Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2020 г. N Ф07-7987/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А56-121409/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Е. О. Коршачек
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8052/2020) ИАЭП - Филиал ФГБУ "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2020 по делу N А56-121409/2019 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ИАЭП - Филиал ФГБУ "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ"
к ГУ - ФСС РФ
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Черникова Е. В. (доверенность от 25.05.2020)
от ответчика: Казаченко С. Б. (доверенность от 20.12.2019)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ" - Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства (ОГРН 1037739771827, 109428, Москва, 1-й Институтский проезд, д.5; далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 23.09.2019 N 1009 в части обязания федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ" оплатить штраф по пункту 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) в сумме 8 468 руб. 32 коп.
Решением суда от 26.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель фонда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена камеральная проверка учреждение по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производства и профессиональных заболеваний за период с 01.10.2018 по 13.12.2018.
В ходе проверки фондом установлено, что в нарушение статьи 24 Закона N 125-ФЗ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 представлен учреждением 22.05.2019 при установленном сроке до 25.01.2019.
Результаты проверки отражены в акте от 16.08.2019 N 1009.
Решением фонда от 23.09.2019 N 1009 учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 8 468 руб. 32 коп. Страхователю предложено уплатить штраф и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с законностью вынесенного фондом решения от 23.09.2019 N 1009 в части обязания заявителя оплатить штраф по пункту 1 статьи 26.30 Закона N125-ФЗ в сумме 8 468 руб. 32 коп., учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал учреждению в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Подпунктами 17, 19 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ на страхователя возложены обязанности вести учет начисления и перечисления страховых взносов, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным (при этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Как следует из материалов дела, 22.01.2019 заявителем направлен в фонд в электронном виде файл (имя файла- 7713000106_2018_12ef4), содержащий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период 12 месяцев 2018 года с показателями, относящимися к указанному филиалу.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается фондом, что в расчете в качестве регистрационного номера страхователя указан регистрационный номер головной организации учреждения - 7713000106 (г.Москва), а не регистрационный номер по месту нахождения филиала учреждения.
Вместе с тем, представленный расчет не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемых к расчету в электроном виде.
Учреждение, самостоятельно выявив ошибку в регистрационном номере, 22.05.2019 представило в фонд в электронном виде исправленный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.10.2018 по 13.12.2018 по форме 4-ФСС с верным регистрационным номером страхователя.
В соответствии с пунктом 4.5 Технологии приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной подписи", утвержденной приказом ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 (далее - Технология), после поступления файла расчета страхователя на шлюз приема расчетов в сети "Интернет" проводятся следующие этапы контроля: - проверка формата наименования и размера файла расчета в электронном виде; - расшифровка и проверка ЭП страхователя; - проверка соответствия структуры файла расчета утвержденному формату; - проверка соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля.
В результате обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки, квитанция о получении расчета или квитанция о получении расчета с ошибками.
Датой и временем получения расчета считаются соответственно дата и время (по шлюзу приема расчетов) создания квитанции о приеме расчета, которая формируется в случае успешного прохождения проверок, описанных в пункте 4.5 Технологии (пункт 4.6 Технологии).
Расчет считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде, и срок его получения Фондом будет не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации (пункт 4.7 Технологии).
Согласно пункту 4.10 Технологии файл расчета, переданный страхователем по телекоммуникационным каналам связи или через должностное лицо, не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети "Интернет" и не принимается Фондом в следующих случаях:
- файл расчета не соответствует формату наименования и размера файла расчета в электронном виде;
- отсутствует или не соответствует требованиям по совместимости к процедурам формирования ЭП, встраивания ЭП в документ и шифрования;
- на момент проверки ЭП сертификат ключа подписи страхователя (уполномоченного представителя) утратил силу (не действует, находится в списке отозванных сертификатов ключей подписи, выдан УЦ, не прошедшим аккредитацию); - файл расчета подписан ЭП лица, не имеющего право на подписание данного Расчета;
- файл расчета не соответствует структуре утвержденного формата. Таким образом, перечень случаев, в которых файл расчета не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети "Интернет", является исчерпывающим.
При этом, на основании пункта 4.8 Технологии при повторной отправке расчета одного и того же страхователя за один и тот же отчетный период последующие расчеты страхователя будут считаться корректирующими, и их показатели приняты фондом.
Датой и временем приема расчета в данном случае будет считаться дата представления первого расчета в рамках сроков предоставления расчетов в соответствии с Законом N 125-ФЗ. Первоначально представленные обществом расчеты успешно прошли этапы контроля, обратное не доказано фондом.
Наличие неверного регистрационного номера страхователя в первоначально представленных расчетах само по себе не является основанием считать его не представленным в установленный срок.
Все остальные идентифицирующие сведения (ИНН, ОГРН, наименование страхователя) указаны верно, что не опровергнуто фондом.
Кроме того, диспозиция пункта 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ не предусматривает наличие такого основания для привлечения к ответственности, как наличие ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При этом своевременное направление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с ошибками не образует состава правонарушения, вмененного обществу.
Объективную сторону деяния, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ, составляет нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета.
При таких обстоятельствах, непринятие фондом первоначально своевременно представленных страхователем файлов расчетов за спорные периоды, содержащих неверный номер страхователя, не может быть признано непредставлением в установленный срок указанного расчета.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.44 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2020 по делу N А56-121409/2019 отменить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.09.2019 N 1009 в части обязания федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ" оплатить штраф по пункту 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в сумме 8 468 руб. 32 коп.
Взыскать с Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ" 1 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы.
Возвратить федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ" 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной по платежному поручению от 05.02.2020 N 133307.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-121409/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР ВИМ"
Ответчик: ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИЛИАЛ N7
Третье лицо: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ