г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А56-121690/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9097/2020) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2020 по делу N А56-121690/2019 (судья Сундеева М.В.), принятое
по иску ЗАО "Австрофор"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Австрофор", адрес: 160009, г. Вологда, Вологодская обл., ул. Зосимовская 107, ОГРН: 1023500869787, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги", адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 2, ОГРН: 1037739877295, (далее - ответчик) 257 085 руб. 06 коп. убытков в результате просрочки доставки грузов.
Исковое заявление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 19.03.2020 с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ЗАО "Австрофор" взыскано 206 015 руб. убытков, 6 525 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, поскольку истцом не представлены надлежащие документы о расстоянии по территории Финляндии, а именно накладные по территории Финляндии по спорным вагонам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, в 2018 году Акционерное общество "ЮПМ - Кюммене", Финляндия (UPM-Kymmene), АО "Стора Энсо", Финляндия (Stora Enso Oyj) осуществляли возврат в адрес истца порожних вагонов.
Перевозку порожних вагонов по территории РФ осуществляло ОАО "РЖД", в соответствии с Соглашением о Российско - Финляндском прямом жд сообщении.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" на территории России совершило просрочки доставки грузов по следующим отправкам: 116760, 116759, 117057, 116941, 117289, 116120, 117225, 117224, 117438, 116571, 116572, 116335, 116336, 116545, 116546, 116287, 116410, 116123, 115986, 116518, 116630, 117640, 116807, 117077, 116550, 116548, 116549, 116459, 116214, 116519, 116460, 115978, 115980, 116025, 115979, 116264, в связи с чем, истец начислил неустойку в размере 257.085 руб. 06 коп. на основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта.
Истом в адрес ответчика были направлены претензии N N 107, 108, 106, 109, 104, 105, 99, 98, 101, 102, 100 от 06.02.2019 г., 89, 92, 93, 91, 90, 88, 69, 70, 82, 71, 77, 78, 79, 87, 86, 84, 85, 83, 80, 81, 72, 73, 74, 75, 76 от 05.02.2019 об уплате штрафных санкций, требования которых оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Австрофор" с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Перевозка по спорным накладным регулируется "Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении" (заключено в г. Санкт-Петербурге 28.04.2015, вступило в силу и действует с 22.12.2016) (далее - Соглашение).
Статьей 1 Соглашения предусмотрено, что оно регулирует прямое международное железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой (далее - прямое международное железнодорожное сообщение).
Пунктом 2 статьи 2 предусмотрено, что Соглашение определяет единые правовые нормы, регулирующие договор перевозки в прямом международном железнодорожном сообщении. Транспортные накладные оформлены как международные накладные Российско-Финляндского прямого железнодорожного сообщения. Оформлением такой накладной стороны определили для себя порядок перевозки в соответствии с вышеуказанным Соглашением.
Согласно пункту 2 статьи 52 Соглашения перевозчик несет ответственность за доставку груза в соответствии со сроками, определенными статьей 39 настоящего Соглашения. В случае просрочки доставки груза перевозчик обязан уплатить получателю возмещение в следующих размерах:
- 6 процентов провозной платы при просрочке не свыше одной десятой общего срока доставки;
- 12 процентов провозной платы при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых общего срока доставки;
- 18 процентов провозной платы при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых общего срока доставки;
- 24 процентов провозной платы при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых общего срока доставки;
- 30 процентов провозной платы при просрочке более четырех десятых общего срока доставки.
Размер возмещения в случае нарушения срока доставки груза не должен превышать 30 процентов провозной платы, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
В силу пункта 8 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 42 (далее - Правила N 42), при оформлении перевозки груза с использованием накладной в электронном виде к претензии прилагается бумажная копия накладной в электронном виде - в случае выдачи перевозчиком грузополучателю на станции назначения бумажной копии накладной в электронном виде по форме ГУ-27у-ВЦ, заверенной в порядке, установленном правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 42 в случае просрочки доставки груза документом, подтверждающим претензию, является накладная.
Пунктом 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39) установлено, что при наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем грузоотправителю выдается электронная квитанция о приеме груза, подписанная ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузоотправителем от перевозчика электронной квитанции о приеме груза является электронный корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остается у перевозчика на станции отправления.
Согласно пункту 1.15 Правил N 39 перевозка груза по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю электронный оригинал накладной, подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя. При отсутствии договора об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю оригинал накладной по форме ГУ-27у-ВЦ, заверенный в порядке, установленном в пункте 5 этих Правил, под роспись в дорожной ведомости формы ГУ-29у-ВЦ.
По правилам абзаца первого пункта 5.5 Правил N 39 выдача перевозчиком оригинала накладной грузополучателю (раскредитование перевозочных документов) удостоверяется перевозчиком проставлением в оригинале накладной и в дорожной ведомости календарного штемпеля выдачи оригинала накладной грузополучателю.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Австрофор" и ОАО "РЖД" подписано Соглашение от 10.01.2012 N 0Д107-460/12 об электронном обмене данными, согласно которому оформление перевозочных документов осуществляется посредством автоматизированной системы ЭТРАН в электронном виде, документы подписываются электронной цифровой подписью уполномоченными представителями сторон.
ЗАО "Австрофор" в материалы дела представлены соответствующие электронные железнодорожные накладные, составленные ОАО "РЖД", в которых указана дата отправления со станции финских железных дорог.
Судом первой инстанции учтено, что срок доставки по накладным N N 116123,116630, 112588, 115978, 115980, 116025, 115979, 116264, 117640, 116807, 117077, 116519, 116460, 116518, 116214, 116549, 116459, 116548, 116550, 116410, 117057, 116572, 116571, 117189, 117438, 116336, 116335, 116287, 116545, 116546, 117225, 117224, 116941, 116760, 116759 подлежит увеличению на 1 сутки, в связи с прохождением вагонов через Санкт-Петербургский железнодорожный узел. Данные обстоятельства подтверждаются Справками "Архив вагонов" и маршрутами следования вагонов, на основании чего в удовлетворении 40 676,54 руб. судом правомерно отказано.
Также судом первой инстанции установлено, что вагон N 42095414 по накладной N 116459 был задержан на станции Лоста Окт ж.д. по причине исправления технической неисправности (неравномерный прокат по кругу катания выше нормы), возникшей не по вине перевозчика, - на период 6 суток, о чем составлены акты общей формы N 6/71161 от 27.12.2018 г., N 6/ 70161 от 22.12.2018 г. На данный вагон были уведомление формы ВУ-23-М, уведомление формы ВУ36М, акт о выполненных работах от 07.08.2018 г., расчетно-дефектная ведомость, дефектная ведомость, акт браковки запасных частей грузового вагона, акт о выполненных работах (оказанных услугах). Сведения о ремонте включены в справку о ремонтах вагона ИВЦЖА2653.
Вагоны 54222054, 54224241 по накладной N 116287 были задержаны на станции Бусловская Окт.ж.д. по причине исправления технической неисправности (обрыв сварного шва стойки) не по вине перевозчика, - на период 3 суток, о чем составлены акты общей формы N 8/26404 от 20.12.2018 г., N 8/26595 от 22.12.2018 г., N 9/2806 от 25.12.2018 г., N 8/26402 от 20.12.2018 г. На данный вагон были составлены уведомление формы ВУ-23-М, уведомление формы ВУ-36-М, дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость, акт о выполненных работах (оказанных услугах), справка 2612, гарантийное письмо, счета, протокол о недостатках.
На основании изложенного, судом правомерно отказано в удовлетворении 10 393,08 руб. убытков.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что истцом не представлены надлежащие документы о расстоянии по территории Финляндии, а именно накладные по территории Финляндии по спорным вагонам. Указанный довод отклоняется апелляционным судом.
Согласно параграфу 2 статьи 13 Условий перевозок пассажиров, багажа, товаро-багажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия) срок доставки исчисляется отдельно за расстояние по каждой из участвующих в перевозке железных дорог только в том случае, если отправитель распорядился произвести перевозку на одной железной дороге грузовой скоростью, а на другой железной дороге большей скоростью.
В силу параграфа 3 статьи 32 Условий сроки доставки груза устанавливаются за путь следования, определенный в соответствии с параграфом 2 статьи 12 Условий; претензия о возмещении за просрочку в доставке предъявляется только в том случае, когда не был соблюден общий срок доставки груза.
Параграфом 2 статьи 12 Условий предусмотрено, что по общему правилу плата за перевозку груза исчисляется за кратчайшее расстояние в направлении через те пограничные станции, которые указаны отправителем в графе 7 накладной.
Железная дорога страны отправления, принявшая к перевозке груз, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования до выдачи его получателю; железная дорога страны назначения, принимая груз вместе с перевозочными документами от железной дороги страны отправления, вступает тем самым в этот договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства (статья 24 Условий).
По смыслу приведенных норм срок доставки исчисляется отдельно за соответствующее расстояние по каждой железной дороги только в том случае, если отправитель распорядился произвести перевозку на одной железной дороге грузовой скоростью, а на другой - большей скоростью.
По общему же правилу в силу параграфа 1 статьи 13, параграфа 3 статьи 32, параграфа 2 статьи 12 Условий при определении срока доставки, просрочки и при расчете возмещения за просрочку доставки необходимо учитывать общий срок доставки за весь путь следования, не разделяя его на части. Такое разделение искусственно увеличивает срок доставки.
Указанное подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 12544/11 (далее - Постановление N 12544/11).
Согласно параграфам 1 и 2 статьи 33 и параграфам 1 - 3 статьи 34 Условий с момента выдачи получателю накладной ему принадлежит право предъявления претензий, а также исков, основанных на договоре перевозки, которые должны быть предъявлены к железной дороге страны назначения.
При этом в соответствии с параграфом 3 статьи 32 Условий претензия о возмещении за просрочку в доставке предъявляется к железной дороге только в том случае, когда не был соблюден общий срок доставки груза.
В силу статей 37 и 38 Условий железная дорога, уплатившая на основании Условий возмещение за просрочку в доставке груза, имеет право регрессного требования к другой участвовавшей в перевозке железной дороге, если просрочка в доставке допущена по вине такой дороги либо по вине обеих дорог.
Следовательно, по общему правилу требование об уплате возмещения за нарушение общего срока доставки груза предъявляется к одной из дорог исходя из общего расстояния перевозки, при этом в случае, если такая дорога невиновна в просрочке, она имеет право регресса к дороге, по чьей вине допущена просрочка.
В силу статьи 32 Условий расчет возмещения произведен, исходя из провозной платы (статьи 12, 18 параграфа 1) по той дороге, которая допустила просрочку из расчета общего срока доставки.
Сроки начала перевозок подтверждены приобщенными в материалы дела накладными движения порожних вагонов по спорным отправкам по территории Финляндской Республики, а также электронными перевозочными документами системы ЭТРАН.
При наличии нарушения общего срока доставки, а также доказанного факта нарушения срока доставки только на территории Российской Федерации, истец правомерно предъявил требования в адрес ОАО "РЖД" из расчета расстояния движения на территории Российской Федерации и, исходя из провозной платы движения на территории Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил факт нарушения ОАО "РЖД" сроков доставки по спорным накладным, и удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 206 015 руб.
Произведенный истцом расчет проверен апелляционным судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта судов первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2020 по делу N А56-121690/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-121690/2019
Истец: ЗАО "АВСТРОФОР"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"