г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А56-104608/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Москот И.В. - доверенность от 18.03.2020
от ответчика (должника): Мороз Е.Г. - доверенность от 25.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7097/2020) Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу N А56-104608/2019 (судья Карманова Е.О.), принятое
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга
к АО "Адмиралтейские верфи"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее Истец, Пенсионный Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Акционерному обществу "Адмиралтейские верфи" (далее Ответчик, Предприятие) о взыскании убытков в размере 758 334 руб. 02 коп., возникших в связи с не представлением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, повлекшим незаконную выплату пенсии в завышенном размере работающим пенсионерам за период с 01.08.2018 по 31.12.2018.
Решением суда от 30.01.2020 с АО "Адмиралтейские верфи" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга взыскано 606 667, 20 руб. убытков. В остальной части требований отказано
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, требования удовлетворить, принять по делу новый судебный акт.
Определением суда от 20.04.2020 во исполнение постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 суд апелляционной инстанции изменил дату судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы с 20.04.2020 на 27.05.2020..
В судебном заседании представитель Истца поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Ответчика, считая их несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения, по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке
Как следует из материалов дела, Пенсионный Фонд взыскивает убытки, которые возникли в связи с излишней выплатой за период с 01.11.2018 по 31.12.2018 сумм пенсий, проиндексированных с 01.08.2018 г. следующим получателям пенсий: Аверьянову Алексею Алексеевичу протоколом от 09.01.2019 N 57 на сумму 8242,70 руб.; Аверьяновой Татьяне Викторовне протоколом от 09.01.2019 N 156 на сумму 9569,75 руб.; Акимовой Надежде Ивановне протоколом от 09.01.2019 N 64 на сумму 10474,25 руб.; Алексееву Юрию Николаевичу протоколом от 09.01.2019 N 106 на сумму 13441,75 руб.; Балябиной Татьяне Владимировне протоколом от 09.01.2019 N 5 на сумму 9754,60 руб.; Большакову Александру Ивановичу протоколом от 09.01.2019 N 137 на сумму 11042,85 руб.; Боярищевой Вере Витальевне протоколом от 09.01.2019 N 139 на сумму 10124,65 руб.; Быченкову Петру Николаевичу протоколом от 09.01.2019 N 117 на сумму 8877,85 руб.; Василькину Александру Валентиновичу протоколом от 09.01.2019 N 23 на сумму 4170,62 руб.; Вишняковой Татьяне Николаевне протоколом от 09.01.2019 N 36 на сумму 13767,95 руб.; Воронину Владимиру Александровичу протоколом от 09.01.2019 N 140 на сумму 12296,65 руб.; Гайдрык Виктору Викторовичу протоколом от 09.01.2019 N 49 на сумму 9781,45 руб.; Горелову Владимиру Николаевичу протоколом от 09.01.2019 N 123 на сумму 13226,50 руб.; Гринцевич Виктору Юзефовичу протоколом от 09.01.2019 N 152 на сумму 10153,40 руб.; Гришановичу Юрию Евгеньевичу протоколом от 09.01.2019 N 80 на сумму 11739,95 руб.; Гурфинкель Сергею Михайловичу протоколом от 09.01.2019 N 9 на сумму 18543,50 руб.; Джалилову Бурщану Мусаевичу протоколом от 09.01.2019 N 95 на сумму 5694,40 руб.; Дмитрюк Татьяне Александровне протоколом от 09.01.2019 N 109 на сумму 2215,05 руб.; Донину Сергею Валентиновичу протоколом от 09.01.2019 N 79 на сумму 10576,25 руб.; Дыкуха Владимиру Михайловичу протоколом от 09.01.2019 N 157 на сумму 9302,70 руб.; Дыкуха Наталье Юрьевне протоколом от 09.01.2019 N 147 на сумму 8283,95 руб.; Дыланову Владимиру Владимировичу протоколом от 09.01.2019 N> 33 на сумму 13642,70 руб.; Ермолаеву Борису Алексеевичу протоколом от 09.01.2019 N 52 на сумму 15579,25 руб.; Иванову Геннадию Анатольевичу протоколом от 09.01.2019 N 78 на сумму 10263,85 руб.; Игнатьевой Татьяне Ивановне протоколом от 09.01.2019 N 68 на сумму 9821,80 руб.; Ильину Виктору Львовичу протоколом от 09.01.2019 N 130 на сумму 10762,95 руб.; Исаченкову Владимиру Ивановичу протоколом от 09.01.2019 N 99 на сумму 10917,05 руб.; Кабановой Татьяне Петровне протоколом от 09.01.2019 N 74 на сумму 11137,00 руб.; Кардаш Ивану Васильевичу протоколом от 09.01.2019 N 138 на сумму 13863,80 руб.; Касацкой Галие Анваровне протоколом от 09.01.2019 94 на сумму 2288.70 руб.; Киселеву Владимиру Павловичу протоколом от 09.01.2019 N 154 на сумму 12897,65 руб.; Кожановой Ирине Викторовне протоколом от 09.01.2019 N 55 на сумму 2995,60 руб.; Кожевникову Виктору Николаевичу протоколом от 09.01.2019 N 8 на сумму 14136,85 руб.; Комиссарову Валерию Александровичу протоколом от 09.01.2019 N 125 на сумму 13191,55 руб.; Кольцову Владимиру Владимировичу протоколом от 09.01.2019 N 98 на сумму 8642,30 руб.; Коновалову Леониду Павловичу протоколом от 09.01.2019 N 148 на сумму 10250,75 руб.; Короткову Юрию Борисовичу протоколом от 09.01.2019 N 3 на сумму 7261,95 руб.; Кузнецовой Виктории Владимировне протоколом от 09.01.2019 N 124 на сумму 2488.75 руб.; Ларичевой Надежде Дмитриевне протоколом от 09.01.2019 N 151 на сумму 13581,60 руб.; Ляленковой Ирине Николаевне протоколом от 09.01.2019 N 88 на сумму 9842,45 руб.; Мамедову Магомеду Ахмед Оглы протоколом от 09.01.2019 N 85 на сумму 10458,60 руб.; Мистровой Евгении Алексеевне протоколом от 09.01.2019 N 100 на сумму 11663,35 руб.; Михайлову Владимиру Ивановичу протоколом от 09.01.2019 N 13 на сумму 11856.10 руб.; Насретдинову Олегу Мирфаизовичу протоколом от 09.01.2019 N 47 на сумму 8935,35 руб.; Новиковой Светлане Федоровне протоколом от 09.01.2019 N 4 на сумму 10327,15 руб.; Олейнику Александру Савовичу протоколом от 09.01.2019 N 7 на сумму 10899,35 руб.; Отришко Владимиру Николаевичу протоколом от 09.01.2019 N 155 на сумму 12435,30 руб.; Петрову Владимиру Федоровичу протоколом от 09.01.2019 N 86 на сумму 11754,10 руб.; Петровой Галине Сергеевне протоколом от 09.01.2019 N 29 на сумму 6931,90 руб.; Петровой Ирине Владимировне протоколом от 09.01.2019 N 60 на сумму 11362,05 руб.; Поленок Владимиру Александровичу протоколом от 09.01.2019 37 на сумму 12417,75 руб.; Прохоровой Вере Анатольевне протоколом от 09.01.2019 N 135 на сумму 11209,60 руб.; Ремзову Михаилу Ивановичу протоколом от 09.01.2019 N 25 на сумму 12109,40 руб.; Румянцеву Алексею Николаевичу протоколом от 09.01.2019 N 92 на сумму 9707,20 руб.; Русакову Николаю Анатольевичу протоколом от 09.01.2019 N 121 на сумму 10313,60 руб.; Русанову Николаю Ивановичу протоколом от 09.01.2019 N ПО на сумму 13454,05 руб.; Сургаеву Владимиру Евгеньевичу протоколом от 09.01.2019 N 93 на сумму 2526,55 руб.; Суродину Юрию Петровичу протоколом от 09.01.2019 N 159 на сумму 11000,30 руб.; Тихонову Александру Александровичу протоколом от 09.01.2019 N 118 на сумму 13224,05 руб.; Троянову Василию Николаевичу протоколом от 09.01.2019 N 45 на сумму 15156,50 руб.; Трояновой Валентине Викторовне протоколом от 09.01.2019 N 73 на сумму 12897,50 руб.; Федорову Анатолию Юрьевичу протоколом от 09.01.2019 N 145 на сумму 3134,25 руб.; Халилову Илгару Аликанбар Оглы протоколом от 09.01.2019 N 122 на сумму 10961,85 руб.; Цимбаловой Раисе Ивановне протоколом от 09.01.2019 N Пбна сумму 10066,50 руб.; Цыкуновой Людмиле Александровне протоколом от 09.01.2019 N 131 на сумму 10116.40 руб.; Чиркунову Павлу Петровичу протоколом от 09.01.2019 N 81 на сумму 12527,65 руб.; Чужмаковой Любови Анатольевне протоколом от 09.01.2019 N 127 на сумму 11159.90 руб.; Шабунину Александру Анатольевичу протоколом от 09.01.2019 N 91 на сумму 10703,80 руб.; Шибанову Игорю Николаевичу протоколом от 09.01.2019 N 113 на сумму 8241,00 руб.; Шумовой Нине Валентиновне протоколом от 09.01.2019 N 35 на сумму 7755,35 руб.; Щедриной Ирине Сергеевне протоколом от 09.01.2019 N 28 на сумму 2611,00 руб.; Эшалиевой Пуну Гогиаевне протоколом от 09.01.2019 N 75 на сумму 5957.55 руб.; Яновскому Владимиру Евгеньевичу протоколом от 09.01.2019 N 83 на сумму 19080,25 руб.; Янушевич Татьяне Егоровне протоколом от 09.01.2019 N 105 на сумму 10531.45 руб.
Полагая, что переплата пенсии с учетом индексации возникла по причине несвоевременного представления Ответчиком отчетности по форме СЗВ-М за август 2018 года, Истец обратился с требованиями к Ответчику, перечислить в добровольном порядке убытки.
В досудебном порядке Ответчиком убытки не возмещены, что послужило основанием для обращения Истцом в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ).
В статье 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (редакции от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2.
Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за август 2018 года ответчик должен был представить истцу не позднее 15.09.2018 на всех сотрудников предприятия.
07.09.2018 Предприятие направило в Управление отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за август 2018 года в срок, установленный действующим законодательством.
Предоставление неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату застрахованным лицам в завышенном размере в период с 01.11.2018 по 31.12.2018 и возникновение материального ущерба у истца.
16.11.2018 Предприятие, реализовав предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ право дополнять и уточнять переданные пенсионному фонду сведения о застрахованных лицах, представило дополняющие сведения за август 2018 года по форме СЗВ-М (дополняющая).
Ответчик, настаивая на передачи полных сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года, вместе с тем, в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие вины, указал, что в последующем сведения индивидуального (персонифицированного) учета август, сентябрь, октябрь 2018 года представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у Пенсионного фонда отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии.
Кроме того, ответчиком, как страхователем работающих физических лиц, ежемесячно, в том числе и за август 2018 года, осуществлялось перечисление денежных средств (страховых взносов) для зачисления на лицевые счета застрахованных лиц.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Статья 3 Закона N 385-ФЗ дополнила Закон N 400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400 пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом... выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии... и корректировки размера страховой пенсии..., имеющих место в период осуществления работы...
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400 (в ред. от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы..., в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
Из содержания этих норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
Как установлено материалами дела сведения за август 2018 года, тип формы "исх." ответчиком был представлен по ТКС 07.09.2018, из которых следует, что указанные выше пенсионеры не прекращали трудовую деятельность в Обществе в августе 2018 года.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели его виновные действия.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, предоставленных истцу в октябре 2018 года, пенсионеры. осуществляли трудовую деятельность в учреждении, как и последующие сведения по форме СЗВ-М, представленные Ответчиком в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 385-ФЗ.
На основании приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу о том, что причиной выплаты пенсионерам пенсий в завышенном размере явилось именно несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года.
Вместе с тем, ответчиком причинен ущерб Фонду только в связи с выплатой пенсионерам пенсии в повышенном размере за август - ноябрь 2018 года в сумме 606 667,20 руб., исходя из представленных им неполных сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года, поскольку сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года предоставлены в Фонд своевременно, и в них верно указывалось, что вышеуказанные лица осуществляли работу.
За последующие периоды сведения по форме СЗВ-М также представлены ответчиком Фонду в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, полученных в октябре 2018 года, уже в ноябре 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.12.2018, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил.
Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в сумме, превышающей 606 667,20 руб., Фондом не доказана.
Доводы истца о том, что Пенсионный фонд не обязан принимать новое решение, до получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М за тот месяц, за который последний не сдал отчетность (в настоящем случае август 2018 года), противоречит перечисленным выше императивным нормам.
Доводы Управления о том, что предоставление Ответчиком отчета по форме "РСВ-1 за 3 квартал 2018 в налоговый орган, содержащего сведения о страховых взносах, не имеет значения для целей выплаты пенсий с учетом индексации считаем несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 1.ст. 11.1 ФЗ "О персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня получения в электронном формате представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения. Согласно Соглашению ФНС России N ММВ-23-11/26, и ПФ РФ N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по застрахованным лицам предоставляются ежемесячно. Следовательно Фонд имел возможность учесть Сведения, полученные из налогового органа при начислении пенсионных выплат с учетом индексации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения в обжалуемой части решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу N А56-104608/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104608/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: АО "АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ"