2013 г. N 400-ст.
Вышеуказанные пункты ГОСТ 32144-2013 устанавливают обязательные требования к качеству электроэнергии до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, т.е. обеспечивают безопасность для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а Постановление N 982, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании", устанавливает обязательные требования в части обязательной сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
В соответствии с пунктом 3.1 Стандарта под системой электроснабжения общего назначения понимается: совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей; распределительной электрической сетью является совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии между пользователями электрической сети, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории, потребителем электрической энергии является юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) на основании заключенного договора.
Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).
В целях выполнения Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" 01.02.2019 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2018 г. N 1038-ст утвержден и введен в действие "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии" ГОСТ Р 58289-2018.
Настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии.
Стандарт предназначен для применения заявителями (сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки (далее - сетевые организации), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органов государственного контроля (надзора) за сертифицированной продукцией.
Стандарт применяется как при обязательной сертификации электрической энергии, так и при добровольной (по показателям качества, не предусмотренным при обязательной сертификации).
Учитывая то, что для проведения работ по сертификации электроэнергии необходимо обеспечить стабильный уровень ее качества, а в данном случае, качество электроэнергии обеспечивается комплексом организационно-технических мероприятий той организации (сете-вой), на балансе которой находятся объекты электроэнергетики (центры питания, трансформаторные подстанции) а именно: проведением регламентных работ по содержанию электроэнергетики, периодическим контролем качества электроэнергии, своевременным ремонтом, модернизацией объектов электроэнергетики, периодическим контролем качества электроэнергии в соответствии с обязательным приложением никто иной, как Общество, на балансе которого находятся объекты электроэнергетики, имеет материальные и технические возможности воздействовать на качество электроэнергии, обеспечить условия и требования системы сертификации.
Согласно пункту 15 "а" Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Проанализировав правовые нормы, регулирующие отношения в области энергоснабжения, можно заключить, что ПАО "Кубаньэнерго" выступает по отношению к потребителям сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии от энергоснабжающей (энергосбытовой) организации в точках присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг к электрической сети, где и должна производиться проверка качества электрической энергии по показателям и нормам, установленным ГОСТом 32144-2013.
В соответствии с пунктом 3.3.1. договора, между ПАО "Кубаньэнерго" и ОАО "Кубаньэнергосбыт", ПАО "Кубаньэнерго" обязуется обеспечить передачу в точки поставки потребителей электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам (ГОСТ 32144-2013) и иным обязательным требованиям.
Таким образом, ГОСТ Р 58289-2018 окончательно определен субъект сертификации - сетевые организации, которой в рассматриваемом случае является ПАО "Кубаньэнерго".
Показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, которые в данном случае являются и точками общего присоединения (то есть электрическая энергия в данных точках может передаваться нескольким потребителям, в том числе возможна передача электрической энергии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а, следовательно, не может являться коммунальной услугой), устанавливает ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (ранее - ГОСТ 13109-97).
Так, пункт 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 регламентирует качество электроэнергии по такому показателю как медленные изменения напряжения электропитания.
Для указанного выше показателя качества установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать +10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Систематическая передача некачественной электрической энергии потребителям, нарушает безопасность потребителей, пожаробезопасность, а также влечет за собой повышенный расход электрической энергии, снижение сроков эксплуатации электрических бытовых приборов и риск, влияющий на здоровье потребителей.
Факт несоответствия реализуемой электрической энергии требованиям, предусмотренным ГОСТ 32144-2013, подтвержден материалами дела (актом проверки, протоколом испытаний, протоколом об административном правонарушении) и обществом документально не опровергнут.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт реализации электроэнергии, соответствующей требованиям ГОСТ 32144-2013, прошедшей процедуру обязательного соответствия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". При таких обстоятельствах, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях ПАО "Кубаньэнерго" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Также материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт нарушения заявителем требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 при поставке (продаже) электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц по договору оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Кубаньэнерго" от 15.01.2014 N 407/30-5 ПАО "ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ" для реализации потребителям (гражданам, проживающим в г. Сочи, ул. Черноморская) по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям - опора N 12 (ранее 13) ВЛ-0,4 кВ, по ул. Черноморская, район дома, 2 от ТП-139 фидер гостиница Южная (филиал ПАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети) ПС 110/10/6 кВ "Верещагинская" (СЭС). По медленным изменениям направления положительные и отрицательные отклонения напряжения Uy в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального значения напряжения в течение 100% времени Т интервала в одну неделю, фактическое наибольшее и наименьшее измеренное значение в период с 12.04.2019 по 18.04.2019 равно:
Напряжение фазное А | |
|
- |
|
- |
Напряжение фазное В | |
|
|
|
10,8/0,41 |
Напряжение фазное С | |
|
|
|
13,7/29,43 |
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Субъектом данного правонарушения являются юридическое лицо - исполнитель, продавец, которые в соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ признаются виновными в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что им выполнены все технические мероприятия по улучшению качества поставляемой электрической энергии, что подтверждается соответствующими мероприятиями и измерениями опровергается результатами проверки административным органом, которыми установлено, что после проведение всех технических мероприятий по улучшению качества поставляемая электрическая энергия не соответствует требованиям законодательства.
Нормы процессуального права при возбуждении дел об административном правонарушении и рассмотрении материалов дел об административном правонарушении не нарушены.
Оспариваемые постановления вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Следовательно, ПАО "Кубаньэнерго" на основании оспариваемых постановлений правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Кроме того, при назначении обществу на основании оспариваемых постановлений наказания в виде административного штрафа в сумме 120 000 руб. и 150 000 руб., соответственно, управлением учтено наличие отягчающего ответственность заявителя обстоятельства, а именно привлечения ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, требования заявителя об оспаривании постановлений от 11.10.2019 N 06-48-16/2018, от 02.09.2019 N 06-46-12/2019 признаны судом необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Как указано в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27.01.2003 в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума ВАС РФ.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производств по делам об административных правонарушениях не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, производство по делу в части указанного требования общества в арбитражном суде судом прекращено по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Аналогичная правовая позиция по схожему спору с участием этих же сторон изложена в постановлении суда кассационной инстанции от 09.09.2019 по делу N А32-39884/2018.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 по делу N А32-50102/2019 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50102/2019
Истец: ПАО "Кубаньэнерго" в лице филиала "Сочинские электрические сети"
Ответчик: Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта, Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта в лице территориального отдела госнадзора по Краснодарскому краю