Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 августа 2020 г. N Ф06-64080/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А72-12715/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нугаевой А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Аэропорт Ульяновск" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 января 2020 года по делу N А72-12715/2019 (судья Пиотровская Ю.Г.),
по заявлению акционерного общества "Аэропорт Ульяновск" (ОГРН 1087327000925, ИНН 7327044873), город Ульяновск,
к ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска (ОГРН 1047301336004, ИНН 7327033286), город Ульяновск,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Аэропорт Ульяновск" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения N 54041 от 27 февраля 2019 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 22.01.2020 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция, апелляционную жалобу отклонила, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 158 АПК РФ отказано в удовлетворении ходатайства налогового органа об отложении судебного заседания, поскольку отсутствуют безусловные основания для отложения рассмотрения дела.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска в отношении АО "Аэропорт Ульяновск" проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 г., представленной 22.10.2018 г., а по её результатам составлен акт от 15.01.2019 г. N 58293 и вынесено решение N 54041 от 27.02.2019 г. о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, с учетом смягчающих обстоятельств в размере 55 974,63 руб., и данным решением обществу доначислен НДС в сумме 4 856 099 руб., и пени в сумме 364 147,4 руб.
Основанием для доначисления послужили выводы инспекции о нарушении налогоплательщиком п. 2.1, п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Приказа ФНС России от 29.10.2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме", в результате чего обществом на 4 856 099 руб. занижена сумма налога, подлежащая восстановлению в связи с получением бюджетных инвестиций на возмещение затрат по работам, выполненным по оборудованию и техническому оснащению многостороннего, работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу РФ, в аэропорту Ульяновск (Баратаевка).
Общество в порядке, ст. 139.1 НК РФ, обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Ульяновской области, которое решением от 13.05.2019 г. N 07-07/07509@ решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Однако решением УФНС России по Ульяновской области от 17.12.2019 г. N 07-07/20547@ решении инспекции от 27.02.2019 г. N 54041 отменено в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 657 896 руб., соответствующей суммы пени, и штрафа в размере 8 223,7 руб.
Считая решение инспекции незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 198 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Учредителем АО "Аэропорт Ульяновск" является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с Распоряжениями Правительства РФ от 24.07.2014 г. N 1382-р и от 16.10.2014 г. N 2050-р предусмотрено открытие международного аэропорта Ульяновск (Баратаевка) для выполнения международных полетов воздушных судов и установка в данном аэропорту воздушного пассажирского многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу РФ.
Во исполнение названных Распоряжений Правительства РФ АО "Аэропорт Ульяновск" (заказчик) заключило с ООО "СевЗапСпецСвязь" (подрядчик) договор от 18.04.2017 г. N Т11917228 на выполнение работ по оборудованию и техническому оснащению многостороннего, работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу РФ в аэропорту Ульяновск (Баратаевка), а стоимость работ по договору составляет 286 000 000 руб., и срок сдачи объекта 19.01.2018 г.
В целях финансирования затрат по данному договору АО "Аэропорт Ульяновск" заключен договор от 14.04.2017 г. N 26/85/2017 с ПАО "Сбербанк России" об открытии невозобновляемой кредитной линии с лимитом 286 000 000 руб. на срок по 30.04.2022 г. включительно, с процентной ставкой 13 % годовых. Согласно ведомости начисленных процентов по данному кредитному договору сумма процентов за весь период пользования составила 101 763 437,543 руб.
Погашение кредита должно производится по графику до 2022 г. с ежегодным платежом в размере 58 000 000 руб. в срок до 30 апреля каждого года.
На основании Распоряжения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в связи с тем, что 100 % акций общества принадлежит Ульяновской области в лице Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области) от 28.03.2017 г. N 935-р, утверждено решение от 28.03.2017 г. N 33 о согласии на совершение крупной сделки (составляющей более 50 % балансовой стоимости активов АО "Аэропорт Ульяновск"), связанной с заключением договора об открытии невозобновляемой кредитной линии и передачей движимого и недвижимого имущества и технологического оборудования в залог по данному договору.
Законами Ульяновской области от 18.11.2016 г. N 173-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2017 г. и на плановой период 2018 и 2019 г." (далее - Закон N173-ЗО) и от 27.11.2017 г. N 156-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2018 г. и на плановой период 2019 и 2020 г." (далее - Закон N 156-ЗО) в рамках государственной программы Ульяновской области "Развитие транспортной системы Ульяновской области на 2014 - 2020 г.", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09 2013 г. N 37/419-П запланировано: предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность, в целях возмещения затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в целях капитального ремонта объектов аэропортовой инфраструктуры, в том числе оборудование и техническое оснащение многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через Государственную границу РФ в аэропорту Ульяновск (Баратаевка); приобретение в собственность Ульяновской области дополнительных акций, размещаемых при увеличении уставного капитала Акционерного общества "Аэропорт Ульяновск", в целях уплаты основного долга по кредиту на капитальный ремонт объектов аэропортовой инфраструктуры, в том числе оборудование и техническое оснащение многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через Государственную границу РФ в аэропорту Ульяновск (Баратаевка).
Между АО "Аэропорт Ульяновск" и Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство) в соответствии с Законом N 173-ЗО, подпрограммой "Обеспечение населения Ульяновской области качественными услугами пассажирского транспорта в 2015 - 2020 г.", государственной программой Ульяновской области "Развитие транспортной системы Ульяновской области" на 2014 - 2020 г.", утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 г. N 37/419-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие транспортной системы Ульяновской области" на 2014 - 2020 г.", постановлением Правительства Ульяновской области от 05.07.2012 г. N 330-П "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность, на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по привлекаемым в российских кредитных организациях кредитам в целях капитального ремонта объектов аэропортовой инфраструктуры" заключены соглашения от 12.07.2017 г. N 222 и от 26.02.2018 г. N 82 о предоставлении Министерством из областного бюджета Ульяновской области в 2017 и 2018 г. субсидии на возмещение обществу затрат, связанных с уплатой процентов по привлечённому кредиту в соответствии с договором об открытии невозобновляемой кредитной линии от 14.04.2017 г. N 26/85/2017, заключенному между ПАО "Сбербанк России" и АО "Аэропорт Ульяновск" в целях капитального ремонта объектов аэропортовой инфраструктуры, включая оборудование и техническое оснащение многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу РФ в аэропорту Ульяновск (Баратаевка).
На расчетный счет АО "Аэропорт Ульяновск" согласно платежным поручениям поступило от Министерства финансов Ульяновской области субсидий: в 2017 г. - 15 279 202,21 руб., в 2018 г. (на 01.07.2018 г.) - 8 554 655,17 руб., всего 23 833 857,38 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 80 БК РФ, Законом N 156-ЗО, постановлением правительства Ульяновской области от 30.10.2017 г. N 523-П "О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся областными предприятиями, за счет средств областного бюджета Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области" между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Агентство госимущества), Министерством и АО "Аэропорт Ульяновск" заключен трехсторонний договор от 23.03.2018 г. N 04/1 -2/2018-А "Об участии Ульяновской области в собственности субъекта бюджетных инвестиций" о предоставлении акционерному обществу бюджетных инвестиций в сумме 58 000 000 руб. на приобретение в 2018 г. в собственность Ульяновской области дополнительных акций, размещаемых при увеличении уставного капитала АО "Аэропорт Ульяновск", в целях реализации основного мероприятия "Мероприятия, направленные на развитие пассажирских перевозок воздушным транспортом" Закона Ульяновской области от 27.11.2017 г. N 156-ЗО.
Согласно п. 3.1 раздела 3 "Условия предоставления бюджетных инвестиций" Договора от 23.03.2018 г. N 04/1-2/2018-А в редакции, приведенной в дополнительном соглашении к договору от 17.04.2018 г., бюджетные инвестиции предоставляются обществу в сумме 58 000 000 руб. на приобретение в собственность Ульяновской области дополнительных акций, размещаемых при увеличении уставного капитала Акционерного общества "Аэропорт Ульяновск", в целях уплаты основного долга по кредиту на капитальный ремонт объектов аэропортовой инфраструктуры, в том числе оборудование и техническое оснащение многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу РФ, в аэропорту Ульяновск (Баратаевка), в целях реализации подпрограммы "Обеспечение населения Ульяновской области качественными услугами пассажирского транспорта в 2015 - 2020 г." государственной программы Ульяновской области "Развитие транспортной системы Ульяновской области" на 2014 - 2020 г.", утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 г. N 37/419-П.
Во 2 квартале 2018 г. налогоплательщиком получено от Минфина Ульяновской области (Агентства госимущества) инвестиций на погашение суммы первого платежа по основному долгу по кредиту в размере 58 000 000 руб., в том числе по платежным поручениям от 25.04.2018 г. N 107816 - 3 000 000 руб., 26.04.2018 г. N 109441 - 10 000 000 руб., 26.04.2018 г. N 109306 - 3 000 000 руб., 27.04.2018 г. N 110823 - 15 000 000 руб., 28.04.2018 г. N 113938 - 2 000 000 руб., 28.04.2018 г. N 113937 - 25 000 000 руб.
Полученные денежные средства налогоплательщиком перечислены в уплату основного долга по кредиту, предоставленному ПАО "Сбербанк России" и использованному для оплаты работ по договору с ООО "СевЗапСпецСвязь", по платежным поручениям от 28.04.2018 г. N 244 - 31 000 000 руб., 03.05.2018 г. N 245 - 27 000 000 руб.
Согласно сводному сметному расчету, выполненному в соответствии с заключенным договором от 18.04.2017 г. N Т11917228 на выполнение проектных работ по разработке проектной документации на оборудование и техническое оснащение многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу РФ в аэропорту Ульяновск (Баратаевка), стоимость строительства составляет 286 000 000 руб.
В налоговых декларациях по НДС, представленных обществом за 2, 3, 4 кварталы 2017 г., по работам, выполненным в рамках договора от 18.04.2017 г. N Т11917228, НДС принят к вычету частично в связи с осуществлением налогоплательщиком операций по оказанию услуг, подлежащих освобождению от налогообложения на основании п.п. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ "Услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание".
За 2017 г. подрядной организацией выполнено по договору работ и предъявлено заказчику (АО "Аэропорт Ульяновск") счетов-фактур на общую сумму 245 513 281,56 руб., в том числе НДС 37 451 178,54 руб.
В связи с осуществлением налогоплательщиком операций, не подлежащих налогообложению на основании п.п. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, НДС к вычету принят в размере 20 559 268,91 руб. (со стоимости работ с учетом налога 134 777 429,52 руб.).
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Налогоплательщик вправе не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.
Удельный вес расходов по операциям, не подлежащим налогообложению НДС, в общем объеме расходов за налоговые периоды 2017, 2018 г. составил у налогоплательщика более 5 %.
Согласно п. 2.1 ст. 170 НК РФ (вступившему в силу с 01.01.2018 г.) в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, а также при проведении капитального строительства и приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном капитале юридических лиц, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, вычету не подлежат.
При этом п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2018 г.) предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
Следовательно, при получении в 2018 г. бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных до 2018 г. работ по строительству и реконструкции объектов основных средств, суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету в установленном порядке, подлежат восстановлению на основании вышеуказанного п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
В решении УФНС России по Ульяновской области от 17.12.2019 г. N 07-07/20547@, частично отменившем решение инспекции, приведен расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению: (58 000 000 : 284 000 000 = 20,42 % доля расходов, покрываемых полученными бюджетными инвестициями; 20 559 268,91 * 20,42 % (доля НДС, принятого к вычету) = 4 198 203 руб. - сумма НДС, подлежащая восстановлению к уплате в бюджет.
Общество считает, что им не нарушены положения п. 2.1, п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, так как обществом не приобретались основные средства, либо нематериальные активы, либо имущественные права ни полностью, ни частично за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций; общество не получало субсидий из бюджетов РФ и (или) бюджетов бюджетные инвестиции на возмещение ранее понесенных затрат.
Предметом договора N 04/1 -2/2018-А об участии Ульяновской области в собственности субъекта бюджетных инвестиций от 23.03.2018 г. является приобретение Ульяновской областью 58 000 штук акций АО "Аэропорт Ульяновск".
При этом бюджетные инвестиции в соответствии с п. 2 "Условий предоставления бюджетных инвестиций" дополнительного соглашения от 17.04.2018 г. к договору N 04/1-2/2018-АК от 23.08.2018 г. имеют определенные условия: цель приобретения акций - уплата основного долга АО "Аэропорт Ульяновск" по кредиту на капитальный ремонт объектов аэропортовой инфраструктуры, в том числе оборудование и техническое оснащение многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуск через государственную границу РФ.
В соответствии с положениями НК РФ, стоимость акций не является объектом налогообложения НДС, соответственно, денежные средства, полученные от Ульяновской области в размере 58 000 000 руб. не содержат в себе НДС.
АО "Аэропорт Ульяновск" провело дополнительную эмиссию акций, увеличив уставной капитал, и полученные в результате дополнительной эмиссии денежные средства направило в соответствии с условиями договора N 04-1-2/2018 А от 23.03.2018 г. на погашение заемных средств ПАО "Сбербанк".
Таким образом, по мнению заявителя, общество погасило за счет инвестиций кредит, поступившие средства не использовались на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав.
Суд посчитал доводы общества несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что оплата работ ООО "СевЗапСпецСвязь" произведена обществом за счет средств предоставленных по кредитной линии ПАО "Сбербанк", в свою очередь на погашение кредита были выделены бюджетные инвестиции.
Также общество указывает, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 03.08.2018 г. N 303-ФЗ, вступившего в силу 03.08.2018 г. положения п. 1 и п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального Закона от 27.11.2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" применяются в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных организациями - субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 г. включительно из бюджетов бюджетной системе Российской Федерации.
Таким образом, заявитель полагает, что получив во 2 квартале 2018 г. инвестиции на покрытие основного долга по кредитному договору в размере 58 000 000 руб. был вправе действовать с учетом норм п. 1, п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 335-ФЗ от 27.11.2017 г. Согласно данной редакции закона, если субсидия на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) включала компенсацию суммы налога, предъявленной продавцом покупателю при их приобретении, либо была получена на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ, НДС не подлежит восстановлению.
Минфином Ульяновской области в адрес налогоплательщика во втором квартале 2018 г. были перечислены инвестиции на погашение суммы платежа по основному долгу в размере 58 000 000 руб. по платежным поручениям. В поле "назначение платежа" данных поручений указано "увеличение уставного капитала по уплате основного долга за кап. Ремонт объекта аэропортовой инфраструктуры, НДС не уплачивается".
В материалы дела заявителем представлено письмо Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 25.10.2019 г. в котором указывается, что сумма бюджетных инвестиций в размере 58 000 000 руб. выделена обществу без учета налога на добавленную стоимость.
Указывая на данные доказательства, общество полагает, что ему были предоставлены бюджетные инвестиции без компенсации суммы НДС, следовательно, оснований для восстановления НДС не имеется, однако суд не согласился с данным доводом и отклонил его исходя из следующего.
Общее понятие бюджетных инвестиций установлено ст. 6 БК РФ - это средства бюджетов бюджетной системы РФ, направляемые на создание или увеличение стоимостей государственного (муниципального) имущества.
Предоставление организации бюджетной инвестиции влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление принадлежащей государству (субъекту, муниципалитету) доли в уставном (складочном) капитале организации осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются по законодательству РФ (ч. 1 ст. 80 БК РФ).
При этом, использование предоставленных инвестиции допускается только на цели, предусмотренные договором. Цель предоставления инвестиций АО "Аэропорт Ульяновск" - оплата основного долга по кредиту на реконструкцию здания аэровокзала.
АО "Аэропорт Ульяновск" на основании Приказа N 30-Т от 17.02.2009 г. Федеральной службы по тарифам России включен в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
С 01.01.2018 г. на основании п. 2.1 и п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, не подлежат вычету.
Статьей 4 Федерального закона N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах", вступившего в силу с 03.08.2018 г., установлено, что налогоплательщики, организации - субъекты естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 г. включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяют положения п. 1 и п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.11.2017 г. N 335-ФЗ.
Редакция устанавливала, что восстановлению подлежат суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам) в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. (Федеральный закон от 30.11.2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ").
Упоминание бюджетных инвестиций появилось в п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ только в редакции, действующей с 01.01.2018 г. Именно с этой даты "входной" НДС по товарам, работам, услугам, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен при получении бюджетных инвестиций в том же порядке, как и при получении субсидий.
По мнению налогоплательщика, указание в п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ "с учетом налога" относится к субсидиям (инвестициям), а не к оплате товаров (работ, услуг).
Довод общества противоречит нормам налогового законодательства, в силу того, что перечисление субсидий (инвестиций) из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией (инвестицией) из бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС.
В счетах-фактурах, выставленных ООО "СевЗапСпецСвязь", на выполнение работ по оборудованию и техническому оснащению многостороннего, работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу РФ, в аэропорту Ульяновск (Баратаевка), отдельной строкой был выделен НДС.
Следовательно в рассматриваемом случае сумма бюджетных инвестиций была получена обществом на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах, представленное письмо Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 25.10.2019 г., и платежные поручения без выделения в них сумм НДС не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя.
Исходя из вышеизложенного, налоговым органом сделан правильный вывод о том, что сумма налога в размере 4 198 203 руб., относящаяся к расходам, покрываемым за счет полученных во 2 квартале 2018 г. бюджетных инвестиций, подлежит восстановлению, как ранее принятая к вычету, на основании п. 2.1 и п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
Указывая позиция также изложена в письмах Минфина России от 26.04.2018 г. N 03-07-11/28474, от 19.04.2018 г. N 03-07-10/26407, от 19.04.2018 г. N 03-07-10/26413, от 12.04.2018 г. N 03-07-10/24440.
Ссылка общества на письмо ФНС России от 13.06.2017 г. N СД-4-3/11120@ правильно отклонена судом, поскольку письмо издано до введения в действие п. 2.1, п.п. 6 п. 3 ст.170 НК РФ в редакции ФЗ N 335-ФЗ и принятия ФЗ N 303-ФЗ от 03.08.2018 г.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд правильно отказал обществу в удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 января 2020 года по делу N А72-12715/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12715/2019
Истец: АО "АЭРОПОРТ УЛЬЯНОВСК"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАСВИЯЖСКОМУ РАЙОНУ Г. УЛЬЯНОВСКА