г. Саратов |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А12-40370/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2020 года по делу N А12-40370/2019 (судья С.Г. Пильник)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (400001, город Волгоград, улица им. Канунникова дом 23, ИНН 3444173314, ОГРН 1093444006798)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда (г. Волгоград)
о признании незаконным предписания,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Администрации Волгограда (400066, город Волгоград, улица им. Володарского, дом 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Ситникова Николая Викторовича (г. Волгоград),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (далее - ООО "УК Ворошиловского района", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда (далее - Управление, административный орган) от 05.07.2019 N 2794-р-2.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Волгограда, Ситников Николай Викторович.
Решением от 28 января 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области признал незаконным предписание Управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 05.07.2019 N 2794-р-2. Также суд взыскал с Администрации Волгограда в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000 рублей.
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01.05.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Участниками процесса ходатайств об отложении судебного заседания, проведении видео-конференц-связи, проведении процесса онлайн не заявлено.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по поступившему обращению граждан управлением на основании распоряжения N 2794-р от 25.06.2019 в отношении ООО "УК Ворошиловского района" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проведенной должностным лицом управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда выездной внеплановой проверки выявлены следующие нарушения. Малые архитектурные формы (лавочки, урны) отсутствуют на придомовой территории многоквартирного дома N 13 по ул. Ким Ворошиловского района. Тем самым нарушены требования п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания); п. 3.5.11. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН).
По результатам проверки составлен акт N 2794-Р от 05.07.2019 и выдано предписание от 05.07.2019 N 2794-р-2 с указанием мероприятий для выполнения: с целью обеспечения благоприятного и безопасного проживания граждан, оборудовать придомовую территорию многоквартирного дома N13 по ул. Ким г.Волгограда малыми архитектурными формами со сроком выполнения до 15.10.2019.
Не согласившись с выданным предписанием, ООО "УК Ворошиловского района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу, что возложение на заявителя обязанности оборудовать придомовую территорию многоквартирного дома малыми архитектурными формами не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "УК Ворошиловского района". Также суд отметил, что оспариваемое предписание неисполнимо, в связи с чем признал его недействительным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основания для назначения внеплановой проверки, порядок ее проведения регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно статье 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Исходя из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), ч. 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещении в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещении в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок (правила) их оказания и выполнения установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), территория каждого домовладения, как правило, должна иметь:
хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода;
площадку для отдыха взрослых;
детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что ООО "УК Ворошиловского района" является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Ким, 13 (далее - МКД N 13).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что административным органом не доказано нарушение обществом пункта 3.5.11 ПиН (отсутствие малых архитектурных форм), поскольку данная норма носит исключительно рекомендательный характер.
Документов, подтверждающих наличие ранее на придомовой территории многоквартирного дома N 13 по ул. Ким г. Волгограда малых архитектурных форм, в материалы дела не представлено.
Договор управления спорным многоквартирным домом также не содержит положений о том, что ООО "УК Ворошиловского района" должно оборудовать придомовую территорию многоквартирного дома N 13 по ул. Ким г. Волгограда малыми архитектурными формами (лавочками, урнами).
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции, что при указанных обстоятельствах возложение на заявителя обязанности оборудовать придомовую территорию многоквартирного малыми архитектурными формами не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "УК Ворошиловского района".
Как верно указал суд, из представленного управлением материала проверки невозможно установить в каком месте (местах), в каком количестве и какими конкретно малыми архитектурными формами следует оборудовать придомовую территорию многоквартирного дома N 13 по ул. Ким г. Волгограда.
При рассмотрении споров об оспаривании предписаний суд обязан дать оценку исполнимости предписания с точки зрения как закона, так и физической возможности, что предполагает понятность предписания для лица, которому оно выдано.
Из содержания оспариваемого предписания невозможно определить состав малых архитектурных форм, обязанность по оборудованию которых, необходимо произвести.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что предписание должно быть исполнимо и содержать законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю. На юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
В данном случае изложенные в предписании требования носят неконкретный характер, их выполнение невозможно без указания дополнительной информации (в частности, описания выявленных административным органом нарушений).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ООО "УК Ворошиловского района" требования.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2020 года по делу N А12-40370/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-40370/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Администрация Волгограда, Ситников Н.В., Ситников Н. В.
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2241/20
28.01.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-40370/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-40370/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-40370/19